Автоматический рисунок

Идеомоторика и автоматическое рисование — Психологос

Автоматический рисунок

Сам термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно — «мысленное движение».

Идеомоторика является фундаментальным психофизиологическим механизмом, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами.

Идеомоторный акт — это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия.

Обратите внимание

Идеомоторика — это разновидность более широкого психического явления, получившего название психомоторики, в которой, кроме идеомоторики, можно выделить сенсомоторику (движение в ответ на сенсорные сигналы), координацию (дифференцирование и регуляция мышечных усилий), ловкость (по Н.А. Бернштейну — «двигательная находчивость»), психомоторные способности (потенциальные возможности человека в двигательной сфере) и другие.

Каждое наше движение имеет свое представление в сознании и любому движению предшествует создание его мысленного образа, результатом чего являются сигналы к конкретным мышцам нашего тела.

При этом выполняется довольно сложный алгоритм анализа текущего состояния и внешних условий, но если движение повторяется часто и в типичных условиях, то наша нервная система сокращает эту процедуру до минимума: «мысленный образ движения» — «комплект сигналов к мышцам».

Мысленный образ, при котором сигналы к мышцам идут даже в том случае, если мы не планируем выполнять движение, а только думаем о нем, называется идеомоторным образом действия. И если контроль мышечной активности недостаточно высок (или сознательно ослаблен), эти сигналы могут вызвать различные движения, т.е. произвести идеомоторный акт.

Синонимом идеомоторного образа движения является понятие «динамический стереотип», который отражает интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий и достигается многократным предъявлением раздражителей.

Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить «мышечный трепет» перед движением, результат которого личностно значим.

Двигательные автоматизмы — это хорошо изученные движения, которые выполняются с минимумом сознательного участия. Основное отличие автоматизма от рефлекторного движения заключается в цели и «пусковом механизме».

Для рефлекса характерно выполнение последовательности движений в ответ на стимул (само слово «рефлекс» означает «отражение»), тогда как автоматизм ориентирован на конечный результат.

Важно

Рефлекторное движение прекращается с исчезновением стимула, а автоматическое может повторяться до достижения определенной цели или до осознания бессмысленности продолжения.

Так, например, задумавшись, мы застегиваем одежду, практически не осознавая выполняемые движения, или продолжаем дергать ручку обычно открытой двери до тех пор, пока не сообразим, что сейчас она все-таки заперта.

Автоматизированные движения часто входят в состав целостных актов поведения и в отдельности плохо запоминаются.

Например, мы можем долго вспоминать, погасили ли свет, уходя из комнаты, вынули ли вилку электроприбора из розетки, положили ли на место предмет после его использования и т.д.

Из-за этого нередко приходится создавать новые действия для проверки выполнения предыдущих — например, при выходе из дома останавливаться на пороге и еще раз проверить, выключены ли приборы, закрыты окна и т.п.

Автоматизированное действие, несмотря на его «свернутость» в нашем мысленном представлении, всегда начинается с сознательного принятия решения о выполнении действия и проходит под минимальным, но все же контролем сознания.

Рефлекс же является ответной реакцией организма на сигнал, осознание которого часто происходит после выполнения движения.

Наша речь тоже является примером автоматизированного действия, в основе которого лежит идеомоторика, так как перед произнесением мы мысленно строим будущую фразу, тем самым создаем идеомоторный образ для мышц, выполняющих произнесение звуков.

Совет

Нередко возникает ситуация, когда появление только первых признаков изменения ситуации является «пусковым» механизмом сложного ответного действия.

Именно так происходит движение при антиципации, в частности, при реакции на движущийся объект (РДО), когда к мышцам заранее отправляется комплекс команд, чтобы в нужный момент было выполнено нужное действие.

В обычной жизни немало примеров антиципации, а, следовательно, и идеомоторики, можно найти в управлении транспортом: от самоката до космического корабля.

Так, например, при езде на велосипеде мы должны смотреть не на колесо, а на 5-7 метров вперед, и сам процесс обучения езде сводится к формированию механизма предвидения поворота и компенсации потери равновесия. Да и в управлении собственным телом мы активно используем основанную на идеомоторике установку — замедляем шаг на скользких участках дороги, разбегаемся для прыжка, расставляем руки для балансировки и т.п.

Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния.

Окружающие объекты, «дорисованные» нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов — все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики.

Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает «летящая» походка, «груз» неудачи, «дрожь» воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.

У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы.

Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами.

Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.

В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д.

Обратите внимание

нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. В системе актерского мастерства К.С.

Станиславского (1863 — 1938) ведущее значение отводится идеомоторике как умению создавать в сознании нужный образ и воплощать его в движениях.

С помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем «вхождении» в образ роль сама идеомоторно «вела» актера, иногда приводя к отступлению от сценария.

Таким образом, идеомоторика является универсальным психофизиологическим механизмом, который проявляется в различных видах человеческой деятельности. Идеомоторные образы, которые создаются психикой с целью экономии времени и энергетических ресурсов организма при выполнении движений, выступают наглядным примером моделирования, осуществляемого в процессе психической активности.

Мы динамично реагируем на события внешнего и внутреннего мира, и, наверное, каждый может вспомнить ситуации, когда текущее психическое состояние существенно отличалось от привычного.

Различные стрессы, трансы и необычные переживания получили название измененных состояний сознания (ИСС).

Изменение состояния сознания может происходить целенаправленно, например, при аутогенной тренировке, медитации, музыке или танце, а может быть вызвано случайно — в результате стресса, отравления, болезни и т.п.

Во всем мире активно изучаются особенности работы психики в измененном состоянии сознания, и есть много интересных работ и целых научных направлений в этой области. Идеомоторика является одним из проявлений таких состояний.

Важно

Возникающие в сознании образы идеомоторно могут вызывать самые разнообразные движения. Как правило, эти движения носят символический характер, т.е. не выполняются полностью, а только «обозначаются» — покачиванием частями тела, напряжением мышц, движениями глазного яблока и т.п.

Нередко такие движения не осознаются и не вспоминаются после, что у окружающих людей может вызвать мысль об одержимости.

Конечно, идеомоторный акт, который осуществляется на бессознательном уровне, можно интерпретировать как своеобразную «одержимость подсознанием», но тогда в эту же категорию следует отнести наши сновидения, рефлексы и т.п.

Обычно написание текста происходит в такой последовательности: мы осознаем идею-образ, формулируем ее мысленно в словах и выводим наружу в форме речи или письма.

Фаза мысленной формулировки может не осознаваться, и тогда создается впечатление прямого переноса идеи в текст.

Такое состояние, в частности, достигается поэтами в момент вдохновения — рука словно сама пишет слова раньше, чем происходит их сознательное осмысление.

Объяснением этому явлению может служить идеомоторный акт, возникающий в период вербализации смыслового образа, то есть когда мысль, идея переводится в словесную форму.

Но существует и другое явление, связанное с бессознательным написанием осмысленного текста и тоже известное давно — идеомоторное или, иначе, автоматическое письмо, которое имеет явный эзотерический оттенок.

Совет

В результате научных исследований было сформулировано заключение, что «автоматическое письмо» представляет собой возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному.

В последствии «автоматическое письмо», наряду с другими аналогичными явлениями («автоматический рисунок», «автоматическое музицирование»), стало использоваться как средство самовыражения в искусстве. Идеомоторному рисованию — созданию рисунков в состоянии транса, посвящено одно из наших исследований, которое уже несколько лет продолжается в сотрудничестве с представителями России, Нидерландов, Польши, Англии и других стран.

Структура сеанса автоматического рисования

Автоматический рисунок

С чего начинать сеанс автоматического рисования или письма? Прежде всего необходимо представлять себе цель сеанса и всего курса в целом. Сеанс удобно разбить на несколько частей: разгрузочную, обучающую, трансформирующую и консолидирующую.

Эмоциональную разгрузку проводят следующим образом. Разложите перед пациентом листы цветной бумаги. Чем больше выбор цветов, тем эффективнее разгрузка. Предложите пациенту выбрать листы, которые ему очень неприятны.

Он выбирает два или три по-разному окрашенных листка бумаги неприятных цветов. Вы обнаружите цвета текущих неприятных эмоций, которые не нравятся ему сейчас.

Уместно спросить пациента, всегда ли ему не нравятся эти цвета или только сегодня.

Вне зависимости от того, что ответит пациент, отметьте для себя цвета негативно окрашенных листов бумаги. Это могут быть как транзиторные (преходящие) эмоции сегодняшнего и/или вчерашнего дня — «мусор», так и ключи к проблемам, пришедшим из глубокого прошлого.

Если от сеанса к сеансу пациент выбирает одни и те же неприятные ему цвета бумаги, это означает, что сейчас он постоянно подвергается воздействию одного и того же травмирующего фактора. В этом случае вам придется разматывать клубки как прошлых травм, так и сегодняшних.

С листами цветной бумаги можно поступать по-разному в зависимости от личности вашего подопечного.

Наблюдайте, как пациент выбирает листы негативно окрашенных цветов. Ищите в его движениях паузу перед тем, как протянуть руку к листу. Пауза может напоминать нерешительность. По движениям глаз вы уже догадались, какой лист бумаги онвозьмет. После принятия решения он может быстро протянуть руку к листу, а может выдержать паузу перед тем, как взять лист. Кисть «зависает» над листом.

Обратите внимание

Если пациент быстро протягивает руку к листу и на лице у него появляется гримаса напряжения, то, скорее всего, мы имеем дело с преходящей эмоцией-«мусором». «Зависание» кисти над листом или пауза перед тем, как протянуть к нему руку, склоняет нас к мысли об элементе предтрансового состояния. Высока вероятность того, что обнаружен ключевой цвет травмирующей ситуации в прошлом.

В случае с эмоцией-«мусором» мы предлагаем агрессивный путь избавления от поверхностных эмоций — порвать лист на мелкие-мелкие кусочки, или скомкать его и с силой бросить в дальний угол, или сжечь лист в пепельнице, предварительно скомкав и порвав его на крупные куски. В подавляющем большинстве случаев эти процедуры приносят эмоциональное облегчение.

Иногда пациент отказывается от агрессивных вариантов разгрузки. Ему не нравится рвать и комкать бумагу. Предложите ему аккуратно сложить лист пополам и провести им между двумя пальцами рук, чтобы сформировать линию перелома. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока напряжение не спадет.

Последовательное переламывание и складывание листа — борьба с агрессией у интровертов.

Безусловно, мы можете использовать и другие приемы борьбы с излишней эмоциональностью, которые подходят к вашим условиям.

Разгрузочная часть сеанса длится недолго, всего 10-15 минут, но она открывает путь легкому обучению и эффективной трансформации. Придумывайте и ищите собственные приемы эмоциональной разгрузки на сеансах.

Пациент устает от однообразных занятий. Он всегда с интересом ждет, чем сегодня удивит его мастер, и вы не должны разочаровывать пациента.

Обучающая часть сеанса проходит следующим образом. Вы обучаете пациента выбирать карандаш или кисточку, разучиваете с ним трансовые танцевальные движения или вместе слушаете колокольчик и пытаетесь уловить фазовые переходы звука и тишины. На обучение уходит около 30-40% времени сеанса. Чем лучше проведено обучение, тем полноценнее функция трансового копира.

Важно

Во время трансформирующей части сеанса вы проводите пациента по выбранному маршруту спонтанного рисования образов или под воздействием ключевых слов и их аналогов. Когда можно считать трансформацию завершенной? Ответ на этот вопрос дает следующая процедура. Разложите рисунки на столе или на полу, чтобы их можно было увидеть одним взглядом.

Затем вместе с пациентом формируйте из рисунков целостную композицию — общее трансо-вое полотно сеанса. На рис. 68 в качестве примера рассмотрены три рисунка, составляющие ядро сеанса и существующие как единое трансовое полотно. Рисунки разложены в порядке их спонтанного следования. На рис.

69 те же три рисунка собраны в одно трансовое полотно, они представляют собой композиционно гармоничное сообщение.

Дело в том, что подсознание выдает свои сообщения не по порядковым номерам, а случайнымобразом. Каждый рисунок, взятый сам по себе, — это один из фрагментов трансовых проекций большого образа-полотна.

Ваша задача -получить не изолированные фрагменты, а из кусочков трансовой мозаики воссоздать полотно трансовой картины.

Чем полнее воссоздано трансовое полотно, тем успешнее будет преодолен кризис, с которым пришел пациент.

Сначала кажется, что сложить вместе в одну композицию совершенно непохожие друг на друга листочки невозможно. Рациональному уму эта задача действительно не по силам. Рисунки раскладываются не по явному смыслу, а по трансовому созерцательному смыслу, скрытому от рационального ума. Восстанавливать композицию трансового полотна лучше всего в состоянии созерцания.

Если вы или пациент еще недостаточно овладели техниками созерцания, то восстановить трансовое полотно можно иным путем. Раскладывайте рисунки так, чтобы композиция выглядела уравновешенной.

С этой задачей рациональный ум неплохо справляется. Разум очень хорошо решает задачи цветовых контрастов и дополняющих друг друга цветовых сочетаний.

Уравновешенность композиции — главный признак правильности воссоздания трансового полотна.

Совет

В полотне могут оказаться зияющие пустоты. Предложите пациенту дорисовать недостающие фрагменты. Он с легкостью и воодушевлением заполняет пустоты недостающими рисунками. На этом трансформирующая часть сеанса заканчивается.

Если не удается собрать из отдельных рисунков целостную уравновешенную композицию, это означает, что трансформирующая часть сеанса не завершена и необходимо после кратковременного отдыха продолжить трансформации. Иногда промежутки между выходами фрагментов одного и того же трансового полотна длятся недели и даже месяцы.

Поэтому рисунки надо архивировать и хранить, чтобы всегда была возможность вернуться к ним и завершить начавшийся этап трансформации.

Как показал опыт, средний промежуток времени между выходами достаточно больших фрагментов полотна составляет 1,5-2 месяца. Если в течение курса вам не удалось завершить воссоздание одного из трансовых полотен, следует вернуться к нему через 1,5-2 месяца.

Нередко рисунки не группируются в одно полотно, а раскладываются в два или три независимых полотна. Это означает, что подсознание беспорядочно выдает сообщения почти одновременно по нескольким темам.

В подобных случаях можно либо растянуть сеанс за счет увеличения числа перерывов для отдыха и эпизодов рисования, либо продолжить рисование в ближайшее время, например, завтра, но не позднее послезавтра.

И тот, и другой варианты имеют слабые и сильные стороны. Растягивание сеанса во времени или его интенсификация приводят к чрезмерной трансовой усталости пациента и к резкому снижению чувствительности к трансовым стимулам.

Ключевые слова и их аналоги не вызывают трансовых откликов в виде рисунка, письма, плача, танца или крика. Пациент нуждается в длительном отдыхе после трансовой перегрузки.

Обратите внимание

Кроме того, трансовая перегрузка обязательно выплеснется в будущем в виде немотивированной агрессии или спонтанного транса.

Продолжение сеанса рисования на следующий день обычно приводит к воссозданию целостности трансовых полотен. Однако иногда пациент рисует картинки, которые не укладываются в уже начатые полотна, а образуют новое полотно.

Перед вами возникает вопрос: «Предыдущая трансформация завершена или не завершена»? Ответ на этот вопрос вы узнаете через 2-4 месяца, когда завершится начатый на сеансах процесс трансформации.

В любом случае обнаружение двух или трех трансовых полотен требует вдумчивого отношения к планированию длительности и интенсивности курса автоматического рисования и письма.

Консолидирующая часть сеанса не связана с рисованием. Пациенту полезно испытать небольшое физическое напряжение. Удивительно, но факт: физическое напряжение хорошо завершает сеанс автоматического рисования. Пациенту нужно что-либо преодолеть с физическим напряжением.

Я предлагаю им после особенно трудных сеансов завязать в узел металлическую спицу для вязания. Как это ни удивительно, но они ее завязывают.

Причем перед сеансом завязать в узел спицу никто не может, но после удачного сеанса рисования пациенты и особенно пациентки вяжут узлы из спиц с удовольствием и даже воодушевлением.

Прилив сил и потребность проявить их является достоверным критерием завершения сеанса. Первоначально я недооценивал важность физического напряжения для успеха трансформации. Прилив сил и энергии иногда напоминает агрессивность, и некоторые пациенты действительно идут по агрессивному пути.

Важно

Дальнейшие наблюдения и поиск наилучших способов завершения сеанса подтвердили догадку о том, что значительный объем неосознаваемой агрессивности остается нетрансформированным. Агрессивность сопутствует почти каждому проявлению наших осознаваемых или неосознаваемых действий.

Вовремя не распознанная агрессивность обязательно проявит себя в течение ближайших трех-четырех часов после сеанса в лучшем случае скандалом.

Что делать с агрессивностью? Дать ей возможность проявить себя в позитивном или игровом русле. Тогда агрессия укрепит достигнутые результаты трансформации, а не разрушит их.

Опыт показал, что физическое напряжение с преодолением препятствия — обязательный компонент трансового преобразования личности.

Для кого-то лучшим видом напряжения оказывается бег,для кого-то — упражнения на тренажерах с отягощениями, а кому-то хочется поиграть в баскетбол или в футбол.

Интересно отметить, что значительная часть женщин после сеанса трансового рисования испытывает потребность поиграть в футбол или побоксировать в перчатках.

Если у вас нет возможности удовлетворить разнообразные запросы учеников в физических нагрузках, то обходитесь доступными способами удовлетворения потребности в физических напряжениях.

Хорошо завершить сеанс упражнениями с эспандером или резиновым жгутом в течение 10-15 минут — до состояния удовольствия. Чрезмерные нагрузки, вызывающие усталость, разрушают эффекты автоматического рисования и письма.

Длительность сеанса трансового рисования варьирует в зависимости от особенностей пациентов. Минимальная продолжительность эффективного сеанса составляет 40-50 минут. Максимальная длительность индивидуального сеанса в моей практике составила пять часов. Оптимальная длительность сеанса — около двух часов. При благоприятном течении сеанса удается пройти один, два и даже три маршрута.

У читателя может сложиться впечатление, что автоматическое рисование предназначено для высвобождения и трансформации исключительно негативного опыта. Возможности автоматического рисования гораздо шире.

Помимо негативного опыта возможно высвобождение позитивного опыта и замещение им негативного.

Совет

Для этого необходимо, выслушивая пациента, обращать внимание на ключевые слова второго рода, свидетельствующие о событиях радостных и приятных.

Ключевые слова второго рода сопровождаются естественной улыбкой и открытой позой. Голос становится бархатистым и ненапряженным, глаза совершают сложные эволюционные движения типа вращающихся восьмерок и заканчивают движения в горизонтальной позиции.

Судьба рисунков

Что делать с накапливающимися в процессе лечения рисун-нами? Рисунки играют двойную роль. С одной стороны, они объективно отражают особенности личности пациента, ее проблемы и динамику трансформации. Рисунки — это иллюстрированная история трансформации, пригодная для научного анализа, совершенствования собственного мастерства и для других сугубо практических целей.

Их целесообразно архивировать вместе с сопроводительными записями. Нередко пациент возвращается к вам через год или два, и вам необходимо вернуться к предыдущему курсу рисования для оценки сегодняшнего состояния. Архив иллюстрированных историй трансформаций помогает осмыслить пройденный путь. Без хорошего архива стать мастером автоматического рисования вряд ли возможно.

С другой стороны, серия рисунков является лечебным средством, срок действия которого колеблется от 3-4 недель до нескольких лет. Рисунок и создавший его человек связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Без преувеличения можно сказать, что рисунок и его создатель во время трансформации живут одной жизнью. Это обстоятельство — еще один аргумент в пользу создания архивов рисунков.

Образ на бумаге, рожденный в трансе автоматического рисования, — это проявленный виртуальный человечек. Виртуальный человечек не вечен, у него определенный срок жизни.

По описаниям пациентов, виртуальный человечек может сжиматься в точку и замирать, но может и распадаться на мелкие фрагменты. Преждевременный распад виртуального человечка вызывает переживания тоски и душевной боли.

Своевременный распад виртуального человечка вызывает чувство огромного облегчения и внутренней свободы.

Трансовый рисунок виртуального человечка поддерживает своего автора достаточно длительный срок. Весь период трансформации пациент дорожит своими рисунками, хотя иногда кажется, что он о них забыл. Наконец, наступает такой момент, когда рисунки начинают тяготить своего создателя и он хочет от них избавиться.

Отчуждение рисунков означает завершение срока трансформации. Бывший пациент хочет уничтожить рисунки. Опыт показал, что самый лучший способ уничтожения рисунков сжигание. Пациент физически ощущает распад виртуальных человечков, переживая дискомфорт во время процедуры сжигания рисунков.

Только увидев последний дымок от костра, он успокаивается. Последействие от процедуры сжигания автоматических рисунков длится около 2-3 суток. Лишь по истечении срока последействия приходит ощущение полной и безоговорочной свободы. Такова судьба автоматических рисунков и образов, проявленных на них.

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая

Рекомендуемые страницы:

Автоматическая нумерация объектов (рисунки, таблицы, формулы …) в MS Word

Автоматический рисунок

Важное отступление! Прежде чем приступать к рассмотрению данного материала рекомендуется в обязательном порядке ознакомиться с устройством стилей в MS Word, а также пониманием принципов работы многоуровневых списков. Кроме того, очень поверхностно мы уже касались темы создания подписей объектов в статье о создании структуры документа, там же был затронут вопрос альтернативного метода подписей объектов.

Все вышеизложенное в равной степени относится к нумерации любого объекта будь то рисунок, таблица, формула или еще что-нибудь, который может встретиться при написании работы в текстовом процессоре MS Word.

Не имеет и значение расположение автоматического номера: сверху над объектом, снизу по центру, либо с боку самого объекта.

Также предложенный способ хорош не только своей универсальностью, но и независимостью от самого объекта, например, рисунки могут бить подписаны с помощью курсива, а таблицы выделены жирным и т.д.

Автоматическая нумерация объектов в текстовом процессоре MS Word является важной составляющей качественной работы.

Причем качественной и с точки зрения самой работы, когда дальнейшее ее форматирование не приведет к нежелательным последствиям в виде плавающих номеров и неправильных ссылок по тексту, так и с точки зрения понимания работы в текстовом процессоре самого автора.

Также, в зависимости от объемов текста и количества объектов, использование автоматической нумерации позволит сэкономить кучу нервов и времени. А благодаря возможности использования шаблонов, настройки можно производить единожды, многократно использую свои первоначальные труды.

Почему же так важна автоматическая нумерация объектов?

Во-первых, при добавлении нового объекта не стоит задумываться о том какой порядковый номер будет присвоен ему.

Во-вторых, если объект будет добавлен в середине текста, то нумерация следующих за ним элементов не будет нарушена. В третьих, если необходимо, то все желаемые объекты можно с легкостью вынести в оглавление.

Ну и в четвертых, ссылки на подписи созданных с помощью автонумерации объектов будут также автоматически обновляться.

Обратите внимание

Причин более чем достаточно, поэтому переходим непосредственно к рассмотрению создания автонумерации объектов.

Для начала необходимо определиться каким будет номер простым, например: Рис. 1, Рис. 2 и т.д. или составным: Рис. 1.1, Рис 2.5 (пятый рисунок второго раздела). В первом случае предварительные манипуляции с нумераций заголовков можно опустить, во втором, прежде чем перейти к настройке нумерации самих объектов, необходимо предварительно правильно настроить нумерацию разделов документа.

Когда номер объекта простой, достаточно настроить многоуровневый список и стиль для оформления подпись объекта, а потом привязать один из уровней списка к стилю подписи объекта. Как это делается уже рассматривали ранее, поэтому повторятся не будем.

Здесь рассмотрим вариант более сложный с составными номерами объектов. Как и раньше использоваться будет многоуровневый список с привязкой к стилям, который отвечают за нумерацию объектов.

Для начала создадим стили разделов документа, вернее модифицируем имеющиеся стили с названиями: Заголовок 1 и Заголовок 2. Поскольку номер подписи объекта будет составным, то сначала необходимо настроить нумерацию верхних уровней многоуровневого списка.

Оба модифицированных стиля созданы на основе стиля «Обычный» и имеют определенный настройки, которые, в рамках данного материала, не важны, поэтому на них детально останавливаться не будем.

Далее необходимо создать стили непосредственно для объектов которые планируется нумеровать. Если это рисунок, тогда создаем два дополнительных стиля.

Первый непосредственно рисунок, обыкновенный ненумерованный стиль с выравниванием по центру (если, конечно же планируется размещать рисунки по центру), именно этим стилем форматируем сам рисунок, который вставляем, а второй подпись рисунка, нумерованный стиль уже привязанный к уровню многоуровневого списка, им подписываем созданный рисунок.

Важно

Хотя уже можно переходить непосредственно к настройке многоуровневого списка, создадим еще стили для подписи таблиц, а потом настроим нумерацию сразу для обоих типов объектов.

В зависимости от требований к оформлению текста, иногда можно обойтись и одним стилем, с которым следует и связать уровень многоуровневого списка, но рассмотрим случай когда номер таблицы идет особняком от самого названия таблицы. Итак, номер таблицы будет отформатирован курсивом и находится справа над таблицей.

Сам же заголовок таблицы будет основан на стиле обычный, полужирным с выравниванием по центру.

После того, как определились с объектами, можно создать многоуровневый список. Поскольку в текстовом документе может находится несколько многоуровневых списков, желательно под подписи объектов выделить отдельный список.

Если определенные подписи объектов будут иметь составные номера, тогда привязку уровней к стилям следует выполнять, привязывая к более высоким уровням те стили, номера которых должны находиться левее в составном номере. Т.е. если подпись рисунка включает номер заголовка первого уровня и свой собственный номер, тогда стиль «Заголовок 1» следует привязать к уровню выше стиля «Подпись рисунка». Что можно наблюдать на рисунке ниже.

Что касается взаимного размещения стилей «Подпись рисунка» и «Номер таблицы», то оно не имеет значения, поскольку их номера не влияю друг на друга.

Там специально, оставлено место под возможную привязку к третьему уровню стиля «Заголовок 3», однако это следует делать обязательно, только если его номер планируется использовать в составных номерах подписи рисунка и/или таблицы, в противном случае, его нахождение в иерархии списка роли не играет, как, впрочем, и расположение стиля «Заголовок 2».

По тексту иногда требуется (а если это научный труд, тогда в обязательном порядке) делать ссылки на объекты (например, см. рис 1.13). Поскольку их оформление выполнено с использованием стилей, это сделать очень просто, достаточно перейти на вкладку «Ссылки» и вставить перекрестную ссылку.

При последующей модификации текста (удаление или добавление новых объектов), перекрестные ссылки тоже будут обновляться, достаточно выделить текст и нажать клавишу «F9».

После вставки перекрестной ссылки, иногда возникает необходимость провести определенную настройку номера (например, чтобы ссылка писалась с маленькой буквы или в ссылке убрать текстовую часть, если рисунки подписываются как «рисунок», а ссылку требуется сделать в стиле «рис.» и т.д.) делается это с помощью контекстного меню/ изменить поле.

Описанный в статье способ возможно не самый очевидный, как, в принципе, и не единственный, однако он, по мнению автора, лучший на данный момент.

Автоматический рисование и живопись

Автоматический рисунок

Автоматическое рисование (отличное от нарисованного выражения сред) было разработано сюрреалистами как средство выражения подсознания. При автоматическом рисовании рукой разрешается перемещаться «случайно» по всей бумаге. При применении случайности и случайности к маркировке рисунок в значительной степени освобождается от рационального контроля.

Следовательно, созданный рисунок может быть частично отнесен к подсознанию и может выявить что-то из психики, которое в противном случае было бы репрессировано. Примеры автоматического рисования были сделаны медиумами и практиками психического искусства.

Некоторые спиритуалисты считали, что он контролирует дух, который производит рисунок, физически контролируя тело среды.

Совет

Автоматический рисунок был впервые представлен Андре Массоном, но художники, которые также практиковали автоматическое рисование примерно в то же время, включают английский художник Остин Осман Спаре и во Франции Джоан Миро, Сальвадор Дали, Жан Арп и Андре Бретон.

Техника автоматического рисования была перенесена на живопись (как видно из картин Миро, которые часто начинались как автоматические рисунки), и была адаптирована к другим материалам; в компьютерной графике даже были автоматические «рисунки». Предполагалось, что Пабло Пикассо также выразил тип автоматического рисунка в своей более поздней работе, и особенно в его офортах и ​​литографических сюитах 1960-х годов.

Автоматическое письмо – это способ письма, в котором ни сознание, ни вмешательство не вмешиваются. Этот процесс имеет как минимум пять различных областей применения: литература, психология, живопись, парапсихология или аутогипноз.

Автоматическое письмо использовалось сюрреалистами как способ литературного творчества, позволяющий освободиться от узости мысли, управляемой разумом. Этот момент характерен для сюрреалистического движения.

Именно в конце квеста о природе поэтического вдохновения Андре Бретон формализовал этот метод, применяемый к литературному творчеству. Он состоит из написания как можно быстрее, без контроля за разумом, без эстетических или моральных проблем или без какой-либо заботы о грамматической последовательности или уважении к лексике.

Государство, необходимое для хорошей реализации, – это состояние отпуска, между сном и бодрствованием (близко к гипнотическому состоянию).

Большинство автоматических рисунков сюрреалистов были иллюзорными или, точнее, развивались в такие рисунки, когда представительные формы, казалось, предлагали себя.

В 1940-х и 1950-х годах франко-канадская группа под названием Les Automatistes проводила творческую работу (главным образом живопись) по сюрреалистическим принципам. Они отказались от каких-либо следов представления при использовании автоматического чертежа.

Обратите внимание

Это, пожалуй, более чистая форма автоматического рисования, поскольку она может быть почти полностью непроизвольной – для разработки репрезентативной формы требуется, чтобы сознательный ум взял на себя процесс рисования, если только он не является полностью случайным и, следовательно, случайным. Эти художники во главе с Полом-Эмилем Бордуасом стремились провозгласить в своих манифестях Refus Global провозглашение универсальных ценностей и этики.

Как упоминалось выше, художники-сюрреалисты часто находили, что их использование «автоматического рисования» не было полностью автоматическим, скорее оно включало некоторую форму сознательного вмешательства, чтобы сделать изображение или живопись визуально приемлемыми или понятными », – сказал Массон, автоматические “образы включали двукратный процесс бессознательной и сознательной деятельности …”

Первой работой, написанной с помощью этого метода, был Les Champs Magnétiques Андре Бретон и Филипп Супо, опубликованный в 1919 году. Это была отправная точка сюрреалистического движения. Одним из первых автоматических презентаций является пьеса «Пожалуйста».

Изобретение «изысканного трупа» сюрреалистами находится в том же духе литературного творчества, освобожденного от оков разума.

Определение автоматического написания Андре Бретона в «Манифест сюрреализма» (1924): «Поместите себя в самое пассивное или восприимчивое состояние, чтобы вы могли быстро писать без предвзятого предмета, достаточно быстро, чтобы не сдерживать вас и не соблазняйтесь перечитывать себя ».

Автоматическое письмо имеет фундаментальное место в сюрреализме, но оно не сводится к нему. Подводя итоги сюрреалистической деятельности в 1933 году, Бретон выразил сожаление в связи с тем, что это открытие не было более эффективно использовано в этих терминах: «история автоматического письма в сюрреализме – это непрерывное несчастье».

Автоматическое письмо находит графический эквивалент в так называемой технике трения, изобретенной Максом Эрнстом в 1925 году: она состоит в том, чтобы пропускать карандашный провод поверх листа, помещенного на любую поверхность (паркет или другую текстуру), которая показывает более или менее мнимые фигуры ,

Члены племени Корва Хилл в глубокой Индии Чхаттисгарха, узнали в деревнях, что уважение и власть связаны с способностью писать. Для Холма Корва писать не является средством общения, а чистой магией, которая дает силу. Но Хилл Корва говорит на диалекте без написания!

Важно

Вот что говорит Джагдиш Сваминатан в своем каталоге выставки работ Хилла Корвы «Магический сценарий» Музея Бхарата Бхавана (Бхопал, Мадхья-Прадеш) в 1985 году: «Первое, что мы видим на этих рисунках, – это их каллиграфический характер, так как если бы это был не рисунок, а письмо.

Но у Хилла Корвы нет письменных документов, они неграмотны […] Когда смотришь на эти рисунки, сразу вспоминаешь о работах Пола Клее ». Они пишут быстро, очень быстро, отмечает Сваминатан в своем каталоге. Когда они ходят. Холм Корва легко проходит 40 км в день, с адской скоростью.

Марк Тоби (американский художник) написал в Англии, в ноябре или декабре 1935 года, несколько картин («Бродвей», «Приветственный герой», «Бродвейская норма») в «белом письме» («Белое письмо»), который будет существенным характерный для его работы и который, по мнению критиков, будет иметь решающее влияние на маршрут Джексона Поллока.

Пьер Рестаны, критик современного искусства, пишет: «Его графический дизайн – поэзия, репортаж, жест скрытности, сексуальный релиз, автоматическое письмо, самоуверенность и отказ. .. нет ни синтаксиса, ни логики, но содрогание бытия, шепот, который идет на дно вещей ».

Парапсихологи рассматривают с этой методикой вмешательство паранормальных явлений как эффект психической диссоциации субъекта, введенного в новое измерение. Некоторые авторы утверждают, что могут писать, подключаясь к записям Акаши.

Гипнотисты точно описывают то же явление, которое вызвано самогипнозом.

Автоматическое письмо или поток сознания – это процесс или результат написания, который исходит не из сознательных мыслей писателя. Это способ сделать подсознательную поверхность.

Он состоит в том, чтобы поместить карандаш на бумаге и начать писать, позволяя мыслям течь без какого-либо морального, социального или какого-либо принуждения.

Иногда это делается в состоянии транса, хотя это необязательно.

Его цель – преодолеть цензуру, которая действует на бессознательное, благодаря незапланированным творческим действиям и без непосредственного чувства сознания, которые избегают воли автора. Затем он непосредственно составляет бессознательное, освобожденное от цензуры.

Comments

(0 Comments)

Ваш адрес email не будет опубликован.