Шизофрения у детей: признаки и лечение

Симптомы и признаки шизофрении у детей

Шизофрения  у детей: признаки и лечение

Шизофрения у детей встречается крайне редко – статистика показывает, что в детском возрасте ею заболевает один ребенок из пятидесяти тысяч.

Впрочем, проблема усугубляется тем, что распознать недуг в раннем детстве очень сложно, ведь это не физический недостаток, который сразу очевиден.

В раннем возрасте проявление болезни может остаться незамеченным, а ведь своевременная диагностика могла бы помочь маленькому пациенту. Стоит подробно рассмотреть симптомы и признаки этого заболевания у детей.

Обратите внимание

Как и любая другая болезнь, детская шизофрения обусловлена определенными факторами, ведущими к развитию недуга. При этом ученым не удалось установить весь спектр причин – есть лишь факторы, которые увеличивают риск заболеваемости, но не означают стопроцентной вероятности такого исхода.

Основной причиной считается генная предрасположенность, а именно – нарушение генной структуры. Впрочем, никто не может сказать, когда этот фактор сыграет свою роль, потому что врожденная по своей сути шизофрения проявляется лишь под действием определенного катализатора.

Диагностировать недуг у новорожденного вскоре после рождения вероятнее в том случае, если катализатором выступило событие, произошедшее еще в бытность ребенка плодом – например, обвитие пуповиной, митохондриальная недостаточность, другие патологии беременности и осложнения при родах.

В большинстве случаев первые признаки наблюдаются значительно позже, будучи вызванными вирусным инфицированием нервной системы или сильным стрессом. При этом совпадение даже нескольких названных факторов совсем не означает, что ребенок заболеет шизофренией.

Будучи заболеванием генного характера, шизофрения не передается никак, кроме как по наследству.

При этом у родителей с генными нарушениями могут рождаться совершенно здоровые дети, и наоборот – болезнь в полностью здоровой семье может впервые проявиться у малыша, получившего генное нарушение не в наследство, а в результате собственной патологии.

В некоторых случаях определить явные нарушения психики у малыша можно еще до того, как ему исполнится 2 года. Наиболее бросающиеся в глаза симптомы – это странное поведение: например, четко сфокусированный взгляд буквально с рождения, как будто ребенок смотрит на несуществующий предмет. И это при том, что многие младенцы так просто не умеют.

Попадаются и обратные примеры, когда ребенок совершенно не реагирует на движущиеся предметы. Спят такие дети очень мало – всего лишь несколько часов. Они остро реагируют на шум и плачут чаще других – при общей вялости.

Важно

При дальнейшем развитии ребенка патология становится все более явной. Типичный признак шизофрении – задержки развития речи и моторики, хотя сами по себе они еще ни о чем не говорят. В движениях очень заметна неловкость и медлительность, кроме того, такие дети обычно не умеют строить межличностные отношения.

В целом поведение малышей выглядит очень эксцентричным. Их былая вялость, наблюдавшаяся в первые месяцы жизни, сменяется легкой возбуждаемостью, склонностью к агрессии и крику, но при этом – сравнительной холодностью по отношению к родителям.

Такой ребенок способен увлечься своим занятиям вплоть до одержимости, а в играх обычно не ищет компании, да и вообще не задумывается об интересах окружающих.

Иногда шизофрения сопровождается олигофреноподобным дефектом, который характеризуется низкими возможностями памяти и общей наивностью.

Если дети и заболевают шизофренией, то обычно это происходит еще на этапе дошкольного возраста. Это особенно усложняет диагностику, поскольку практически все названные симптомы сами по себе на шизофрению не указывают, а являются отклонениями в пределах нормы, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Ситуация еще больше усугубляется также тем, что более двух третей всех больных шизофренией детей переживают заболевание в виде приступов. Оно не проявляется стабильно, тогда как непрерывное развитие недуга наблюдается лишь у каждого четвертого маленького пациента.

Каждый третий среди больных шизофренией детей страдает ее злокачественной формой, которая характеризуется высокой степенью сопутствующей олигофрении.

По неустановленным причинам в группе особого риска находятся мальчики – девочки составляют всего лишь четверть всех пациентов такого типа. Кроме того, именно у мальчиков болезнь прогрессирует хоть и вяло, но стабильно, тогда как девочки отличаются более ярко выраженными, но все же не постоянными приступами.

Совет

Злокачественная форма шизофрении справедливо считается наиболее тяжелой, поскольку она не просто замедляет развитие ребенка, а буквально поворачивает его вспять.

При появлении болезни в самом раннем возрасте подозрительные процессы становятся заметными уже в возрасте около года – и приобретают окончательную форму уже к возрасту 5-7 лет.

Хотя в особо тяжелых случаях формирование негативной симптоматики происходит очень быстро.

В первую очередь заметно общее угасание эмоционального фона. Для малышей обычно характерно не унывать, они быстро забывают обиды и снова радуются жизни, но больным злокачественной шизофренией жизнерадостность чужда. Ребенок замыкается в себе, ему уже не интересно происходящее вокруг, даже встреча с родителями не вызывает у него радости.

Игровая активность все больше скатывается в примитив, детская неаккуратность со временем не только не исчезает, но и усугубляется. Малыш настолько не воспринимает все новое, что любые изменения могут оказаться едва ли не единственным фактором, вызывающим у него сильные эмоции – негативные.

Речевая активность тоже падает. Хорошо говоривший ребенок начинает ограничиваться короткими и простыми фразами, затем у него портится произношение, а дальше он может вообще прекратить разговаривать.

Регресс задевает и движения – даже если малыш уже умел сам одеваться, в плане моторики рук он понемногу возвращается к уровню ребенка 1-1,5 лет.

При этом вероятно регулярное повторение какого-нибудь простого, ничем не обусловленного движения – вроде раскачивания.

При непрерывном протекании злокачественной формы шизофрении описанный регресс неизбежен. Если же она проявляется в виде приступов, то указанные симптомы присутствуют у двух из трех маленьких пациентов.

Одним из наиболее распространенных сопутствующих шизофрении расстройств является кататония, то есть явное нарушение двигательной активности. Оно не всегда выражено в виде снижения активности – вместо ступора может проявляться необоснованное чрезмерное возбуждение. Нередка также крайне резкая «смена режима».

Если поразительная пассивность просто пугает, то у аномального возбуждения есть вполне конкретные риски, вроде неоправданной агрессии и склонности к импульсивным поступкам. Что характерно, кататонический синдром может развиваться сам по себе, без сопутствующих расстройств умственной деятельности. Его типичными признаками являются:

  • Топтание на месте, прерывистые движения без конкретной цели или же походка без определенного ритма, чем-то напоминающая езду на автомобиле с начинающим водителем, который еще не успел освоить коробку передач. Сюда относится также многочасовая хаотичная ходьба, сопровождающаяся рассредоточенным взглядом, что не мешает больному успешно избегать любых препятствий на своем пути.
  • Ситуация, когда ребенок внезапно «выключается»: только что он был гиперактивен и весьма подвижен, а спустя мгновение – уже лежит совершенно обессиленный.
  • Спонтанные пробуждения посреди ночи – без возможности быстро заснуть дальше.
  • В особо тяжелых случаях – деструктивная гиперактивность, когда фактически беспричинно разъярившийся ребенок способен целенаправленно причинять физический вред себе и окружающим, а также ломать любые окружающие предметы.

Типичным состоянием для большинства детей, больных шизофренией, является безразличие к происходящему вокруг. При этом безразличие буквально ко всему остро контрастирует с нелогичными, но очень заметными увлечениями каким-то определенным предметом, занятием или темой.

Весьма характерным является также галлюцинаторное восприятие, когда маленький пациент видит и тактильно ощущает то, чего на самом деле нет.

Подобные иррациональные ощущения вызывают у ребенка страх и часто развиваются до масштабов полноценной фобии, которая усиливается с наступлением вечера.

Обратите внимание

В дневное время страх и недоверие также присутствуют, но они больше направлены на реально существующие объекты – например, на незнакомую обстановку или людей. Тревога ребенка сопровождается отказом от пищи и игр, а также стремлением быть как можно ближе к матери.

Специалистами замечено: если страх вызван определенным реальным фактором, то его устранение в целом улучшает состояние ребенка.

Описанные симптомы имеют и внешне выраженные черты: приоткрытый рот и блуждающий, рассредоточенный взгляд. Непрерывная шизофрения – это стопроцентная гарантия нарушений восприятия, а вот более чем у трети пациентов с приступообразной формой такие расстройства психики не наблюдаются.

Поскольку детская шизофрения все же не является неизлечимой болезнью, очень важно как можно раньше и точнее провести диагностику.

Даже если вылечить ребенка в итоге так и не получится, только с помощью правильно и своевременно поставленного диагноза можно хотя бы частично уменьшить пагубное воздействие на малыша всех описанных симптомов.

При этом чаще всего врачи уверенно определяют шизофрению лишь в младшем школьном возрасте, до 12 лет, да и то – только по результатам большого стационарного обследования.

Сложностей, препятствующих быстрому выявлению шизофрении, сразу несколько.

Во-первых, очень многие симптомы этого заболевания действительно могут оказаться всего лишь особенностями характера или индивидуального развития. Они не указывают на болезнь.

Во-вторых, многие психические заболевания обладают очень похожим набором признаков, но при этом предполагают совершенно разное лечение.

В-третьих, такой яркий признак психических расстройств, как галлюцинации и ложное восприятие, никак нельзя наблюдать со стороны – об этом может рассказать только сам пациент. При этом дети дошкольного возраста и без того далеко не всегда способны на подробный обстоятельный рассказ, так еще и шизофрения способствует снижению речевой активности.

В таких ситуациях специалисты обычно проводят сложную диагностику, призванную не столько подтвердить саму шизофрению, сколько проверить возможное наличие тех признаков, которые могли бы указывать на иную природу заболевания. В результате изначально поставленный диагноз может неоднократно меняться, что уменьшает эффективность лечения.

Зачастую даже опытные доктора путают шизофрению с аутизмом, поскольку в начале своего развития они действительно очень похожи. Однако шизофрения чаще проявляется не раньше 3-4 лет, она характеризуется постепенным усугублением нарушений. Аутизм обычно формируется к двум годам и представляет собой резкую деградацию, но с последующим развитием, пусть и очень замедленным.

На этот момент нужно обратить особое внимание, потому что сам ребенок этого не расскажет. Доктор не имеет возможности наблюдать пациента так же регулярно, как это делают родители, поэтому отталкиваться в своих выводах он будет именно от слов последних.

Важно

Медики отмечают, что приблизительно половина детей, которым в дошкольном возрасте был поставлен диагноз «шизофрения», имеют все шансы вырасти здоровыми людьми. Для лечения данного заболевания используется комплекс методов, значительную часть которых еще около ста лет назад предложил знаменитый российский психотерапевт Владимир Бехтерев.

Шизофрения на томографии выглядит как нарушения развития лобной доли мозга, но причин для этого довольно много, что усложняет лечение. Чем младше ребенок, тем труднее составить для него правильную программу. Круг позволенных детям медицинских препаратов весьма ограничен, а психотерапия на них недостаточно действует из-за недостаточного уровня понимания языка.

В дошкольном возрасте шизофрению обычно не столько лечат, сколько сдерживают – с помощью дозволенных препаратов (в умеренных количествах).

В любом случае – специалисты должны объяснить всей семье, с чем они столкнулись, что можно сделать для того, чтобы увеличить шансы на положительный исход. Целебный эффект может давать даже правильно организованное окружение.

Лечение занимает несколько лет, но при подключении психотерапии в определенном возрасте результат становится все более заметным, и те же стационарные процедуры нужно проходить не так уж часто.

При лечении шизофрении часто назначают медикаменты седативного направления – например, аминазин и препараты лития, успокаивающие как психику, так и двигательную активность.

Для расширения эффекта их дополняют противосудорожными препаратами, а также антидепрессантами и антипсихотиками.

Очень важную роль способна сыграть поведенческая психотерапия, где ребенка научат самостоятельно справляться с собственными переживаниями и налаживать контакты с окружающими.

Общий расслабляющий эффект и необходимый позитивный эмоциональный всплеск дает терапия в виде контакта с животными.

В восстановлении нарушившейся речи поможет профильный специалист – логопед.

Совет

Многочисленные отзывы родителей подтверждают, что правильная атмосфера дома способна облегчить больному ребенку протекание болезни. Такое заболевание у малыша может стать серьезным вызовом для родителей. Многие просто боятся собственного ребенка и пытаются сдать его врачам.

При типичном симптоме этого недуга (необоснованных фобиях) очень важны именно семейное тепло и уют. Те семьи, которые делают все для обеспечения маленького пациента счастливым детством, сильно приближают его к выздоровлению.

Чтобы не навредить, а помочь ребенку, придерживайтесь следующих правил:

  • Детям вообще свойственно придумывать несуществующие вещи, но здоровые малыши делают это осознанно, а для больных шизофренией это – часть их реальности. Пытаясь переубедить ребенка в том, что его страхов не существует, вы лишь оттолкнете его, потому что он действительно видит то, о чем говорит.
  • Поскольку любые изменения в жизни малыша с шизофренией воспринимаются им в штыки, найдите те условия, которые его устраивают, и сделайте их повседневным расписанием, отклоняться от которого нельзя.
  • Пациенты такого типа очень замкнуты в себе, их не интересует общение, но для выздоровления его нужно обеспечить. Сделать это придется родителям. Можно делать это самостоятельно или при помощи психолога.
  • Когда ребенок начинает осознавать, что он какой-то не такой, нужно обеспечивать общение с другими семьями, где есть такие же дети. Это поможет как самим малышам, так и их родителям.
  • Из-за высокого риска сильной утомляемости не перегружайте ребенка даже полезными занятиями – вроде учебы.

Благодаря описанным действиям даже у тех подростков, которых не удалось излечить, вырабатывается стратегия адаптации к собственной необычности, позволяющая ходить в обычную среднюю школу.

Все о симптомах и признаках шизофрении у детей, а также ее диагностике и лечении, смотрите далее.

Шизофрения у ребенка — симптомы и признаки у различных возрастных групп

Шизофрения  у детей: признаки и лечение

Шизофрения довольно редко встречается у детей. Один заболевший ребенок на 50000 здоровых.

Шизофрения – заболевание психики, при котором страдает познавательная и эмоциональная сферы. Это проявляется уходом в себя и избеганием общения, снижением активности, оскудением эмоций, приступами однообразного возбуждения. Пациенты страдают от бредовых состояний, галлюцинаций зрительных и слуховых.

Для шизофрении характерно нарушения психической деятельности (речь, эмоции, поведение).

Причины и признаки

Точные причины шизофрении у детей не установлены. Но к факторам риска можно отнести следующие:

  • наследственность (заболевание может передаваться по наследству),
  • длительный стресс (регулярное насилие в семье, в том числе и насилие по отношению к ребенку),
  • внутриутробные инфекции и вирусы,
  • поздняя беременность,
  • прием психотропных средств в подростковом возрасте.

Как правило, шизофрения дает о себе знать ближе к семи годам. Часто заболевание проявляется в подростковом возрасте. Но в некоторых случаях признаки шизофрении можно распознать чуть ли не с рождения.

Признаки шизофрении у детей до 7 лет

В особо тяжелых случаях проблемы психического развития заметны у младенцев и детей первых лет жизни.

Не характерный для грудных детей сфокусированный взгляд, оставляющий ощущение, что ребенок смотрит на нечто, не видимое взрослым.

Иногда младенец не реагирует и не следит взглядом за перемещаемой перед его лицом погремушкой или другой вещью. Такие дети спят плохо, у них повышена реакция на громкие звуки или яркий свет, они вялы и часто плачут.

Дети, страдающие шизофренией с раннего возраста, имеют задержки в развитии речи и мелкой моторики. В 75% случаев у детей с шизофренией, диагностированной уже в семилетнем возрасте, наблюдались задержки развития в раннем детстве.

У детей одним из признаков шизофрении в раннем детстве является не правильное формирование игровой деятельности.

Ребенок предпочитает однообразную игру, от которой создается впечатление одержимости одним или несколькими объектами, или действиями.

Шизофрения у детей проявляется нарушением межличностных отношений, отсутствием привязанности к родителям или другим значимым взрослым.

Обратите внимание

Отличительной чертой детей страдающих шизофренией является агрессия, проявляющаяся с первых лет жизни. Такие дети медлительны и неловки, но при этом легковозбудимы склоны к крикам и истерикам. Все эти признаки нарастают с возрастом и уже к трем или четырем годам шизофрения развивается до такой стадии, что видны ее характерные симптомы.

Стоит заметить, что шизофрения, начавшаяся в раннем детстве или младенчестве, всегда протекает в тяжелых формах, и приводит к существенным дефектам в интеллектуальной сфере. Это связано с нарушением познавательной деятельности, которая только формируется в раннем детстве.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Первые признаки шизофрении у детей – это отстраненность от коллективной, да и обычной жизни. У ребенка меняются интересы и мировоззрение, его отношение к миру, другим людям. Это связано с тем, что заболевание приводит к разрушению личности, которая теряет единство и связь с окружающим.

Школьник, страдающий от шизофрении, начинает плохо учиться, ему кажется, что он хуже других и все плохо к нему относятся. Это приводит к замкнутости и мрачности. Ребенок теряет контакт с другими людьми: одноклассниками, родителями, кажется что все и все ему неприятны. Привычные интересы уходят из жизни ребенка, их могут сменить навязчивые маниакальные увлечения.

Больной шизофренией стремится к одиночеству.

Еще одним из признаков шизофрении у детей является нарушение восприятия. Ребенку сложно объединять элементы в целое или выделять значимое из целого. Больные зацикливаются на деталях, при этом им сложно отделить сон от реальности. Ребенок не может понять, где сон, а где реальность, это связано со странными и фантазийными снами, с навязчивыми необычными, яркими идеями и мыслями в реальности.

Признаком шизофрении является ощущение, что ребенок лишился внутреннего стержня, утратил стремления, он отрешен от внешнего мира и погружен в себя. Поведение начинает характеризоваться некой утонченностью, ребенку сложно общаться с посторонними, круг общения сужается.

Со временем все эти проявления нарастают, и шизофрения проявляется первым психозом (галлюцинации, бред, навязчивее идеи, приступы агрессии).

Ребенок в состоянии острого проявления болезни не может нормально воспринимать реальность, его восприятие фрагментарно, в некоторой степени случайно.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех, семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов.
Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния.

Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Важно

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния.

Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.
Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении).

Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Шизофрения у Детей – Симптомы Признаки и Лечение

Шизофрения  у детей: признаки и лечение

Шизофрения – тяжелая психическая болезнь, которая в большинстве случаев обнаруживается у людей старше 25–30 лет. Тем прискорбнее, что изредка это коварное заболевание появляется у детей, разрушая мыслительную и эмоциональную сферу ребенка, а взамен наполняя его мозг бредовыми идеями и галлюцинациями.

Еще несформированная психика претерпевает серьезные изменения, в результате которых меняется личность ребенка, а значит и его отношения с миром. Однако не стоит опускать руки.

Родителям таких малышей следует знать причины, по которым развивается шизофрения у детей – симптомы, признаки и лечение этого тяжелого заболевания.

Причины болезни

Не станем углубляться в причины развития шизофрении, тем более что сами ученые не знают точного механизма ее появления. Современная медицина относит шизофрению к генетическим заболеваниям, т.е.

считает, что недуг передается ребенку с генами его родителей. При этом далеко не всегда родители сами страдают от шизофрении.

Появившееся изменение в ДНК может «накапливаться» в нескольких поколениях, а проявляться у конкретного ребенка.

Существуют и другие причины, которые могут вызвать шизофрению:

  • поздняя беременность;
  • голодание материи при вынашивании ребенка;
  • внутриутробные бактериальные и вирусные заболевания;
  • экстремальные жизненные условия ребенка (скандалы, насилие эмоционального и физического характера);
  • детская наркомания (прием психотропных веществ).

Признаки заболевания

В сознании больного шизофренией ребенка картины реального мира переплетаются с элементами мира воображаемого. В силу возраста такой малыш не способен отличить реальность от галлюцинаций, что создает в его голове ужасную неразбериху.

Все признаки болезни ребенка можно разделить на два типа: продуктивные и негативные.

Продуктивные признаки включают в себя процессы, которых в нормальном состоянии в голове ребенка быть не должно. Это могут быть нереальные фантазии, галлюцинации, страхи, бредовые идеи, которые принимаются ребенком за действительность.

Совет

Такой ребенок может зацикливаться на абстрактных проблемах и бредить по поводу несуществующих физических уродств.

Более того, нередко ребенок с шизофренией страдает анорексией, склонен к грубости и жестокости, к алкоголизму и наркозависимости.

К негативным признакам шизофрении следует отнести процесс постепенного стирания важных качеств  личности больного. У больного ребенка происходит: снижение эмоциональности, утрата интереса к реальному миру, снижение уровня интеллекта, нарушение речи, а в некоторых случаях и двигательная деградация (малыш перестает учиться ходить и начинает ползать).

Симптомы заболевания

Чтобы своевременно выявить болезнь, родители должны обратить внимание на следующие симптомы шизофрении:

  • бредовые идеи;
  • галлюцинации (жалобы на слышимые голоса и появление несуществующих образов);
  • паранойя (ребенок считает, что с ним общаются пренебрежительно, что против него все сговорились);
  • капризность, резкие перепады настроения;
  • страх, необоснованная тревожность;
  • хаотичность мыслей (ребенок не отличает фантастический сюжет кино от реальности);
  • изолированность (проблемы с нахождением общего языка со сверстниками);
  • снижение требовательности к личной гигиене (неопрятность, равнодушие к внешнему виду);
  • проблемы с обучением в школе.

Если хотя бы половина из вышеперечисленных симптомов наблюдается у ребенка, его следует показать врачу.

Лечение болезни

Лечение в стационаре показано лишь тем юным пациентам, у которых шизофрения протекает в острой форме и они могут быть опасны для окружающих. Когда же острая фаза минует, ребенка отправляют в реабилитационный центр.

Лечение этого недуга сочетает в себе лекарственную поддержку, а также прохождение специальных коррекционных программ. Медикаментозная терапия включает в себя прием атипичных неролептиков (Галоперидол и Зипракс, Стелазин или Клозепин).

Если говорить о психотерапевтической работе, она основывается на методиках творческого самовыражения ( интегративной танцевально-двигательной, арт-терапии), а также на освоении моделей бихевиоризма («плата за проступок» или «техника удаления»).

Изучив причины, по которым развивается шизофрения у детей – симптомы, признаки и лечение этого заболевания, родители могут не сомневаться, что при правильном подходе врачи добиваются позитивных изменений в состоянии юного пациента и поддерживают их на протяжении всей жизни. Берегите себя!

Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Шизофрения у детей

Шизофрения  у детей: признаки и лечение

Шизофрения у детей и подростков является психическим заболеванием, поражающим системы мозга, затрагивая когнитивную (познавательную), а также эмоциональную сферы. Являясь одним из распространенных психических заболеваний, шизофрения поражает до 1 % всех людей.

Проявления шизофрении у детей и подростков многочисленны. К ним относят галлюцинации, бред в мышлении, утрату воли, эмоциональное отупение до различных нарушений адекватного функционирования головного мозга.

Обратите внимание

Детей и подростков беспокоят голоса, видения, не воспринимаемые близкими людьми, а также окружающими.

Раньше под детскую шизофрению попадали различные психотические расстройства, а также дети с диагнозом аутизм

Признаки шизофрении у детей

Как же проявляется шизофрения у детей? При возникновении заболевания дети выключаются из обычной, а также коллективной жизни. Шизофрения поражает в первую очередь саму личность, отношение к людям, ко всей окружающей жизни.

На первый план выходят личностные нарушения. У детей меняются интересы, поведение, идеалы. В момент приступа личность заболевшего теряет единство, а также теряет связи с миром.

Трагедия большинства учащихся, страдающих от шизофрении, проявляется гораздо раньше до манифестных проявлений болезни.

Первые признаки шизофрении выражаются трудностями, связанными с учением. Если ребенок больной шизофренией начинает плохо учиться и у него возникают беспокойные мысли о будущем, то это скорее всего первые признаки заболевания. Сам ребенок становится неконтактным, мрачным, ему кажется, что он является хуже других и поэтому к нему плохое отношение.

Заболевший отдаляется от коллектива, замыкаясь в одиночестве, его как будто ничто не интересует, а все окружающее неприятно. Интересы проявляются к тому, что вызывало удовольствие ранее.

Дети больные шизофренией кажутся без внутренней жизни, без центра, без стремлений. Потеря жизненной энергии, нарастающий аутизм, отрешенность от всего мира, холодность ко всем — это все приводит ребенка к постепенному распаду личности.

Признаком шизофрении у детей считается нарушение восприятия, заключающееся в неспособности объединять воспринимаемые элементы в единый образ. Как один из признаков шизофрении наблюдаются сложности при выделении существенных элементов объектов.

Проявляется это в застревании на деталях, невозможностью охватить целого, не умением отделять существенное от несущественного. О своих переживаниях они говорят:  жизнь, как во сне. Детям сложно отличить сны от реальности, их посещают яркие и очень причудливые мысли, а также идеи.

Важно

Поведение детей своеобразное и имеет крайнюю утонченность, имеются проблемы в создании круга друзей.

Поведение детей меняется с течением времени, а шизофренический психоз нарастает постепенно. Дети начинают разговор о странных идеях и страхах, цепляются к родителям или говорят такие вещи, которые совсем не имеют смысла. Привыкнув наслаждаться отношениями с определенным кругом, становятся застенчивыми с другими, живя при этом в своем мире.

Дети больные шизофренией в острой фазе сталкиваются со сложностями в понимании смысла перед красочными картинами. Они не в состоянии уразуметь эмоциональные переживания действующих лиц, изображенных на картине. Отсюда следует, что восприятие больных детей шизофренией отмечается фрагментарностью, изображенное воспринимается односторонне, субъективностью, часто случайностью.

При вялотекущей шизофрении отмечается понимание происходящего на картинках и в жизни. Дети способны дать адекватное описание картинок.

Следующим признаком шизофрении у детей выступает быстро сменяющаяся активность внимания по причине быстрой утраты интересов к любой деятельности.

При проведении экспериментов было подтверждено, что в фазе острой шизофрении внимание функционирует короткое время.

Как только усиленная стимуляция прекращается, так сразу происходит остановка в выполнении задания, а внимание приобретает  блуждающий характер.

Совет

При погружении в болезненные переживания больным детям тяжело сосредоточиться на запоминании учебного материала, поскольку страдает эмоциональная, словесно-логическая, двигательная, образная память.

Дети больные шизофренией страдают от того, что в памяти удерживаются неприятные факты. Навязчивые состояния зачастую доставляют массу неприятностей детям. Их беспокоит, что они повторяют все время одни и те же действия (ритуалы)

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы.

Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности.

Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также  речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Обратите внимание

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей     

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики  детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами.

При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание.

Важно

Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение             

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

Еще статьи по данной теме:

• Шизофрения у мужчин  • Шизофрения у женщин

Детская ранняя шизофрения: причины, проявления и методы лечения

Шизофрения  у детей: признаки и лечение

Детская ранняя шизофрения – психическое расстройство, начинающееся у детей в возрасте до трех лет, проявляющееся прогрессирующим распадом психических функций.

Известный советский психиатр В.М. Башина в своем труде «Ранняя шизофрения детская. Статика и динамика» делит заболевание на следующие возрастные этапы:

  • раннего детства — до 3 лет;
  • преддошкольную — от 3 до 5 лет;
  • дошкольную — от 5 до 7 лет.

По наблюдениям Башиной, в большинстве случаев (69%), дебют шизофрении у детей приходится на первые три года жизни.

Причины развития шизофрении у детей

В детском возрасте наряду с причинами, предполагаемыми у взрослых, большое значение играют время начала заболевания и провоцирующие (пусковые) факторы. Общие причины:

  • наследственность – высокий риск при наличии заболевания в роду;
  • токсическое воздействие на эмбрион в пренатальный период – лекарственное, наркотическое, алкогольное, ионизирующее излучение, химические вещества;
  • стрессы, инфекционные, соматические болезни, черепно — мозговые травмы матери в период беременности;
  • неблагоприятно протекающий интра- и постнатальный период – родовые травмы, гипоксия, внутричерепное давление, инфекционные болезни новорожденных;
  • позднородящие матери (после 35 лет).

Пусковыми факторами могут служить сильный испуг маленького ребенка, нервно-психическое перенапряжение, длительные соматические патологии, эндокринные нарушения, неграмотно выполненные прививки (с нарушением сроков, без учета побочных действий и противопоказаний).

Патогенез

В патогенезе детской ранней шизофрении играют роль следующие механизмы развития:

  • кислородное голодание клеток головного мозга, особенно сказывающееся в период роста и развития тканей и органов нервной системы ребенка;
  • генетические изменения вследствие токсических воздействий на эмбрион – в первую очередь, мутации в коротком плече 6 хромосомы;
  • дисфункции нейромедиаторов – повышение активности дофамина, снижение активности глутаматных рецепторов.

Формы шизофрении у детей

У детей раннего возраста преобладает непрерывная форма течения шизофрении, которая делится на злокачественную, вялотекущую, параноидную. Чаще встречается вялотекущий вариант.

Одной из особенностей протекания шизофрении в детском возрасте является присоединение неврозоподобной симптоматики, которая нередко наводит на ложный след при диагностике, маскирует клиническую картину.

Отсутствие продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) обусловливает редко встречающуюся приступообразно — прогредиентную форму у маленьких детей. Эта форма характерна для школьников, причем бред носит рудиментарный, монотематический, систематизированный характер. Развернутая картина наблюдается в подростковом возрасте.

Также почти не наблюдается реккурентное течение (лишь в 5% случаев).

По клиническим проявлениям в раннем детском возрасте наблюдается кататоническая и простая шизофрения. Гебефреническая типична для пубертатного периода. Параноидная – в редких случаях диагностируется у учащихся средних классов.

Признаки у младенцев

Диагностировать заболевание у младенцев очень сложно, ввиду неразвитости речевых, коммуникативных навыков, схожести проявлений с другими симптомокомплексами, отсутствии классических признаков, характерных для взрослых, завуалированности эмоциональными расстройствами.

Первые признаки шизофрении могут проявляться уже в 9–12 мес. Наблюдаются:

  1. Внезапная смена двигательной активности – вялые или обычные дети вдруг пытаются ползать, ходить, прыгать, вскакивать на ноги. Их невозможно уложить.
  2. Наряду с чрезмерным двигательным возбуждением эмоции уплощаются – реакция на мать становится слабой, ребенок не радуется ее появлению, не выделяет ее среди других. Наоборот, может проявляться негативизм – малыш отталкивает мать, отказывается от груди, кусается.
  3. Приобретенные навыки исчезают, наблюдается их регресс.
  4. Снижается аппетит, нарушается сон.

Состояние продолжается от нескольких недель до полугода. Со стороны может показаться, что ребенок активный, подвижный.

Но если присмотреться, становится заметна стереотипия (повторяемость движений), монотонность, быстрая смена вялостью.

При присоединении эмоционального безразличия к окружающему – матери, другим людям, новым играм, игрушкам и регрессе навыков опытный врач может поставить диагноз.

Двигательное возбуждение у младенцев выражается в виде:

  • гиперкинезов наподобие судорог;
  • тиков – зажмуривании, подергивании глаз, жевании, кивании, потирании рук, запрокидывании головы;
  • бесцельного пробегания вперед (пропульсий).

Признаки и симптомы детской шизофрении

Клинические проявления различаются в зависимости от формы заболевания и стадий физиологического развития ребенка.

В возрасте 1–3 года часто диагностируется синдром Каннера – ранний детский аутизм. Мнения ученых до сих пор не сходятся: является ли аутизм Каннера проявлением  детской ранней шизофрении или это самостоятельное заболевание.

В Международной классификации болезней МКБ -10 аутизм Каннера отнесен в рубрику «Нарушения психологического развития» (F84), а ранняя шизофрения – в разделе «Шизофрения» (F20).

Совет

Но по клиническим проявлениям эти два заболевания у маленьких детей практически идентичны.

В течение первого года у малышей наблюдаются:

  • нарушения инстинктов – сна, аппетита;
  • беспричинный плач и повышенная возбудимость.

Такие проявления характерны для любой патологии, а зачастую на них вообще не обращают внимания. Должно насторожить неадекватное эмоциональное поведение – отсутствие «комплекса оживления» при виде матери, удовольствия, радости.

В конце первого года и на втором году жизни формируются двигательные стереотипии – перебирания, перекатывание, сгибание пальцев рук, раскачивания. Малыши подпрыгивают, кружатся, бегают на цыпочках, взмахивают руками. У большинства детей к 5–8 годам стереотипные движения уменьшаются или исчезают, а в пубертатном возрасте не наблюдаются ни у кого.

У детей 2–3 лет на первый план выходит отставание в психомоторном развитии – не развиты навыки самообслуживания (не могут самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет), неловкая походка, сочетание точных движений с хаотичными, множество движений, присущих новорожденным.

Особенности речи у малышей этого возраста:

  • дети не задают вопросов, и не отвечают;
  • говорят о себе в третьем лице;
  • эхолалии (повторение последних слогов, слов), скандирование, штампованность, незавершенность фраз;
  • неестественные интонации, вычурность, лепет;
  • нарушение грамматического и синтаксического построения предложений.

Игры носят странный, неестественный характер. Дети не обращают внимание на игрушки, перебирают какие — то предметы (например, крышки от кастрюль), перекладывают их, постукивают, пересыпают песок или крупы. Действия бесконечно повторяются, не сопровождаются эмоциями. При попытке оторвать ребенка от такого занятия, он становится агрессивным.

Дети с аутизмом Каннера негативно реагируют, когда нарушается привычный уклад жизни – меняется распорядок дня, расположение вещей в комнате, надо ехать в незнакомое место, появляется посторонний в доме, пойти гулять по другой дороге.

Непрерывно-злокачественная форма

Начало внезапное. Проявляется в 2–4 года. Прежде активный ребенок вдруг становится безучастным, ничто не доставляет ему удовольствия, пропадают желания, стремления. Ребенок может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, совершать длительные стереотипные движения – раскачиваться, катать машинку, постукивать. Появляются хаотичные движения, характерные для более раннего возраста.

Постепенно нарастает уплощение аффекта – негативные реакции (протест, недовольство, агрессия) тоже исчезают, сменяясь отрешением от всего, уходом в себя. Дети не реагируют на наказания, повышенная потребность в родительском тепле, наблюдающаяся в начале болезни, сменяется на отчужденность, холодность. Утрачивается интерес к общению со сверстниками, способность к эмпатии (сопереживанию).

В речи наблюдаются неологизмы (новые слова), эхолалии, повторения одних и тех же слов. Ребенок говорит о себе в третьем лице. Речь становится бессвязной, переходит в бормотанье. Контакту ребенок недоступен – не реагирует на обращенную речь.

Утрачиваются навыки самообслуживания, опрятности. Нарастание шизофренической симптоматики, заканчивающееся дефектом, при этой форме происходит на протяжении 3–6 мес, стремительно.

Непрерывная форма с неврозоподобным и кататоническим компонентом

Неврозоподобный вариант. Начинается с тиков, заикания, стремления к аутоагрессии (дети бьют, кусают, царапают себя). Становятся придирчивы к мелочам, раздражительны. В ответ на требования, устраивают истерики – показывают демонстративное поведение, валяются по полу, стараются обратить на себя внимание, кричат, дерутся, плюются.

Характерна гиперестезия – повышенная чувствительность к яркому свету, шуму, посторонним звукам, запахам, тактильным прикосновениям. Дети становятся брезгливыми, в том числе и к еде. Может наступить полный отказ от пищи вплоть до истощения. Нарушается сон.

Возникают ночные кошмары с фантастическим ужасающим сюжетом.

У некоторых детей бывают раптоидные состояния – внезапные приступы страха как в ночное, так и в дневное время, во время которых они в приступе ужаса, паники мечутся, бегут, куда глаза глядят, могут напасть на посторонних людей, попасть в ДТП.

Обратите внимание

Постепенно происходит нарастание дефицитарной симптоматики, которая «перекрывает» неврозоподобную, что ведет к формированию шизофренического дефекта.

Кататонический вариант. Проявляется преобладанием возбуждения. Ступор наблюдается у младших детей реже, он характерен для подростков. Кататоническое возбуждение проявляется отсутствием усталости – ребенок почти не спит, не ест, беспрерывно мечется, хаотично двигается. Такое состояние ведет к резкому истощению вплоть до летального исхода.

Кататонический мутизм трудно дифференцировать с распадом речевых функций вследствие регресса. При дифдиагностике надо учитывать понимание речи при кататонии, выражающееся в эхолалиях в ответ на обращенную шепотную речь.

Непрерывная вялотекущая форма

Невозможно определить возрастной диапазон дебюта этой формы из — за маскированности неврозоподобными и психопатоподобными нарушениями. Для этой формы характерно отсутствие кататонических проявлений, а также бреда и галлюцинаций в более старшем возрасте. Шизофренический дефект формируется с самого начала, параллельно с аффективными и поведенческими расстройствами.

Дефект проявляется в виде искаженного типа развития (аутистических симптомов, нарушения мышления). Течение медленное, равномерное, без усиления или ослабления симптоматики. В подростковом возрасте возможна смена неврозоподобных признаков на психопатоподобные.

Приступообразно-прогредиентная форма

Встречается, в основном, в более старшем возрасте, но иногда дебютирует в первые три года. Приступ характеризуется внезапностью, пронзительным криком, плачем, страхами. Состояние может длиться до 1 года, прерываясь кратковременными ремиссиями. Позже присоединяется кататоническая симптоматика.

Через 4–5 лет после манифестации болезни формируется дефект – распад психических функций. В старшем возрасте может перейти в непрерывную форму течения или проявляться классическим чередованием приступов галлюцинаторно — бредового синдрома и ремиссий.

Диагностика

Диагностика ставится на основании анамнеза (вероятность наследственной предрасположенности, особенности протекания беременности и родов), жалоб родных и тщательного наблюдения за ребенком. Точный диагноз детской ранней шизофрении зачастую возможно поставить только с помощью динамического наблюдения (на протяжении определенного промежутка времени).

Дифференциальную диагностику проводят с:

  • умственной отсталостью – отсутствие изменений на ЭЭГ, МРТ, частичная обратимость психических функций, вычурность в поведении, характерные стереотипии, эхолалии подтверждают шизофрению;
  • судорожным синдромом – шизофренические гиперкинезы (отсутствие потери сознания, смена возбуждения вялостью, регресс навыков, безразличие к родным говорят за шизофрению);
  • неврозами – неврозоподобный компонент (эмоциональная холодность, особенности поведения, речи подтверждают шизофрению).

Прогноз

Прогноз при непрерывной злокачественной форме крайне неблагоприятный. Распад психических функций наступает за 2–3 года. Форма заканчивается формированием тяжелого дефекта или летально вследствие физического истощения.

При других формах течения возможны несколько типов развития:

  1. Астенический – ребенок не может правильно ориентироваться в окружающей действительности в силу аутистических наклонностей, он живет в своем мире, нерешительный, робкий, зависимый от окружающих.
  2. Депрессивный – следствие перенесенных страхов, другой неврозоподобной симптоматики. Человека мучают депрессивные и ипохондрические мысли, навязчивости, он постоянно подавлен и озабочен чем — то.
  3. Анэтический – расторможенность влечений, психопатоподобное поведение, чреватое совершением антисоциальных действий, лишением свободы или летальным исходом.

При любом варианте развития детской ранней шизофрении ребенок — подросток — взрослый не может адаптироваться в окружающем мире, ему требуется постоянная помощь и поддержка.

Лечение

Большинство нейролептиков, рекомендуемых для лечения шизофрении у взрослых, маленьким детям противопоказано. Назначаются седативные средства на растительной основе, расслабляющие и успокоительные ванночки, чаи.

При истощении ребенка госпитализируют, проводят интенсивную терапию в отделении реанимации. Для профилактики формирования дефекта применяются ноотропные препараты, витамины, микроэлементы.

Большое значение придается психотерапии, направленной на коррекцию неврозоподобных и аффективных расстройств. Сеансы проводятся как индивидуально, так и в группах.

У маленьких детей – это игровая, песочная, арт-, сказкотерапия, терапия общения с животными (дельфинами, лошадьми).

Родственникам малыша рекомендована семейная психотерапия, на которой им объясняют суть заболевания, как надо правильно вести себя с ребенком, что делать при приступах.

Comments

(0 Comments)

Ваш адрес email не будет опубликован.