Конспекты ролевых игр

Конспект ролевой игры «В гости к другу». Игры и конкурсы, 7 – 9 класс

Конспекты ролевых игр

Название: Конспект ролевой игры «В гости к другу»
Номинация: Школа, Игры и конкурсы, 7 – 9 класс
Автор: Гилеско Ольга Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Место работы: МОУ « Веселолопанская средняя общеобразовательная школа»

Месторасположение: с. Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области.

Ролевая игра « В гости к другу»

Ц.у: прививать подросткам культуру этикета.

Задачи:

— расширить знания ребят по правилам этикета.

— формировать умения и навыки культуры поведения в обществе через практическое решение проблемы в конкретной жизненной ситуации.

— создание атмосферы уважения и внимания друг к другу.

Оборудование: игровой инвентарь для декораций сценки, карточки со сценарием спектакля, карточки для обозначения групп «критиков» и «актеров». Цитата на доске « Тот, кто не приобрел культурных навыков,- груб» И. Кант.

Ход мероприятия:

  1. Организационный этап. Мотивационная беседа.
  2. Основная часть: ролевая игра « В гости к другу».
  3. Заключительная часть: подведение итогов игры.

1) Организационный этап:

Учитель:

— Ребята, на уроках по темам « Мораль», « Этикет» мы говорили с вами о правилах поведения в обществе, о хороших манерах. Знания правил этикета — это малая доля в правильном поведении. Я прошу вас обратить внимание на цитату немецкого философа И. Канта « Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб». Как вы ее понимаете?

Ответы учеников.

Учитель: — Можно теоретически знать, как себя вести в той или иной жизненной ситуации, но как только она наступает, то подросток теряется, смущается, т.к. действия его нескладные, не умелые. Ему не хватает практических навыков и умений. Исходя из сказанного, как вы думаете, чему мы сегодня посвятим наше занятие ?

Ответы ребят.

Учитель: — Сегодня вы попробуете применить свои знания по правилам этикета в ролевой игре «В гости к другу», где вы разыграете ситуацию, которая произойдет с вами на все 100%. Вы испытаете себя в роли актеров и театральных критиков.

2) Основная часть :

Ребята делятся на две группы: одна – «актеры и режиссер», другая – «критики».

Задание: команде «Актеров и режиссер» – представьте, что вы актеры вам необходимо поставить спектакль « В гости к другу».

Обратите внимание

На основе реальной жизненной ситуации, составьте сценарий мини спектакля на 5 -7 минут и обыграйте его.

Чтобы выполнить это творческое задание вам необходимо определиться: 1) кто будет играть роль режиссера, человека, который руководит и отвечает за постановку спектакля и игру актеров, 2)распределить роли в спектакле.

Группа « Актеры и режиссер» обсуждают поставленную проблему. Ребята самостоятельно создают театральное действие, разыгрывают, выход из поставленной жизненной ситуации.

Вторая команда – «Критики». Ребята, также получают сценарий спектакля, обсуждают нюансы в действиях, которые должны быть разыграны.

При просмотре спектакля должны внимательно смотреть, фиксировать правильность поведения актеров при разыгрывании данной проблемы.

Задача команды « Критиков», при повторном показе сценки, останавливать актеров там, где, по их мнению, была допущена ошибка, давать свое мнение, как надо было сделать.

Ребятам предлагается разыграть следующую ситуацию.

У Никиты 24 января день рождения, ему исполняется 16 лет. С согласия своих родителей, он приглашает своих друзей в гости. Никита обзванивает своих друзей: двух юношей Витю и Колю и трех девушек Марину, Свету и Наташу, приглашает их к себе на праздник.

Когда Никита, позвонил Свете, то телефон взяла ее мама. Он попросил ее передать приглашение Светлане прийти на его день рождения. Все ребята соглашаются к нему прийти в гости. Встреча намечена на 24 января в 18 часов вечера.

Накануне 22 января один из друзей Никиты, Коля заболел, и прийти не смог.

Важно

На день рождения Света и Витя пришли вместе, они добирались до дома , где живет Никита на автобусе. Наташа и Марина пришли в гости по отдельности. Но Марина пришла позже всех, опоздав на 35 минут.

Ребята, разыгрывая данную ситуацию, должны показать следующие моменты: — разговор Никиты по телефону с друзьями о приглашении в гости;

— Света и Витя должны показать, как они будут ехать в автобусе, т.е. зайти в автобус, сесть на свободные места, а затем выйти из автобуса.

— Никита встречает гостей;

— что будет делать хозяин и гости в ожидании опаздывающей Марины;

— действия Коли, который заболел, ведь он дал согласие на то, что придет, как он должен поступить в сложившейся ситуации?

На обсуждение и подготовку сценки дается 10 — 15 минут.

Ребята, команды «Критиков», так же в подготовительное время обсуждают нюансы разрешения поставленной задачи перед актерами.

Показ ситуации группой «Актеры и режиссер».

Показ ситуации второй раз, но уже с комментариями «Критиков», там где, по их мнению, были сделаны ошибки.

Подведение итогов игры.

3) заключительная часть:

Учитель: спасибо, ребята, за вашу работу.

Рефлексия:

— понравилось ли вам занятие?

— получили ли вы удовольствие от своих ролей?

— сложно ли соблюдать правила этикета?

— что не хватило вам для четкого выполнения своих действий в предложенных ситуациях?

Педагог: — Уметь контролировать свои эмоции и вести себя достойно – признаки сильной личности. Воспитанным человеком можно считать того, у кого выработаны устойчивые привычки поведения. Навыки правильного поведения формируются не от случая к случаю, а ежедневно в повседневной жизни. Основой культурного поведения является уважительное отношение к окружающим.

Наше занятие мне хочется закончить китайской мудростью «Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток».

Конспект сюжетно ролевой игры «Театр»

Конспекты ролевых игр

Цели.

1. Закреплять знания детей о театре, о работниках театра, научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью.

2. Формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно-этические нормы поведения. 

3. Развивать диалогическую речь, выразительность исполнения роли.

4. Развивать воображение, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.

Предварительная работа:

  • поход родителей с детьми в театр; 
  • беседа о театрах нашего города, как культурных учреждениях;
  • рассматривание открыток с театрами города;
  • рассматривание афиш и программок;
  • беседа о правилах поведения в театре;
  • изготовление атрибутов для игры: билеты, программ, афиша, окошко-касса, вывеска «буфет», пошив фартука и головного убора для буфетчицы, изготовление «кондитерских изделий» для буфета;
  • изготовление кукол для спектакля (муравья и стрекозу);
  • предметно-игровая среда. 

Оборудование:

  • реквизиты для буфета — вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожное, шоколадки, соки, конфеты), фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос);
  • реквизиты для продавца цветов — цветы, деньги;
  • реквизиты для кассы — окошко-касса, калькулятор, деньги;
  • реквизиты для контролёра — стулья, номера.

Ход игры:

Ребёнок -Что за дом, что за дом – 

Сказку ты увидишь в нём,

Танцы, музыку и смех – 

Представление для всех.

Ещё в этом заведении

Всегда работают актёры.

И спектакль идёт на сцене,

А встречают нас вахтёры.

Если купишь ты билет,

То можешь посмотреть балет.

Там ещё антракт бывает – 

Перерыв, чтоб отдохнуть,

И не просто отдохнуть,

А в буфетик заглянуть.

Здесь можно пьесу посмотреть…

Что за дом такой, ответь?

Дети: Театр.

Давайте вспомним, какие же бывают театры? (Кукол, кошек, теневой, драмы, настольный, пальчиковый, плоскостной……) Ребята, для чего нужна афиша? (Для того чтобы знали какой и когда будет спектакль.

) Давайте вспомним, кто же работает в театре? (Кассир, режиссер, костюмер, гримёр, актёр, буфетчица, гардеробщик, контролёр, декоратор, работники по сцене…) Какие правила следует соблюдать в театре посетителям? (Приходить не менее чем за 20 минут до представления, не разговаривать, не мешать другим зрителям смотреть спектакль, не приносить продукты питания в зал, не вставать и не ходить во время представления, громко не разговаривать……)

Как мы одеваемся в театр?

Театр – это храм культуры и вести себя нужно там культурно.

А сейчас я предлагаю вам ребята поиграть в театр. А что нужно для игры? (Распределить роли.) Распределяем роли.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?

Дети: проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место.

Воспитатель: Кто будет контролером? Пожалуйста иди, готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?

Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди, готовь свое рабочее место.

Еще кто работает в театре?

Дети: Буфетчица. Она выкладывает товар на прилавок, продает его во время антракта и до представления.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль буфетчицы? Пожалуйста, приступай к работе. (Также распределяем роли гардеробщика, цветочницы.)

Воспитатель: Без кого не может быть театр и почему?

Дети: Без актёров и режиссёра.

Пока у нас есть время давайте вы побудете актёрами, а я режиссёром.

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг

В петушков вас превращаю, (Один ребёнок помогает надевать на всех детей шапочки.)

Делайте теперь вот так. (Хлопают руками по бокам и кричат кукареку.)

Ах, красавец — петушок на макушке гребешок

Ноги выше поднимай через палочку шагай. (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг

В ёжиков вас превращаю. (Гримёр рисует носики гримом.)

Делайте теперь вот так. (Бег змейкой.)

Ребята, кто подбирает для актёров костюмы? (Костюмер.)

А кто накладывает грим? (Гримёр.)

Воспитатель: А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать?

Дети: Покупать билеты, приобретём программки, сходим в буфет, после второго звонка займём свои места в зале, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам.

Воспитатель: Давайте приведем себя в порядок, поправим прически

Дети играют согласно распределенным ролям. Посетители покупают в кассе билеты расплачиваются карточками. Проходят в раздевалку, кто раздевается, кто берёт бинокли на прокат, кто покупает цветы, а кто-то посещает буфет. Воспитатель подходит к детям смотрит, как они справляются со своими обязанностями, по необходимости помогает. Дети заказывают в

Звенит первый звонок, второй, третий. Зрители занимают свои места.

Начинается спектакль.

Выходит, девочка-ведущая и говорит: Мы рады приветствовать вас в нашем театре кукол. Сегодня мы вам предлагаем посмотреть спектакль по басне Крылова «Стрекоза и муравей» После слов автора – (как в глаза катит зима) включаю запись песни «Белые снежинки». В конце представления, муравей сжалится и пустит стрекозу в домик с условием, что она будет помогать ему по хозяйству.

Совет

Заканчивается представление словами ведущей: «Сказка лож, да в ней намёк доброму молодцу и красной девице урок».

Расставаний приходит пора,

Но не будем грустить на прощанье,

Новой встрече мы рады всегда.

Театр чудес говорит «до свиданья!»

На сцену выходят артисты, зрители хлопают в ладоши, кричат: «Браво!» преподносят артистам цветы. Артисты кланяются и уходят с цветами за кулисы.

Дети идут в гардероб забирают свои вещи.

(Воспитатель просит всех детей подойти к ней.)

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

(Дети говорят, что им больше всего понравилось в игре. Воспитатель подытоживает высказывания детей, благодарит всех играющих.)

Один из детей читает стих

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Что всё на свете человечно.

Здесь всё прекрасно — жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Ребята, мы не закончили нашу игру. Есть еще много интересных спектаклей, и мы побываем там снова, где нас будут ждать новые герои и другая труппа артистов.

Конспект сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе «Путешествие на корабле»

Конспекты ролевых игр

Программное содержание:

  • обеспечить ребёнку право выбора роли, игровых атрибутов, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей;
  • сформировать интерес к профессиям на флоте;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя об истории развития морского флота, беседы о труде моряков, рыбаков;
  • рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы;
  • сбор материала и наглядных пособий, изготовление совместно с детьми и родителями игровых атрибутов, дидактических игр, карточек с творческими заданиями, эмблем игровых центров.

Оборудование и материалы:

  • настольно-печатные игры «Вокруг света», «Сложи кораблик из частей», «Кто где живёт», «Путешествие», «Рассели водных обитателей»;
  • изображение реки, моря, морских обитателей;
  • ребусы, карточки с творческими заданиями;
  • приборы: фонарь, штурвал, бинокль, фотоаппарат, рупор, рация;
  • бескозырки, матросские воротнички;
  • макеты корабля, речного порта.

Ход игры

Сюжетно-ролевая игра проходит в группой комнате

Ведущий (В.). Дорогие ребята! Прежде, чем отправиться в плавание, я вам расскажу о некоторых морских профессиях. Итак, слушайте внимательно.

Главный человек на корабле – капитан! В плавание ходят на очень больших кораблях. Там дружно трудятся люди разных профессий. Капитана слушается вся команда. Он всё знает о корабле, о море, о волнах и штормах. В плавании могут встретиться разные опасности.

И капитан должен сделать всё, чтобы спасти корабль! Если всё же случится беда, то тонущее судно он покидает последним. О капитанах написано много различных книг и рассказов. О них созданы фильмы и спектакли, сложены песни. Одну из них я предлагаю вам послушать.

Звучит фонограмма «Песенки о капитане» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского).

В. Капитан, конечно, самый главный человек на флоте. А слыхали ли вы о такой профессии, как водолаз? (Ответы детей.)

Дидактическое упражнение на развитие творческого мышления и воображения «Потому что».

В. Дорогие ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы мне постарайтесь ответить. «Наш корабль отправляется в плавание потому, что?» (Нужно перевезти пассажиров, различные грузы).

Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах, где, вы думаете, они спрятаны?

Дети ищут и находят в групповой комнате шкатулку с сокровищами.

«Кто из вас плавал на корабле? (Дети отвечают.)

В. А сейчас и нам пора отправиться в плавание. В нашем путешествии будут пассажиры, туристы, а также представители таких профессий как, боцман, рулевой, матрос, буфетчица, врач, кассир, а ещё экскурсовод, журналист (обе роли выполняет один ребёнок), работник фотостудии, водолаз.

Капитан даёт распоряжение команде занять свои места и подготовить себе необходимые атрибуты. После приобретения туристами билетов, приглашает их на корабль.

Звучит музыкальная композиция «Зов моря».

Капитан. Боцман, поднять якорь! Рулевой, полный вперёд! Путешествие начинается.

Во время игры педагог следит за правильным выполнением игровых действий, аккуратным обращением детей с игровым материалом.

Через некоторое время путешествия туристам предлагается рассмотреть в бинокль береговой пейзаж. (Демонстрируются рисунки, фотографии.) Затем даёт команду боцману разложить трап, по которому предлагает туристам сойти на берег.

Ребёнок-экскурсовод приглашает туристов и команду на экскурсию по заповеднику. Ведущий рассказывает о флоре и фауне этого края. Детям с тяжёлыми нарушениями речи предлагает надеть на руку персонажей пальчикового театра и выполнить пальчиковую гимнастику.

Ведущий даёт детям задание отобрать фигурки животных, рыб, заранее расставленных на полочке, которых они предварительно находят на плакатах. Хороший эффект даёт рассматривание аквариума с его обитателями.

Ведущий проводит с детьми игру «Рассели водных обитателей». Затем предлагает команде и туристам вернуться на корабль. На корабле журналист (экскурсовод) берёт интервью у команды и туристов об увиденном на экскурсии, о полученных впечатлениях.

Обратите внимание

Ведущий стимулирует ролевые диалоги между детьми, оказывает помощь журналисту в составлении вопросов для интервью.

Во время путешествия дети-туристы поют песни, читают стихи, рассматривают в бинокль береговой пейзаж, фотографируют его, посещают фотостудию и кафе, рассматривают книжки-малышки на речную тематику, обмениваются впечатлениями об увиденном.

Звучит музыкальная композиция «На теплоходе музыка играет»

Ведущий организует дискотеку для туристов. Объявляет о прибытии корабля в речной порт. Отдаёт команду боцману: «Выбросить трап»!

Ведущий объявляет об окончании путешествия, предлагает туристам сойти на берег. На берегу уточняет, понравилось ли им путешествие и предлагает продумать маршрут для следующего.

Федосова Е.

Конспект занятия «Сюжетно ролевая игра

Конспекты ролевых игр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №36 «волшебный дворец» г Альметьевска»

Конспект занятия «Сюжетно — ролевая игра «Автобус»

во второй младшей группе

на неделе «Специалист»

Подготовила и провела

воспитатель

МАДОУ «ЦРР – д/с №36»

Чехонина Ирина Ивановна

г. Альметьевск, 2012 г.

Программное содержание: Ознакомление детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Закрепить понятие «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель».

Продолжать развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.

Закрепить правила поведения на дорогах, в общественном транспорте.

Оборудование: Стулья, руль, лиса, заяц, дорога, светофор.

Словарная работа: Автобус, пассажиры, водитель, кондуктор, пешеходный переход, зебра, билеты.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картин с изображением транспорта.

— Игры «Паровоз», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое место» и др. игры.

-Работа совместно с родителями и детьми по проектной деятельности «Азбука дорог».

Целевые прогулки по территории детского сада, с обращением внимания на пешеходные дорожки.

Организация выставки поделок разных видов транспорта из бросового материала.

Ребята сегодня мы с вами поедим в гости к Светофорчику. На чем можно поехать в гости?

— на машине, автобусе, троллейбусе, и т.д.

— ребятки отгадайте загадку: Домик на колесах с нетерпеньем ждем,

Он сейчас подъедет, мы в него войдем.

Там кондуктор просит всех билеты взять,

Домик на колесах как его назвать?

— Правильно это автобус.(показать картинку с изображением автобуса)

Что есть у автобуса?

-колеса, руль, двери и т.д.

— Люди, которые едут в автобусе, называются пассажирами. Как называются люди, которые едут в автобусе?

— Пассажиры.

-А кто управляет автобусом?

— Водитель, шофер.

Автобус у нас готов, нужен водитель, а водителя мы выберем по считалочке.

Быстро нужно нам собраться

Мотор нужно заводить.

Кто водителем хочет быть?

Раз, два, три,

Водитель будешь ты.

Ребята, а когда ваши родители едут на автобусе или троллейбусе, что они покупают?

-Билеты.

-Давайте все пройдем в автобус. Проходите не спеша, не толкая друг друга, рассаживайтесь.

(Дети рассаживаются на стульчики).

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, приобретайте, пожалуйста, билеты. Я буду кондуктором.

— У всех есть билеты?

— Да.

-Давайте вспомним как надо вести себя в автобусе.

-Не вставать с места, не высовывать голову в окно не ходить по салону.

— Ну что, товарищ водитель, заводи автобус. Что бы нам было не скучно ехать давайте споем песенку.

Песня «Автобус» первый куплет.

— Вот и приехали. Остановка светофорик. Выходим не торопясь, не толкаясь пропускаем, друг друга. Светофорчик живет на той стороне дороги. А как нам правильно можно перейти дорогу, чтоб не попасть под машину?

— По зебре, по белым полоскам.

Перешли дети дорогу их встречает светофор

Светофорчик: Здравствуйте мои друзья! Я вас долго ждал и за вами наблюдал, молодцы вы правильно перешли дорогу, а где же лисенок с зайчонком, вы их не видели?

— Нет, не видели.

— Вы пока рассаживайтесь по удобнее, а они сейчас подойдут.

Дети рассаживаются на заранее подготовленные стульчики. Появляется заяц. Он играет с мячом, подбрасывает мяч.

Заяц: Мне машина нипочем!

Буду здесь играть с мячом!

Пинает мяч, раздается звук тормозов и лопающего мяча.

Заяц: Ой, бедный мой мячик, что с ним стало?

Светофорик: Здравствуй зайка.

Заяц: Здравствуй светофорик, здравствуйте ребята. Со мной случилась беда.

Воспитатель: а ты понял, почему у тебя такая беда случилась? Ребята скажите, а можно играть на проезжей части, а где можно играть?

Дети: во дворе, на специальной площадке

Светофорик: Скажи спасибо, что с тобой ничего плохого не случилось. Ребята помните: играть на проезжей части нельзя. Это очень опасно.

Появляется лисенок. Горит красный свет светофора. Лисенок бежит, скрип тормозов.

Светофорик: Ай-я-я-й Лисенок, Лисенок, ты опять нарушил правила перехода улицы.

Важно

Лисенок: Извини меня светофорик и вы ребята тоже, я просто очень спешила и забыла про правила дорожного движения.

Вос-ль: Светофорик, а давай ребятки расскажут, лисенку и зайчонку как надо себя вести мы с ребятками в детском саду с малых лет изучаем, правила дорожного движения. Ребятки, а давайте расскажем лисенку и зайчонку что мы с вами знаем.

Дети читают стихи

1 ребенок: Это всем должно быть ясно!

Всем, кто в городе живет,

Даже тем, кто ходит в ясли

Нужно знать про светофор.

2 ребенок: Нам на улице не страшно,

Знаем все ребята

На красный свет – прохода нет,

На желтый – подожди,

Когда горит зеленый свет –

Пожалуйста, иди!

3 ребенок: Тротуар – моя дорога!

Пешеходов очень много,

Но держаться все должны

Только правой стороны.

4 ребенок: Вот в автобусе ты едешь,

И вокруг тебя народ.

Не толкайся не зевай

Проходи скорей вперед.

5 ребенок: Через дорогу я с мамой иду,

За руку маму, конечно, веду.

Смотрим налево, направо глядим.

Смело идем, если нет машин.

Светофорик: Вот видите, ребятки в детском саду изучают правила дорожного движения. Молодцы, а давайте поиграем в игру «Красный, жёлтый, зеленый». Послушайте правила игры: на зеленый свет вы встаете, шагаете на месте возле своих стульчиков, на желтый – стоите смирно, а на красный – садитесь. Проводится игра.

Вос-ль: Светофорик нам с ребятками пора в детский сад.

Свет-к: Я рад, что вы все поняли, и я вам хочу подарить игру, что бы вы не когда не забывали правил дорожного движения. До свиданья. А вас зайчонок и лисенок прошу остаться.

Дети переходят дорогу и идут к автобусу.

Вос-ль: Ну что, товарищ водитель, заводи автобус.

Песня «Автобус» 2-3 куплет

— Остановка «детский сад», вот и закончилось наше с вами путешествие на автобусе, вам понравилось?

— Ребята нас в группе ждут игрушки, они очень соскучились, пока мы с вами путешествовали и хотят с вами поиграть. Наш друг Карандаш приготовил для вас карандаши и бумагу.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Город мастеров»

Конспекты ролевых игр

Название: Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Город мастеров»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , игровые занятия, старшая группа
Автор: Шамарина Наталья Александровна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ № 49 «Белочка» г. Калуги

Месторасположение: г. Калуга, Калужская область

Материал для публикации на конкурс «Лучшая авторская публикация».

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе по теме «Город мастеров»

Шамарина Наталья Александровна, воспитатель.

Программное содержание:

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, выбравшими определенные роли.

Закреплять ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.

Экскурсия в парикмахерскую

Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть?”, Д.Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”

Работа с родителями: Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков “Больница”, “Парикмахерская”, “Семья”, “Юный строитель”.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: врач, медсестра, пациент, парикмахер, клиент, строитель.

Индивидуальная работа: помощь в выборе роли Дане В.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, художественное слово, вопросы, мотивация “Город мастеров”, грамзапись, игра.

Ход игры.

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

У вас, у всех растут года

Будет вам семнадцать.

Где работать вам тогда,

Чем заниматься?

Когда вырастите, кем вы будете работать? (Ответы детей.)

Как вы думаете, чтобы стать врачом, парикмахером…, что нужно сначала сделать? (Ответы детей.)

Правильно, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала в школе выучиться, затем окончить техникум или институт, получить специальность. Но как долго этого ждать, а как хочется стать взрослым прямо сейчас и поработать!

Совет

Я знаю один такой город, в котором можно найти себе любимую работу. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и выбирают для себя профессию. Хотите со мной отправиться в путешествие в волшебный “Город Мастеров”? (Ответы детей.)

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

А я предлагаю вам поехать со мной на автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд.)

Вы будите пассажирами, а я шофером, так как только я знаю дорогу. (Надеваю фуражку.) Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Мальчики будьте вежливы.

Воспитатель.

Качу, лечу во весь опор.

https://www.youtube.com/watch?v=pd16CqmO7a0

Я сам шофер и сам мотор!

Нажимаю на педаль

И машина мчится в даль.

И, так, поехали! Чтоб веселее была дорога, включу музыку. (Звучит песенка “Веселые путешественники.)

Вот и приехали! Выходите, пожалуйста. Далеко не расходитесь, в незнакомом городе можно потеряться. Посмотрите друг на друга, все собрались, все готовы к экскурсии по городу. (Ответы детей.)

Ой, что это с вами? Вы все стали взрослыми!..

В “Городе Мастеров” нет работников, но есть разные организации. Давайте пройдем и посмотрим, что в этом городе есть.

Вот здесь у нас “Парикмахерская”

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла.

Вы знаете, кто работает в парикмахерской? Что делает? Кто приходит в парикмахерскую? Как разговаривают с клиентом? Как клиенты ведут себя в парикмахерской? (Ответы детей.)

А вот “Магазин”.

А сейчас мы в магазине –

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Посмотрите, а вот здесь у нас “Больница”.

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье –

Он больше всех бывает рад!

Воспитатель. Дети, кто работает в больнице? Что делает? А врач один может справиться с работой? Кто ему помогает? Что делает медсестра? Кто приходит в больницу? Как разговаривают с больным? Как больные ведут себя в больнице? (Ответы детей.)

Воспитатель. А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят до облаков

Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

Ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки.

Воспитатель. Вот видите, как много интересного в нашем городке.

Вы можете выбрать профессию, какая вам нравится.

Как вы думаете, кто справится с работой продавца? (Ответы детей.)

А кто сможет работать доктором, медсестрой? (Ответы детей.) У тебя получится вежливо разговаривать с пациентами?

Кого мы можем назначить парикмахером? (Ответы детей.)

Как вы думаете, кто справится с работой строителя? (Ответы детей.) Работа у них ответственная, так как город наш должен расти и хорошеть.

Обратите внимание

В нашем городе есть хороший, уютный дом, где живут игрушки, которых нужно сводить в больницу, в парикмахерскую, купить им в магазине сладости и еду, сходить на прогулку, посмотреть, как строится дом. Да и вообще, любить их и заботиться о них. Кто будет мамой?

Слышите, музыка. Это значит, в городе начинается новый день и все начинают работать. Проходите на свои рабочие места, посмотрите, что вам нужно еще приготовить…

По ходу игры помогаю создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре. Включаюсь в игру по разрешению детей (выполняю роль пациента в больнице (посадила занозу на стройке), клиента в парикмахерской, перед приходом в гости в семью, покупаю угощение в магазине и т.п.).

Звучит музыка.

В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Магазин, больница, парикмахерская закрываются, заканчивают работу и на стройке. Все наводят порядок на рабочем месте, так как приедут в этот городок новые дети, которые хотят стать взрослыми. (Дети наводят порядок.)

Сигнал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)

Вот и наш детский сад “Белочка”. Выходите, пожалуйста.

Посмотрите друг на друга, вы снова дети. (Называю по именам.)

Вам понравилось в “Городе Мастеров”?

Мы обязательно еще поедем туда и возьмем с собой тех ребят, которые там не были.

Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «В магазине» для глухих детей 0 класса

Конспекты ролевых игр

Пектубаева Алевтина Валерьевна

Воспитатель

 ГБОУ  РМЭ «Семеновская школа- интернат» 

с.Семеновка,г.Йошкар-ола,Республика Марий-Эл,Россия

Цели:

IОбразовательные:

-обучение  детей игровым действиям, элементам игры;

-использование в речи знакомых слов и фраз;

-закрепление знаний учащихся по теме «В магазине», расширение словарного запаса.

II  Развивающие:

-развитие игровых умений и навыков (т.е. умение находить предметы, нужные для игры — халат, шапочка; обыгрывание простых игровых действий — продавец, покупатель), распределение ролей и подчинение действий роли);

-развитие интереса к сюжетно- ролевым играм;

-развитие воображения.

IIIВоспитательные:

-формирование доброжелательных и дружеских  взаимоотношений, навыков коллективной деятельности;

-закрепление правил поведения в общественных местах;

-развитие интереса и уважения к профессии продавца.

IVКоррекционные:

развитие речи детей в быту;

-формирование навыков речевого общения в ходе игры;

-активизация мыслительной деятельности;

-совершенствование моторного развития.

Методические приемы:

-использование картинок, табличек;

-обыгрывание атрибутов в уголке, распределение ролей;

-беседа- объяснение;

-экскурсии;

-участие воспитателя в игре (совместная игра с детьми).

Оборудование:

-картинки с разными отделами магазинов («овощи», «фрукты», «хлеб», одежда», обувь», «игрушки»;

-атрибуты сюжетно- ролевой игры (весы, колпак, фартук, кошельки, «деньги»);

— таблички со словами, фразами.

Словарь:  касса, кошелек, весы, фартук, колпак.

План занятия:

I  Орг. момент.

II Подготовительная дидактическая игра.

Дидактическая игра.

III Распределение ролей. 

IV Проведение игры.

Ход занятия.

IОрг. момент.

Здравствуйте, ребята.

-Сядьте.

-Я сел (а).

Ребята, что мы будем делать?

-(Будем играть).

II Подготовительная дидактическая игра.

Как называется игра?

-(«В магазине).

— Какие вы знаете магазины?

-( Мебельный, обувной, одежда, игрушки, продукты, овощи и фрукты, хозяйственный). 

-Что продают в мебельном магазине?

-( Мебель: кровать, столы, стулья, шкафы, тумбочки…).

-Что продают в обувном магазине?

-(обувь: сапоги, туфли, ботинки, валенки, сандалии…).

-Дети, где продают посуду?

-(В хозяйственном магазине).

Дидактическая игра.

 -Сейчас мы с вами поиграем. Я раздам вам картинки, а вы должны правильно прикрепить их на доске (раздается раздаточный материал детям — по 3-4 картинки).

-Ребята, посмотрите внимательно на доску, правильно или неправильно выполнили задание?

-Слушайте внимательно! (Работа за экраном).

-В магазине  «Продукты» продают хлеб, конфеты,  макароны, колбасу, молоко…).

-В овощном магазине продают морковь, капусту, лук.

IIIРаспределение ролей. 

-Дети, как вы думаете, какой это магазин?

-(«Продукты»).

-А это какой?

-(Овощи и фрукты).

-Кто работает в магазине?

-(Продавец).

Что делает продавец?

-(Продает). (Таблица на доску).

-Кто хочет быть продавцом в  магазине «Продукты»?

-(Я хочу быть).

-Кто хочет быть продавцом в магазине «Овощи фрукты?

-(Я хочу быть).

-Что нужно для игры?

-(Нужны халат, шапочка, весы).

-А сейчас Настя Илья  расскажут нам стихотворение о продавце.

-(А сейчас мы в магазине-

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса-

Разбегаются глаза

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте).

-Иди, открой магазин (ребенок берет ключ и открывает магазин).         

-Катя, надень халат и шапочку (закрепить на грудь).

— А мы кто будем? (воспитатель показывает на себя и детей).

— (Мы покупатели). (Показ таблички).

-Ребята, а что нужно покупателю для игры?

-(Кошелек,  деньги, пакеты). (Раздается детям).

-Мы пойдем в магазин. (Дети и воспитатели идут к магазину и встают в очередь друг за другом). Кто будет первым покупателем?

-(Я, Я..).

-Давайте выберем покупателя считалкой? Кто хочет считать?

-(Я буду).

IVПроведение игры.

Ребята, посмотрите, сколько стоит хлеб, молоко, печенье, колбаса?

-Посмотрите внимательно, сколько у вас денег?

-(9 рублей).

-Илья, что ты хочешь купить?

-(Я хочу купить печенье).

-У тебя хватит денег?

-(Да, хватит).

-Иди, покупай.

                                          Диалог.                                            

Продавец.                                                                      Покупатель.

-Здравствуйте.                                                                -Добрый день.

-Я хочу купить…                                                           -Я хочу купить…

-Что вы хотите купить?                                                -Дайте, пожалуйста…

-Платите…рублей.                                                        _-Вы неправильно сдали сдачу.

-Извините, я ошиблась.                                                      -Я просил хлеб.

                                                                                              -У вас свежий хлеб?

-Спасибо за покупку.                                                         -Спасибо.

-Приходите еще в магазин.                                               -До свидания.

-До свидания.

Работа с каждым из покупателей.

VИтог занятия.

-Ребята, что  мы сегодня делали?

-Мы говорили, задавали вопросы, отвечали, играли.

-А вам понравилась игра?

-Хотите еще играть?

-Хорошо, мы будем играть и в другие игры. Будем покупать одежду в магазине в «Одежда».

-Дети, вы хорошо играли, говорили и отвечали на вопросы. Были активны и внимательно.

Молодцы!

скачать dle 12.1

План — конспект сюжетно — ролевой игры

Конспекты ролевых игр

Формирование трудовых навыков посредством сюжетно-ролевой игры

МКОУ Соколовская школа – интернат

Сюжетно – ролевая игра

«В цветочном магазине»

Составила:

Фофанова С.Ф.

2016 год

Цель: ознакомление детей с новой профессией – флорист

Задачи:

— обучать детей умению принимать на себя роль флориста, использовать в игре названия разнообразных комнатных растений

— развивать умение ухаживать за цветами

— воспитывать внимательное отношение к покупателю

— воспитывать уважение к разным профессиям

Предварительная работа:

— просмотр презентаций «Комнатные растения»

— рассматривание иллюстраций комнатных и садовых растений

— знакомство с иллюстрациями флориста

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Послушайте загадку.

Очищают воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут

(цветы)

— Правильно цветы. Сегодня мы с вами поговорим о цветах. А вот какие цветы вы знаете, мы сейчас и проверим.

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной.

(Роза)

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый.

А цветы на окне –

Словно шапка в огне.

(Герань)

На окне, на полке,

Выросли иголки.

Да цветки атласные –

Алые и красные.

(Кактус)

На клумбе у окошка,

Посажена картошка.

Цветки её огромные,

И светлые и темные.

(Георгин)

Все знакомы с нами,

Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы,

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми (Гвоздиками)

Есть у веселого цветка,

Приметы, чтоб не ошибиться.

Листик – как у чеснока,

А корона как у принца. (Нарцисс)

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик,

Цветок тот похож.

(Тюльпан)

Чтобы солнце сквозь стекло,

К нам в окошко не пекло.

Я повешу шторочку,

На белую распорочку.

Не крючком плетеную,

Живую и зеленую.

(Традесканция)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

Молодцы! Всё помните, все знаете!

Скажите, пожалуйста, человек, какой профессии все знает о цветах? А откуда мы с вами берем цветы?

(Ответы детей)

Воспитатель:

— Профессия человека, занимающегося цветами и составляющего из них букеты, называется – флорист.

А хотелось бы и вам побывать в роли флориста, почувствовать себя настоящим творцом, художником, который делает из цветов разнообразные композиции, ухаживает за цветами? Тогда рада представить вам сюжетно – ролевую игру «В цветочном магазине».

Сейчас мы с вами распределим роли. Я и еще двое детей будем выступать в роли флористов, а остальные будут покупателями. Я вам буду помогать, а во второй раз, те, кто был покупателями, будут выступать в роли флориста, а мы будем покупателями.

Важно

Воспитатель объясняет детям особенности работы флориста в цветочном магазине и предлагает занять свои места в игре. Начинается игра, воспитатель советует детям, как лучше вести себя в той или иной игровой ситуации.

В конце занятия подводятся итоги:

— Понравилась ли вам игра?

(Ответы детей)

— Кто такой флорист?

(Ответы детей)

— Трудно ли было вам играть роль флориста?

(Ответы детей)

— А какую профессию вам еще бы хотелось обыграть?

(Ответы детей)

Молодцы! Очень любознательные ребята!

№ 1538 Конспект сюжетно – ролевой игры«Парикмахерская» средняя группа — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

Конспекты ролевых игр

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Елочка»

Конспект сюжетно-ролевой игры

«Парикмахерская»

средняя группа

                                                                                             Подготовила

                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                              Бондаренко И.Т.

ХМАО — Югра

п. Юганская Обь

 Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
  3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, администратор, клиент, пелеринка.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую. ЧтениеС.Михалкова «В парикмахерской».

Изготовить и собрать атрибуты для игры:фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, пошив пелеринки, полотенчики, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Дидактическая игра «Для чего эти предметы». Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».

Роли:

  • парикмахер
  • клиенты.
  • Администратор

Игровые действия:

  1. Надевание на клиента пелеринки.
  2. Причесывание.
  3. Стрижка.
  4. Мытье головы.
  5. Вытирание полотенцем.
  6. Сушка феном.
  7. Накрутка на бигуди.
  8. Плетение косичек.
  9. Завязывание хвостиков.
  10. Закалывание заколок.
  11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.

Развивающая предметно – игровая среда:

  1. Зеркало.
  2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры.
  3. Разные виды расчесок. Расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.
  4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.
  5. Бигуди на один оборот пряди.
  6. Пластмассовые ножницы.
  7. Игрушечный фен.
  8. Пелеринка для клиента.
  9. Фартук-накидка для парикмахера.
  10. Полотенце.
  11. Заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик.
  12. Журнал с образцами причесок.

Ход игры

Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит корзину  с рабочими инструментами парикмахера.

Зеркало, разные виды расчесок, расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы,  бигуди на один оборот пряди, пластмассовые ножницы (недействующая машинка для мужских стрижек), игрушечный фен, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенце, заколки, резинки, бантики,  журнал с образцами причесок.

— Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Всех сегодня парикмахер обслужить не успеет, предлагаю посетить салон по очереди.

Дети и воспитатель проходят к игровой зоне «Парикмахерская».

Воспитатель: (помогает распределить роли) Настя–женский мастер, Аня-администратор. Посмотрите на свои рабочие места. Остальные девочки-клиенты.(Воспитатель может  давать детям образец действий и общения.«Проходите, пожалуйста, присаживайтесь»)

Администратор записывает клиентов у него на столе ручка, журнал для записей (имя, фамилию, чтобы они хотели). Когда клиентов было много администратор провожает их за стол и предлагает посмотреть журнал с прическами и предлагает чай, кофе.

Парикмахер интересуется у клиента что им сделать (помыть голову, какой шампунь, как подстричь, какую прическу сделать) «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!».

Воспитатель помогает парикмахеру, давая советы по надобности.

Клиенты в ожидании своей очереди сидят на стульчиках смотрят журналы с детскими прическами.

Выход из игры

«Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодец наш парикмахер. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

В средней группе подготовила воспитатель Бондаренко И. Т.

Сюжетно – ролевая игра парикмахерская была проведена с детьми средней группы, в игре принимали участие четыре девочки. Вся запланированная предварительная работа была проведена.

Заранее были изготовлены необходимые атрибуты. Игровая зона была обеспеченна всем необходимым для игры парикмахерская.

Совет

В ходе игры по моему мнению все поставленные задачи были реализованы, атмосфера была дружеская, девочки справлялись со своими ролями, активно пользовались всеми атрибутами. Но как мне показалось некоторые девочки были немного скованны, так как за ними наблюдали со стороны.

По окончанию игры не смогла подвести итоги, так как девочки были увлечены игрой и хотели побыстрее продолжить играть.

Конспект семинара – практикума по теме: «Сюжетно – ролевая игра»

Конспекты ролевых игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звездочка»

Конспект семинара – практикума по теме:

«Сюжетно – ролевая игра»

Составила: Старший воспитатель

Герасименко Ю.Е.

2014 год

Цель:повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры.

Задачи: совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера. Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка каждой командой сюжетно-ролевой игры по заданным темам.

План семинара:

1. Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.

2. Деловая игра.

Представление команд

Перечисление методов и приемов руководства игрой

Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».

Презентация подготовленных игр каждой командой.

Решение педагогических ситуаций.

Разгадывание кроссворда.

Перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.

Ход семинара:

 Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей – папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это – сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно – отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни, дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия “я – милиционер”, “я – воспитатель “. Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: “я повар – готовлю обед”, “я папа – иду на работу”.

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ – РОЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого – явная и незаметная.

Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность – организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей.

Во втором – педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Обратите внимание

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

— Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

— Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель – носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача – научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель – партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача – обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

3.Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача – формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность.

Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры.

Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок.

Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности.

Важно

На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды.

Первое задание. Представить команду и ее название. Это задание жюри оценивает от 3 до 5 баллов.

Второе задание

Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку. /Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/Предполагаемые ответы:

внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.

на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад;

использование сюрпризных моментов;

внесение новой игрушки;

наблюдение за игрой других дошкольников;

наблюдение за трудом взрослых;

чтение литературных произведений;

обсуждение телепередач;

определение содержания игры;

восстановление последовательности событий;

игровые действия;

обыгрывание персонажей и их взаимодействие;

драматизация сказок;

учет интереса детей;

 планирование игры;

рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру;

определение темы;

умение согласовывать свои действия с остальными детьми;

придумывание сюжета сказки или рассказа;

совместный пересказ сказки;

придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам;

преднамеренное изменение ситуаций;

учет индивидуальных особенностей;

учет личного опыта ребенка;

привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;

использование мимических этюдов, элементов психогимнастики;

обсуждение хода и результатов игры;

совместная с детьми игра;

использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.

 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:

формирование игры как деятельности;

использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е.формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

Предпосылки для развития длительной игры:

умение детьми выбрать тему;

важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер);

придумывание подбор игрового материала;

умение устанавливать правила и четко выполнять их.

Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/.

В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника»  —    регистратор  —   врачи  —   медсестра  —     педиатр —     прививочный кабинет  —    лаборатория   —   дневной стационар —     гардероб   —    главврач.

Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/ вокзал кассир кок капитан              пассажир  водитель вокзал  матрос радист боцман   мастерская кассир АЗС билетер врач.

Жюри оценивает конкурс от 3 до5 баллов. Учитывая разнообразие и количество ролей.

Принципы.

На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.

На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.

Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.

Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Четвертое задание.  Презентация любой сюжетно-ролевой игры каждой из команд (предварительно подготовлена). Каждая команда презентует по две игры.

Жюри оценивает задание от 3 до 5 баллов.

Критерии оценки – занятость детей, возраст, интерес сюжета, разнообразие ролей, есть ли итог игры, действия воспитателя в ходе игры.

Пятое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую педагогическую ситуацию.

Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?

Совет

Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги. «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, – ты, Лариса, тогда сама и играй».

Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», – и положила все предметы перед детьми.

Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера? 

Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Шестое задание.  «Склады слова». Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано слово в вертикальном положении «Сюжетно – ролевая игра».

За две минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл.

Седьмое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце)

Вопросы к кроссворду:

*Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.

*Он – главная фигура в дошкольном учреждении.

*Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними

*Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.

*Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.

*Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.

*Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.

Ответы: 1. Режиссерская                2. Ребенок             3. Игра            4. Подражание           5. Методика            6. Правила

7. Роль

Восьмое задание.  Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе.  За каждую названную игру жюри дает команде 1 очко. Предполагаемые ответы:

Детский сад

Семья

Магазин – овощной, хлебный, игрушек

Пароход

Больница

Парикмахерская

Автобус

Зоопарк

Моряки

Зубной врач

Прачечная

Салон красоты

День рождения

Столовая

Кондитерская фабрика

Поликлиника

Животноводы

Аптека

Строители космодрома

Путешествие в дальние страны

Цирк

Пограничники

Рыболовецкое судно

Зоолечебница

Почта, телеграф

Газетный киоск

Дискотека

Космическое путешествие

Лесная школа

Улица и др.

Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии.

Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату).

 

Подведение итогов семинара, слово жюри.

Обратите внимание

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Сетка кроссворда.




Comments

(0 Comments)

Ваш e-mail не будет опубликован.

Закрыть