Какое влияние оказывает созревание на раннее моторное и эмоциональное развитие
Какое влияние оказывает созревание на раннее моторное и эмоциональное развитие
Зарождение многих способностей тесно взаимосвязано с созреванием (физическим ростом и распитием тела, мозга и нервной системы). Созревание особенно ярко видно, когда малыш усваивает различные моторные навыки, например ползание и ходьбу. Разумеется, скорость созревания у всех детей разная. Тем не менее порядок развития в целом универсален.
Моторное развитие
Хотя созревание, конечно, имеет большое значение, моторные навыки не просто «возникают сами собой». Дети должны научиться контролировать свои действия.
Дети, пытающиеся ползать или ходить, будут активно исследовать новые движения, выбирая те, которые у них получаются. Первое усилие ребенка может быть приблизительным — дрожащее ползание или неуверенные первые шаги.
В процессе практики дети «настраивают» свои движения, так что они становятся ровнее и эффективнее. Такое обучение начинается с первых месяцев жизни.
В каком возрасте ребенок будет в состоянии есть сам, гулять один и распрощается с пеленками?
Такие вехи, как правило, определяются готовностью ребенка к быстрому обучению. Принцип готовности утверждает, что усвоению некоторых навыков должен предшествовать минимальный уровень физического созревания.
Невозможно, например, научить детей ходить или пользоваться туалетом, прежде чем они достаточно созреют и смогут контролировать нужные им мышцы.
Если родители пытаются заставить ребенка слишком рано усвоить эти навыки, то могут потерпеть неудачу и напрасно фрустрировать ребенка.
Обратите внимание
Однако если родители с уважением отнесутся к индивидуальной скорости развития ребенка, то они не будут испытывать ненужных огорчений. Приведем пример настойчивых родителей, которые приучают к горшку 18-месячного ребенка.
Им удается это сделать за 10 недель, при этом возникает много «ложных тревог» и «неожиданностей». Если бы родители подождали, пока ребенку исполнится 24 месяца, то они смогли бы добиться успеха всего за 3 недели.
Родители могут сами решить, когда начать приучение к горшку, однако созревание ребенка диктует, когда его надо завершить
Эмоциональное развитие
Первоначальное эмоциональное развитие ребенка также соответствует паттерну, тесно взаимосвязанному с созреванием. Даже для развития основных эмоций, таких как гнев, страх и радость нужно время, чтобы они развились.
Общее возбуждение (диффузное возбуждение) — единственная эмоциональная реакция, которую отчетливо выражают новорожденные младенцы. Тем не менее, как вам может сказать любой родитель, эмоциональная жизнь ребенка быстро расцветает. Один исследователь заметил, что все основные человеческие эмоции появляются до 2 лет.
Бриджес обнаружил, что эмоции появляются в определенном порядке и что возникает первое основное деление эмоций — на приятные и неприятные.
Многие эксперты по-прежнему считают, что эмоции развиваются медленно, по мере созревания нервной системы. Тем не менее психолог Кэрролл Изард считает, что дети могут выражать некоторые основные эмоции уже в 2,5 месяца.
Когда Изард внимательно смотрит на лица детей, он видит совершенно четкие и многочисленные проявления эмоци.
Самое распространенное выражение у младенцев, как он обнаружил, это не волнение, а интерес, после которого следуют радость, гнев и печаль.
Если Изард прав, значит, эмоции непосредственно связаны с наследственностью и эволюцией. Может быть, именно поэтому улыбка — одна из самых распространенных реакций ребенка. Улыбка, вероятно, помогает детям выжить, так как она стимулирует родителей заботиться о детях.
Важно
Сначала ребенок улыбается случайно. К 10 месяцам, однако, дети улыбаются чаше, когда рядом находится другой человек. Эта социальная улыбка особенно вознаграждает родителей.
С другой стороны, когда молодые родители видят и слышат, как ребенок плачет, они испытывают досаду, раздражение, беспокойство или чувствуют себя несчастными.
Очевидно, что дети во всем мире быстро усваивают, как дать понять другим, что им нравится, а что — не нравится.
Маленькие дети с потрясающей скоростью превращаются из маленьких крошек в самостоятельных личностей. Особенно быстро проходит развитие на ранних стадиях.
На третьем году жизни ребенок будет в состоянии стоять, ходить, говорить, исследовать, и у нее будет уникальная личность. Ни в какой другой период после рождения развитие ребенка не продвигается так стремительно.
В тот же период расширяются взаимоотношения с другими людьми.
Кун «Все тайны поведения человека»
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
Раннее развитие детей дошкольного возраста. Польза и вред
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Ничто не происходит в отрыве от нервной системы. Все наши проявления в жизни, поведение, деятельность – это результат работы нашей нервной системы.
Значит, если мы говорим о развитии, значит, мы говорим в первую очередь об изменениях, которые происходят в нервной системе. В частности, о тех изменениях, которые происходят в центральной ее части, представленной головным и спинным мозгом.
Ранее развитие детей дошкольного возраста – это изменения в нервной системе ребенка в самый ранний период его детства.
Развивать малыша, это значит, способствовать созреванию его нервной системы. Логично ставить вопрос – а что помогает созревать нервной системе в самый ранний период?
Если мы начинаем заниматься ранним развитием, не зная, и не учитывая законы созревания нервной системы, наше влияние далеко не всегда может быть полезным.
«Современный» взгляд на ранее развитие
Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации.
И по утверждению авторов методик по раннему развитию, до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий. Современный мир породил множество ранних методик обучению чтению, иностранным языкам, магазины заполнены множеством картинок с написанными словами.
Однако, основу раннего развития составляет не сама по себе информация.
Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария.
Совет
В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми.
Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.
Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.
Истоки раннего развития. Историческая справка
К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.
Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей.
Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии.
Эти методики хорошо зарекомендовали себя в развивающей сфере, но для применения этих игр важно понимать закономерности развития познавательных процессов у детей.
Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.
Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка.
Обратите внимание
Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах. Ведь мы можем наблюдать именно то, что находиться в активном развитии.
Внешняя деятельность ребенка отражает процессы созревания, происходящие внутри его нервной системы.
Смысл Детства и его значение для развития
Сегодня отношение к раннему развитию меняется. Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.
Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.
Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.
Период от 0 до 1 года
Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости.
Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий.
Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.
От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка.
Именно эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур.
Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.
Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.
Период от 1 до 3-х лет
В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.
С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать.
Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию.
Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.
Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы.
Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.
Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.
Период от 3 до 5 лет
3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка.
Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания.
Этот процесс обогащения опытом продолжается вплоть до 7 лет, когда количество переходит в изменение качества и ребенок созревает для учебной и сложной произвольной деятельности.
Важно
В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения.
Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет.
У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми.
Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.
В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов.
Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные.
Одна из важных задач данного возраста — научиться находить общий язык с другими детьми, и со взрослыми. Уметь заявлять свою позицию и договариваться с другими.
Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности.
Совет
Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности.
В этом возрасте многие дети с увлечением лепят, рисуют, рвут, мнут, ковыряют, закапывают, приклеивают… Когда мозг ребенка созревает, то малыш стремиться найти вокруг себя все, что ему становиться доступно и с упоением делает то, что у него получается.
Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.
Период от 5 до 7 лет
К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают.
Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности.
Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции.
Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.
Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.
Роль взрослых в раннем развитии
На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность.
Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом.
И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.
«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.
«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.
При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка.
Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме.
Трудно себе представить, что в природе медвежонок будет командовать медведицей…
Особенности эмоционального развития ребенка в раннем детстве
Внимание специалистов к развитию ребенка в раннем дошкольном возрасте определяется тем, что первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом. Это новый этап в психическом развитии ребенка.
Совершая гигантский скачок в развитии: физическом, психическом, социальном, ребенок этого возраста заявляет о себе как о личности. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично.
В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции.
Обратите внимание
Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека. Диапазон эмоционального развития в раннем возрасте довольно широк: от улыбки неудовольствия, радости, обиды до формирования более сложных чувств: сочувствия, гордости, эмпатии и любви.
Опираясь на идею целостного подхода при анализе особенностей развития ребенка, рассмотрим закономерности формирования эмоциональной сферы ребенка раннего возрасте в единстве с другими сторонами развития.
Когда говорят о развитии ребенка, то в центре внимания оказываются аспекты физиологии, познания, поведения, которые демонстрируют качественные и количественные изменения по мере развития ребенка от рождения до зрелого возраста.
Непосредственно в области возрастной педагогики и психологии термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей среды
Развитие ребенка принято отслеживать по изменениям в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной.
К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, физическое здоровье, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма). Когнитивная область (от лат.
«знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, т.е. охватывает изменения, происходящие в познавательной деятельности и речи.
В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки, или, другими словами, включает развитие личности и межличностных отношений.
Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения. При этом развитие эмоционально-мотивационной сферы многие психологи и педагоги относят к психолого-педагогическим доминантам дошкольного периода. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.
Важно
В раннем возрасте происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Ребенок ежемесячно прибавляет в весе и росте, совершенствуется деятельность органов чувств и систем: костной, мышечной, центральной нервной системы. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий.
По данным нейрофизиологов в период раннего возраста закладывается базис для межполушарного эффективного взаимодействия, обеспечивающего соматический, аффективный и когнитивный статус ребенка. В этот период увеличивается предел работоспособности нервной системы.
Формируется и совершенствуется навык ходьбы, развиваются различные движения рук, что значительно расширяет возможности познания окружающего мира.
Овладение ребенком навыков ходьбы является одной из предпосылок возникновения в раннем возрасте предметной деятельности, в центре которой стоит усвоение ребенком культурных действий с предметами. Важнейшим мотивом овладения ребенком сложной предметной деятельности является стремление подражать взрослому.
Постепенное развитие предметных действий выступает в этот период в качестве ведущей деятельности. Действия ребенка с предметами становятся целенаправленными. Малыша привлекают новые, незнакомые предметы, что свидетельствует о развитии таких мотивационных эмоции как интерес и удивление. Е.
Волосова пишет, что эмоции детей раннего возраста тесно связаны с развитием предметной деятельности, ее успешностью или неуспешностью. Интерес к предмету в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека.
Совет
Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними.
Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация.
К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение.
Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.
Е. Гаспарова замечает, что уже к концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры, у него возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре. А к 3 годам переживания ребёнка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры.
Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.
Совместная деятельность и усложнение процесса предметных действий ведет к ряду новообразований. Среди новообразований этого периода отмечается и развитие речи.
В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуаций общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально значимом фоне. Речевые нарушения часто возникают при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.).
Обратите внимание
Вторая сигнальная система играет существенную роль в эмоциональных переживаниях человека. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.
Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических.
Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.
К раннему возрасту ребенок имеет возможность различать оттенки модальности ощущений, т.е. их качественные характеристики (тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные).
На современном этапе физиологами и психологами доказано единство сенсорных процессов и эмоционально-чувственного компонента в процессе познания мира и развития личности.
В единстве с развитием сенсорных возможностей ребенка происходит развитие восприятия.
Восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.
Постепенно формируется новый тип восприятия: свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, с которым он сравнивает другие предметы.
Вначале дети начинают ориентироваться на форму, затем на величину, потом на цвет. К концу раннего возраста ребенок понимает, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства.
Память ребенка раннего возраста отличается высокой пластичностью. В этот период преобладает пространственная зрительная непроизвольная эмоциональная и механическая (двигательная) память. При этом память детей ограничена непосредственно воспринимаемыми образами.
Важно
В 2 года у ребенка появляется произвольная форма вербального кратковременного запоминания – дети могут специально выучить текст, чаще всего рифмованный. Запоминание строится на многократных повторениях, и именно ритм позволяет запечатлеть текст правильно.
Долговременная память формируется благодаря эмоциональной оценке происходящего с ребенком.
К 1,5 годам увеличивается количество воображаемых действий, появляется символическая игра. Например, дети могут вообразить, что бумажный пакет – шляпа, а паркетный пол – бассейн. Воображение носит воссоздающий характер.
Оно появляется вместе с появлением феномена символической репрезентации. Ребенок включает другого человека в свою символическую игру, играя, имитирует знакомые действия взрослых.
К трем годам ребенок приобретает возможность по рассказу взрослого представить себе события.
Мышление детей раннего возраста является наглядно-действенным. Ребенок практически манипулирует вещами и схватывает связи между ними. Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. П.Я.
Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов.
При переходе от ручных действий к орудийным и зарождается наглядно-действенное мышление.
Совет
Ж. Пиаже, предлагая свою концепцию подражания как механизма формирования мышления ребенка, указывает на тот факт, что обязательным условием подражательных действий являются доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым.
Выступая эмоциональным полюсом знаковой ситуации, взрослый активно переключает внимание ребенка с себя на предмет, обеспечивая ребенку чувство безопасности и доверия.
Малейшая боязнь, настороженность недоверие к взрослому могут надолго затормозить развитие подражательных действий.
До двухлетнего возраста ребенок находится на сенсомоторной стадии развития мышления по Ж. Пиаже. Основным признаком данного периода является пониманиедетьми постоянства объектов. Третий год жизни характеризуется наступлением дооперациональной допонятийной стадии развития мышления по Ж. Пиаже.
На первый план выходят использование символов, символическая игра и язык, которые позволяют ребенку выйти за пределы наличной ситуации. Дети могут говорить о чем-то, что в данный момент отсутствует, однако на данной стадии развития они по-прежнему путаются в основных категориях. Например, они могут считать, что все движущиеся объекты – живые.
Эту особенность называют анимизмом. Дети ожидают, что неодушевленный мир подчиниться их командам.
Самым существенным новообразованием раннего возраста является появление у ребенка собственного «Я». «Я» по определению Д.А. Леонтьева – «это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама по себе» [1993, с.40].
С понятием «Я» в психологии связаны такие термины, как Я-концепция, самосознание, самооценка, самоактуализация.
Обратите внимание
Согласно исследованиям Амстердама, к 1,5 годам месяцам дети самостоятельно устанавливают связь между своим отражением в зеркале и собой (если незаметно поставить на носу ребенка метку губной помадой, он укажет на свой нос, а не отражение в зеркале).
К 2 годам ребенок осознает не только свою внешность в зеркале, но и сознание своих действий (прихорашивание перед зеркалом). К концу второго года в речи детей появляется все больше упоминаний о себе. Они знают свое имя и произносят его, часто описывая свои потребности в третьем лице.
Около 2 лет у ребенка появляется распространение понятия «Я» на то, что ему принадлежит (понятие «собственничество»). По мнению Г. Крайг, в этом возрасте детям необходимо упрочить понятие собственности, чтобы придать завершенность своему определению «Я». Ранний возраст – период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения, стремясь к все большей автономии от взрослых.
С развитием личности ребенка, его стремлением к независимости, желанием установить новые, более высокие формы отношения с окружающими связано переживание ребенком «кризиса трех лет». Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений. Кризис сопровождается такими негативными эмоциональными реакциями как негативизм, гнев, тревога, чувство стыда и вины.
Период раннего детства с точки зрения возрастных кризисов рассматривается и в западных теориях возрастного развития. З. Фрейд, автор психоаналитической теории развития, считал источником психического развития влечения и инстинкты. По З.
Фрейду на период раннего детства приходится анальная стадия психосексуального развития.
Суть кризиса состоит в том, что инстинктивные влечения (в данном случае получение чувственного наслаждения от процессов выделения) вступают в противоречие с требованиями реальности (запреты и требования родителей). В результате конфликта у ребенка возникают негативные эмоции.
Впервые З. Фрейд высказал идею о том, что эмоции могут влиять и на физическое состояние человека, вызывая такие заболевания, как гипертензии и язвы, и на его психику, что находит выражение в навязчивых ритуалах и психосоматических нарушениях.
По мнению Э.
Эриксона, на этой стадии возрастного развития ребенок оказывается перед выбором — быть автономным и самостоятельным, имея волю, либо испытывать стыд и сомнение за свою неспособность справляться со своими противоречивыми стремлениями, встречая порицание культуры, социума в котором он оказался. Закрепление того или другого накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека и живо проявляется в ситуациях, где он должен проявить самостоятельность и встать перед сложными дилеммами выбора.
Развитие самосознания в раннем возрасте связано с появлением эмоций самосознания: смущение, сочувствие, зависть, гордость, стыд и вина. М.
Льюис в качестве предшественника стыда рассматривает смущение, возникающее в процессе развития относящегося к себе поведения.
Важно
Согласно его теории эмоционального развития, чувства гордости, стыда и вины начинают проявляться примерно в 3 года, и этому предшествует формирование способности оценивать соответствие чьего-либо поведения стандарту (табл. 1).
Таблица 1
Развитие эмоций самосознания детей раннего возраста по М. Льюису
Возраст |
Сознание, как при относящемся к себе поведении |
1,5 года |
Смущение, зависть, сочувствие |
Усвоение и использование стандартов и правил |
с 2,5 до 3 лет |
Гордость, стыд, вина |
Согласно теории А. Сроуфа, окончательное формирование чувств вины и гордости происходит в дошкольном периоде, а прототипами этих эмоций считаются стыд или превозношение себя (при позитивной самооценке). По А.
Сроуфу, для возникновения стыда и позитивной самооценки необходимо лишь ощущение себя как плохого или хорошего, проявляющееся в виде реакции на порицание или похвалу воспитателя.
Большинство исследователей приходят к согласию в том, что дети старше 2 лет способны давать оценку адекватности своего поведения требуемому стандарту. При несоответствии этому стандарту они, вероятно, испытывают стыд, а при соответствии — гордость.
Эмоциональное развитие в раннем детстве
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.
В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть.
В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому- либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
В то же время в возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере.
В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент.
Совет
Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней.
Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца.
Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение.
Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е. Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу.
Обратите внимание
Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно- игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации.
Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Максим Д. с 2 лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» — и настаивает на том, чтобы она замолчала.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.
Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Важно
Так, желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску и заявила взрослым: «Дайте мне бутылочку с соской. Налейте чаю. Я буду сосать».
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 2 и 3-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошкольнику понять, когда другому больно или когда другой голоден.
Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками.
Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.
Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.
Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения.
Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение.
Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.
Эмоциональное развитие ребенка и влияние его на интеллектуальную среду и здоровье
Эмоциональное развитие ребенка и влияние его на интеллектуальную среду и здоровье.
Эмоции – психическое состояние, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и выражающие все виды переживаний человеком явлений, событий окружающей действительности: от глубоко травмирующих страданий до высших форм радости.
Различают эмоции положительные, которые повышают тонус организма, активизируют человека, придают уверенность в действиях, и отрицательные, действующие угнетающе, ослабляющие волю, предрасполагающие к пассивно-оборонительному поведению.
Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших, социальных потребностей, обычно называют чувствами: интеллектуальными, эстетическими, нравственными. Удовлетворение потребностей пробуждает чувства радости, счастья, восторга, благотворно влияет на жизнедеятельность организма, стимулирует развитие личности.
Неудовлетворение вызывает отрицательные эмоции: тоску, тревогу, страх, гнев, отвращение, неудовольствие, разочарование, нарушает протекание физиологических процессов, ухудшает адаптацию, способствует возникновению заболеваний. Сильное или слишком длительное нервно-психическое напряжение может вызвать эмоциональный стресс.
Совет
К эмоциям имеет прямое отношение и та сторона психики, которую называют настроением.
Это относительно длительный (часы, дни и даже недели), устойчивый, положительный или отрицательный эмоциональный фон, как правило, отражающий уровень нашего физического и социального благополучия, настроенность к той или иной деятельности. Интенсивность чувства при этом не достигает значительной выраженности, как на пример в страсти.
Страсть –ярко выраженная целеустремленность, сильное, длительное чувство, охватывающее всю личность человека и направленное на удовлетворение его индивидуальных потребностей. Она может иметь как положительное (например, страсть к научному познанию, социальной справедливости) так и отрицательное (наркомания и т.д.
) значение, а иногда определять направление всей жизни человека. И наоборот, аффект (восторг, ярость, отчаяние) представляет собой кратковременную, бурно протекающую эмоцию, возникающую в связи с волнующими личность событиями и сопровождающуюся выраженной двигательной реакцией.
Взрыв чувств на какое-то мгновение ослабляет координирующую функцию разума, однако он вполне подвластен человеку, привыкшему контролировать свои поступки. Установлено, что умственная и физическая работоспособность в условиях эмоционального напряжения может заметно повышаться (спортивные соревнования и т. д.).
Радость, изумление, страх, страдание, гнев, решительность, отвращение, презрение имеют различное внешнее выражение.
Каждому человеку свойственен свой индивидуальный стиль эмоционального реагирования, зависящий от темперамента, врожденных особенностей нервной системы, определяющих общий тип эмоциональной реактивности и влияния окружающей среды. Следует с детства воспитывать в ребенке умение управлять своими эмоциями.
С возрастом психика человека способна накапливать эмоциональный опыт, являющийся основой избирательного поведения человека по отношению к подобным, встречавшимся ранее, ситуациям. Появляется возможность сознательного выбора объекта желаемых чувств. В этом выборе проявляются особенности его личности.
Чувства придают личности человека особую привлекательность, способствуют творческому подъему, мобилизуют ресурсы памяти, интенсифицируют интеллектуальные процессы.
Психическое здоровье человека зависит от правильного нравственного воспитания. Отсутствие эмоционального контакта между родителями и ребенком в раннем детском возрасте ведет к выраженным изъянам в эмоциональной сфере, к слабости интеллектуального развития.
Обратите внимание
Воспитание чувств неразрывно связано с образом жизни семьи. Недопустимы как чрезмерная опека, так и безнадзорность. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость.
Важной профилактической мерой нежелательных форм поведения является эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Эстетические чувства, порождаемые встречей с художественными произведениями, музыкой, изобразительным искусством, наблюдениями за природой, общением со всем прекрасным, формируют высшие эмоции, обогащают духовный мир ребенка.
Положительные эмоции, хорошее настроение создают предпосылки для наиболее полного раскрытия творческих способностей человека, активизации его деятельности. Однако не всегда окружающая обстановка (основной источник эмоций) складывается благоприятно для личности.
В таком случае ведущую роль играют внутренние механизмы.
Смягчению чрезмерного эмоционального напряжения способствует умеренный физический труд и занятия физическими упражнениями, при которых усиливается деятельность мышц, повышается активизация и кровоснабжение мозга, улучшается настроение.
Депрессия – состояние пониженного, подавленного настроения с ослаблением психической активности, пессимизмом, заторможенностью движений. Тягостно переживаются духовная опусташенность, недостаток волевой активности, способности к общению.
Нередко возникают мысли о собственной никчемности, несостоятельности. Подобная мрачная оценка своего состояния ретроспективно переносится на события прошлого, которые представляются как цепь сплошных ошибок и неудач, обусловленных своим неправильным поведением.
Появляется чувство мнимой вины перед родителями, товарищами. В негативном плане оценивается окружающее, обстановка выглядит срой и враждебной, будущее видится безрадостным и бесперспективным.
Своевременное распознавание депрессии важно для сохранения здоровья, для предупреждения снижения работоспособности, нормализации семейных отношений и отношений в коллективе.
Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями, но также тревожностью и самооценкой. Про высоком уровне тревожности учащийся легко раздражается, расстраивается по пустякам, теряется в простых ситуациях, не уверен, боится неудач, быстро возбуждается. При завышенной или заниженной самооценке учащийся испытывает затруднения в общении, болезненно реагирует на замечания.
Поэтому в своей работе крайне важно уделять внимание формированию и совершенствованию эмоциональной сферы: предусмотреть формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучать его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.
), научить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие.
Для подростка характерными являются представления о себе уже не как о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым и стремится быть взрослым.
Важно
Это чувство взрослости заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании своего взросления окружающими.
Эта особенность подростка определяет направленность его социальной активности: он стремится воспринять и усвоить ценности, способы поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношениях.
Необходимо учитывать стремление подростка к самостоятельности, известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинства и прав. Отношение к ним как к «маленьким» отталкивает их от взрослых. Пи этом девочки больше, чем мальчики, озабочены тем, что думают о них другие, значительно более чувствительны к критике и насмешкам. Для данного возраста характерна резкая смена настроений, переход от экзальтированности к депрессии и обратно.
Социально-психологической проблемой является проблема эмоционального стресса. Сила и продолжительность стрессов определяют, может ли человек преодолеть обыденные нагрузки, или же они будут причиной болезни.
Вероятность их возрастает при частых и сильных отрицательных нагрузках.
Необходимо в своей работе найти такие средства и действия, которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям, а именно:
-
изменить отношения к себе и др. на более позитивное, менее критичное, не гипертрофировать мелкие недостатки, расширить круг общения, более открыто выражать свои мысли и чувства.
-
рационально распоряжаться своим временем.
-
научить делится ответственностью, не претендовать на лавры сверх человека
-
уметь слушать других, ценить иную точку зрения.
-
не боятся совершать ошибки, а сделав ее – признать в этом
-
не переутомляться
Сохранение и укрепление нервной системы является важнейшей предпосылкой здоровья и долголетия.
Учитель физической культуры: Маршева Л.А
Comments
(0 Comments)