Ребёнок всё время говорит «нет»: 5 советов от детского психолога
Что делать, если ваш ребенок врет, и как отучить его лгать?
Честность в детско-родительских отношениях – то, к чему стремятся многие мамы и папы. Неудивительно, что их постигает жестокое разочарование, когда чадо вдруг начинает лгать, изворачиваться и всячески себя выгораживать.
Следует сразу отметить, что обман в детском возрасте может носить развлекательный характер, однако чаще всего подобное явление говорит о серьёзных проблемах в семейных отношениях и означает, что малыш нуждается в поддержке.
Итак, что делать, если ребенок врет, и каковы источники детской нечестности?
Почему дети лгут?
Каждый ребёнок рано или поздно учится обманывать. То есть можно утверждать, что врут все, однако неуверенные в себе дети – намного чаще остальных. К примеру, дошкольник или подросток может лгать во избежание наказания или для самоутверждения. И всякий случай, скрывающий детский обман, требует особенного внимания и изучения.
Факторов, заставляющих ребёнка врать родителям или сверстникам, великое множество. Американский психотерапевт Лоренс Катнер, чья основная специализация – психология детей, выделил основные причины, побуждающие малышей и подростков к обману.
Боязнь наказания
Самая распространённая подоплёка того, почему дети обманывают, – страх перед наказаниями. Особенно это характерно для тех малышей, которые воспитываются в чрезмерной строгости или к которым предъявляются завышенные требования.
Простой пример: ребёнок разбивает чашку и старается спрятать осколки, чтобы взрослые не установили факт «преступления». Если же кусочки стекла обнаружены, малыш либо отнекивается, либо перекладывает вину на братика или домашнего питомца.
Подобное поведение – способ адаптироваться к авторитарности родителей, избежать наказания и дополнительно соответствовать нереалистичным ожиданиям. Согласитесь, 5-тилетний ребёнок ещё не настолько ловок, чтобы без проблем и «аварий» убирать и мыть посуду.
Заниженная самооценка
Психология детей такова, что им жизненно необходимо признание со стороны товарищей. Именно поэтому ребёнок может говорить, что его папа – суперагент, а он сам встречался с каким-либо известным человеком. Редкие случаи такого обмана не считаются патологией, поскольку ребятишкам свойственно хвастаться.
Иное дело, когда ребенок постоянно врет, то преувеличивая доходы семьи, то рассказывая о своих мнимых достижениях. Это может свидетельствовать о серьёзном недовольстве самим собой. Родителям следует узнать, возможно, он ощущает собственную ненужность, или же над ним насмехаются одноклассники.
Бунт
Для многих подростков обманывать – значит, идти супротив различных запретов, понижать родительский авторитет. Бунтующий ребёнок страстно стремится к самостоятельности и часто не терпит вмешательства взрослых в его личную жизнь.
5 советов от гарвардского психолога: как растить доброго ребенка
Ричард Вайсбурд — психолог из Гарварда, он руководит проектом Making Caring Common, который нацелен на то, чтобы помогать родителям растить добрых детей.
Примерно 80% молодых участников недавно проведенного проектом исследования сказали, что их родителей больше волновало, счастливы ли они, чем заботились ли они о других людях.
Обратите внимание
Также очень многие согласились с утверждением «родители больше гордятся моими оценками, чем тем фактом, что я хорошо отношусь к другим ребятам в школе».
Вайсбурд и участники проекта сформулировали пять стратегий, которые помогут вырастить нравственных, заботливых и добрых детей.
Сделайте заботу о других приоритетом
Зачем? Родители склонны делать приоритетом счастье и достижения своих детей, а не их участие в жизни других людей.
Однако дети должны учиться уравновешивать свои потребности с потребностями других — это и передача мяча товарищу по команде на физкультуре, и способность вступиться за одноклассника, которого травят остальные.
Как? Родители должны говорить детям, что забота о других — важная вещь.
Попробуйте так
— Вместо того, чтобы говорить «самое главное, что ты доволен», говорите «самое важное, что ты добрый»
— Следите за тем, чтобы подросшие дети всегда обращались с другими уважительно, даже если они устали или злятся
— Подчеркивайте важность заботы о других, взаимодействуя с другими взрослыми, которые принимают участие в жизни ваших детей. Например, спрашивайте учителя, хорошо ли ваш ребенок взаимодействует с одноклассниками и не обижает ли кого-то.
Зачем? Никогда не поздно стать хорошим человеком, но само по себе это не произойдет. Дети должны иметь возможность заботиться о других и выражать благодарность тем, кто заботится о них. Исследования говорят о том, что те, кто привычен выражать благодарность, более склоны к отзывчивости, доброте, сочувствию и прощению — а также что они более счастливы и здоровы.
Как? Учиться быть отзывчивым — это все равно что учиться играть в какую-то спортивную игру или на музыкальном инструменте. Важны ежедневные повторения. Помочь другу с домашним заданием или внести свою лепту в домашние дела — пусть ребенок сделает заботу о других своей привычкой. Благодарность тоже надо тренировать.
Попробуйте так
— Не вознаграждайте ребенка за каждый раз, когда он был кому-то полезен, например, вытер со стола.
Дети должны помогать по дому и в уходе за сестрами/братьями, и хвалить надо только за исключительное проявление доброты
— Говорите с ребенком о добрых и недобрых поступках, о которых они прочли или посмотрели по телевизору
— Пусть благодарность станет ежедневным ритуалом: за обедом, перед сном, в общественном транспорте и так далее. Выражайте благодарность тем, кто вам помогает — даже в мелочах.
3. Расширьте круг людей, о которых заботится ребенок
Зачем? Почти все дети интересуются своими родными и друзьями. Наша задача — помочь ребенку научиться неравнодушно относиться к кому-то за пределами этого круга, например, новенькому в классе или к уборщице.
Как? Дети должны расширять свое видение мира, обращая внимание на людей, с которыми они взаимодействуют в своей жизни, включая особенно уязвимых. Они также должны учитывать, как их решения могут влиять на других людей. Это актуально и с учетом нового глобализированного мира: ребенок не должен быть равнодушен к представителям других культур и сообществ.
Попробуйте так
— Следите за тем, чтобы ребенок был дружелюбен и вежлив, в том числе с официанткой или продавцом в магазине
— Побуждайте заботиться об уязвимых и слабых людях — к примеру, чтобы ребенок утешил одноклассника, которого дразнят
— На примере новостей сделайте так, чтобы ребенок задумался о том, как плохо живут дети в стране, где идет война, например
4. Будьте примером хорошего человека
Зачем? Дети учатся этическим ценностям, наблюдая за поведением взрослых, к которым они испытывают уважение. Они также учатся ценностям, решая с их помощью моральные дилеммы.
Как? Чтобы подавать пример, нужно самому быть честным, справедливым и отзывчивым. Однако это не значит, что нужно быть идеальным. Чтобы ребенок вас уважал и доверял вам, нужно уметь признавать свои ошибки и недостатки.
Кроме того, нужно прислушиваться ко мнению ребенка.
Попробуйте так
— Помогайте нуждающимся и слабым и, если это уместно, привлекайте к этой помощи ребенка
— Разбирайте с ребенком неоднозначные ситуации — пусть он привыкнет к тому, что с вами можно посоветоваться по таким вопросам
5. Помогайте ребенку проживать негативные чувства
Зачем? Зачастую думать о других человеку мешают гнев, стыд, зависть или другие отрицательные эмоции.
Как? Научите ребенка тому, что все чувства естественны, но обращаться с ними следует по-разному. С вашей помощью ребенок должен научиться обращаться с такими эмоциями правильно.
Попробуйте так
Вот простой способ научить ребенка успокаиваться: попросите его остановиться, сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот, а затем досчитать до пяти. Попрактикуйтесь, когда ребенок спокоен.
Затем, если ребенок будет огорчен или будет злиться, напомните ему об этом методе и совершите все шаги вместе.
Через какое-то время ребенок сможет делать это сам и научится выражать свои чувства уместным образом.
Поделиться
«Неконтактный» ребенок
Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.
Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.
«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать.
Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь.
Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?
Зачем детям общаться?
Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры.
Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало.
А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!
Важно
Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.
Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец.
Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила.
А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.
Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию.
Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя».
Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь.
Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться.
А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть).
Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании.
На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
Стратегия и тактика ваших действий
- Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
- Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.
Комментарий психолога:
«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Совет
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением).
Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать.
Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья.
Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Советы детского психолога
Моя дочка всегда очень нервно реагировала на громкие звуки: на включенный пылесос, шум дрели, стук молотка, игрушки со спецэффектами.
я думала, что все пройдет само собой, но недавно Маше исполнилось пять лет, а она все продолжает хныкать, а иногда даже рыдать при шуме. Мало того, в список наших страхов добавился еще один: она теперь боится рычажок на магнитоле поднять.
Дело в том, что если его задвинуть не до конца, а до середины, то попадаешь на радиоволны, и они слегка шипят. А раньше Маша совершала это действие. Меня ужасно раздражает ее трусость.
я пыталась объяснить ей, что шум часто связан со строительными работами, а в магнитоле не живет злой дракон, но мне не удается до нее достучаться. Невролог говорит, что она слишком эмоциональна, а так все в норме. Как лучше поступить, чтобы решить эту проблему?
Обратите внимание
В данном случае можно порекомендовать вам поиграть с дочкой в различные игры, где ей самой нужно будет издавать громкие звуки: изображать голоса разных животных, которые зовут свою маму; играть на громких музыкальных инструментах (можно устроить семейный концерт с использованием кастрюль, крышек); поиграть в эхо (мама что-то кричит, а ребенок — эхо, и все громко повторяет, потом можно поменяться). Пусть она сама попробует забить молотком гвозди или с папой включит пылесос, дрель. Постарайтесь дать ей почувствовать, что она сама производит этот шум, который ее пугает, и в любой момент способна его прекратить. Можно поиграть с ней в то, что вы вместе чего-то боитесь.
Сыну два с половиной года. Не так давно мы приучили его к горшку. Много было разных уловок, но особенно хорошо срабатывало, когда мы давали Севочке какой-нибудь детский журнал.
Теперь он без журнала на горшок не садится, и процесс затягивается минут на двадцать каждый раз. Скоро нам в детский сад, и я не думаю, что там к нашим привычкам отнесутся с пониманием.
Можно ли как-то мягко отучить малыша?
Скорее всего, в детском саду такой проблемы у вашего ребенка не будет: в «казенном» туалете не хранят журналы. И там есть другие дети, которым тоже нужно в туалет.
Однако, если вас такая ситуация беспокоит, попробуйте договариваться с сыном: «Давай посмотрим три странички, а потом пойдем на кухню -у меня там для тебя сюрприз» (только приготовьте что-нибудь интересное для ребенка).
Постепенно уменьшайте время и страницы, на которые вы с ним договариваетесь, мотивируя это чем-то очень интересным для малыша, от чего он не сможет отказаться. Лучше, чтобы это каждый раз было что-то новое. Постепенно он привыкнет быстро вставать с горшка. Только не ждите, что его привычка изменится за 2-3 дня. Дайте ему время и не торопитесь.
В ситуации, когда она испугалась, очень важно назвать и принять ее страх: «Да, шум громкий. Если ты боишься, можешь взять меня за руку, я буду рядом»; «И правда, страшный звук. Я в детстве тоже очень боялась громких звуков».
Подумайте, почему вас так раздражает эта ситуация? Скорее всего, повышенная чувствительность вашей дочери связана с ее тревожностью и неуверенностью. Возможно, она недостаточно чувствует вашу поддержку в трудных для нее ситуациях. Постарайтесь больше проявлять заботу, помощь, любовь, когда ей это необходимо — в моменты страха, грусти, отчаяния.
Пусть она будет уверена, что вы всегда ее поддержите, и что на вас всегда можно положиться. Тогда ее тревожность постепенно уменьшится, и беспокоящие вас проявления пройдут.
Сыну три годика, а он боится на площадке детей гораздо младше его. Как только к нему кто-то направляется, он сразу отдает все -лопатку, игрушку, только бы избежать возможного конфликта. Или прячется у меня в ногах, когда кто-то из малышей хочет с ним поиграть. Это разве нормально?
Важно
Постарайтесь вспомнить, когда у малыша началось подобное поведение. Возможно, во время его первых контактов с другими детьми произошли конфликты. Если это имело место, поговорите с ним о тех ситуациях, чтобы понять, можно ли было поступить иначе. Если же особых сложностей не было, такое поведение вызвано слабыми навыками общения.
Понаблюдайте за ребенком — в чем он испытывает наибольшие затруднения, и потом поговорите об этом дома. Показывайте ему сами, как здороваться, как знакомиться с другими, как с ними можно играть. Только не заставляйте сына общаться с детьми, если он не хочет. Пусть это будет его инициатива.
В любом случае малышу стоит больше времени проводить среди детей, чтобы у него появился опыт положительного взаимодействия с ними. Лучше, если это одни и те же дети.
Так ребенку будет легче. Хорошо, если у вашего сына появится друг на площадке, с которым вы сможете почаще гулять вместе. И старайтесь почаще хвалить и поддерживать ребенка.
У нас двухкомнатная квартира, мы втроем (муж, я и дочка) спим в одной комнате. Дочке уже четыре, и мне хотелось бы отселить ее.
Как это грамотно сделать? Я уже намекала Вере на такую возможность, показывала разные варианты детских, рассказывала о том, что у нее будет свою комната, где она будет играть и спать.
В целом идея ей нравится, кроме перспективы спать там одной. Она так и сказала, что играть будет в своей детской, а спать приходить к нам. ..
В дошкольном возрасте дети любят постоянство, поэтому перестановки, ремонт вызывают у них сопротивление. Лучше приурочить перемещение в другую комнату к какому-нибудь переезду — например, когда вы вернетесь с летнего отдыха. В этот момент у ребенка все равно будет адаптация к собственному дому.
Главное, чтобы к приезду вашей дочери ее комната была уже готова и обставлена. Преподнести это нужно как подарок, рассказав о положительных сторонах перемены. Например, что утром она сможет играть в музыкальные игрушки, не боясь разбудить родителей; что можно целую комнату превратить в волшебный мир, и это не будет никому мешать…
Совет
Перед сном побудьте с дочкой, почитайте любимую книжку, обнимите. Если она захочет вернуться в вашу комнату, объясните, что кроватки там нет, и спать ей негде. По-доброму, но твердо. Скажите, что не будете закрывать дверь, и она всегда сможет позвать маму. Можно договориться, что утром вы вместе сделаете то, что она особенно любит.
Через некоторое время ваша дочь привыкнет к перемене и будет относиться к ней позитивно.
Дочь, 5 лет, не слушается маму
Моей дочке 5 лет, она ведет себя просто не возможно с раннего возраста. Меня вообще не воспринимает, не слушается, переговаривается. Что касается уборки игрушек — это просто скандал мне приходится ее ругать, кричать, даже и ремень брать, и то не помогает.
Реакция происходит тогда когда я их собираю и говорю, что я их выброшу в мусор — тогда у нас истерика начинается. Если я ей уступлю и отдам мешок, чтобы она сама собирала игрушки, она просто про них забывает — добилась своего и все.
Я не знаю, что с ней делать, у меня уже нет сил с ней бороться — и по-хорошему и по-плохому, ну никак. Прихожу в садик за ней — пока никого из детей нет, она одевается нормально.
Как только кто-нибудь вышел тоже одеваться, у нас начинается — бегаем и прыгает, забыла просто, что она собирается домой, мои замечания «перестань и одевайся» игнорирует, показывает всем — как она не слушается. Помогите, пожалуйста, что мне делать с ней, как себя вести. (Люба)
Ответ:
Здравствуйте, Люба! Спасибо за вопрос. Замечательно, что вы как мама беспокоитесь о своей семье, об отношениях, задаетесь вопросами! Это приятно!
Но первое, что хочется сказать, это то, что поведение ребенка — это отражение того, что он видит вокруг, и больше всего он «берет» от ближайшего окружения. Задумайтесь, понаблюдайте за собой. Рекомендую вопрос «что мне делать с ней», «как с ней бороться» пересмотреть, поставить его иначе — что вам сделать с собой и своим поведением, чтобы это повлияло на ваши с ней отношения.
Второе — обратиться к профессиональному психологу, чтобы он вам помог понять, где и в чем именно нужно поменять в ваших отношениях с дочерью. Рекомендую прочитать книгу (доктора психологических наук) Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», где просто и понятно написаны важные вещи о наших отношениях.
Обратите внимание
В-третьих, — «нормально одевается», «сама собирала», при чем делала это сразу по первому замечанию.
Такое ощущение, что игра — это «развлечение», на которое ребенок зря тратит время и которое мешает Вам воспитывать ребенка и приучать к дисциплине. Игра — это ведущий тип деятельности развития ребенка в этом возрасте. Ребенок в этой игре «живет», проигрывая все то, что видит в отношениях, мире вокруг себя.
Задайте себе вопрос: что произойдет, если вы дадите возможность поиграть определенное время дочери, пока она одевается домой? Что произойдет, если ребенок не соберет игрушки прямо сейчас? Где у ребенка его игровая зона? Есть ли у него пространство? Если есть, то, к примеру, можно договориться о том, чтобы игрушки были в этом пространстве в любом виде, главное, чтобы на другое пространство (другие комнаты) это не распространялось. С одной стороны, вы сохраняете порядок в доме, что важно для вас, с другой стороны, вы разрешаете ребенку решать свои задачи и потребности, без которых, кстати, его психическое и личностное развитие, затрудняется.
- Разрешите ребенку быть самим собой («неправильным», «активным», «грязным»..)
- Если ребенок может, но не делает сам, делайте это вместе с ним, но обязательно в дружелюбном тоне, (например, игра «Кто быстрее соберет», «Кто быстрее увезет мишек в гости..», «Кто пригласит больше гостей к себе на чай» и т.д.)
- Понаблюдайте за собой в течение двух-трех дней, постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к девочке с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). И вы, возможно, сами сделаете выводы.
- Обратите внимание на свое письмо: в нем нет ни одного положительного высказывания о дочери; А Ведь ребенок (человек) не может быть всюду плохим, есть наверняка то, что она умеет делать хорошо. Обязательно хвалите ее за эти вещи. Понимаете, когда ты всюду плохой, тяжело пытаться быть другим. А в этом возрасте как раз закладывается самооценка. Самосознание еще развивается, ребенок не может еще в силу этого себя объективно оценить, сформулировать к себе четкое отношение, поэтому его самоотношение как раз и складывается из оценок и мнений окружающих касаемых его.
И, наконец, Люба, возникает главный вопрос, с какого момента Вам стала мешать Ваша дочь?..
С уважением, психолог Баянова Мария
Ответ консультанта опубликован 22.01.2011
Детский психолог
Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.
Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений.
Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.
Какое образование у детского психолога?
У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования.
Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.
Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».
Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.
Зачем идти к детскому психологу?
К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.
Чем может помочь детский психолог?
Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.
Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.
Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.
Какие услуги предоставляет детский психолог?
Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.
Важно
Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .
Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Агрессивное и импульсивное поведение,
- замкнутость,
- капризы и истерики,
- вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
- робость и застенчивость,
- повышенная тревожность,
- обидчивость,
- упрямство,
- страхи,
- школьная неуспеваемость,
- невнимательность,
- трудности в пересказе текста,
- неусидчивость,
- плохая работа в классе при отличной работе дома,
- сложности адаптации к садику и школе,
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
- нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
- низкая самооценка и неуверенность в себе,
- повышенная возбудимость и гиперактивность,
- ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
- психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
- ревность и соперничество между братьями и сёстрами.
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе.
Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес.
Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.
Как записаться на приём к детскому психологу?
На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.
Первый контакт с детским психологом.
Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой.
Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре.
Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.
Формы работы детского психолога.
Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.
Инструменты детского психолога.
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
Методы работы детского психолога.
К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.
Направления работы детского психолога.
К направлениям работы детского психолога можно отнести:
- Консультирование родителей ребёнка;
- Индивидуальные занятия с ребёнком;
- Психодиагностика детско-родительских отношений;
- Психодиагностика личности ребёнка;
- Коррекционные занятия с ребёнком;
- Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
- Развивающие занятия с ребёнком групповые;
- Профориентация старшеклассников;
- Проведение семинаров и тренингов для родителей.
Как выглядит кабинет детского психолога?
Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.
Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.
Принципы работы детского психолога
Алгоритм работы детского психолога.
Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью.
Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе.
Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.
Задачи детского психолога
– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.
Цели детского психолога
– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.
Как работает детский психолог?
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями).
В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.
Длительность приёма у детского психолога.
Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.
Мифы о детском психологе.
Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.
Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.
Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.
Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.
Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.
Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести.
У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения.
При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.
Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.
Другие интересные статьи:
Правильное воспитание ребенка. Почему ребенок не хочет взрослеть? Советы психолога
Правильное воспитание ребенка. Почему ребенок не хочет взрослеть? Советы психолога.
Дети избегают самостоятельности и не хотят взрослеть по многим причинам, но наши психологи с Psi-Labirint.ru выделают пять причин:
Первая причина: дети не хотят взрослеть, потому что родители слишком опекают и заботятся о них (или даже контролируют), а зачем быть самостоятельным, когда за тебя все сделают и подскажут что и как?
Вторая причина: желание остаться ребенком по дольше, ребенок прибегает шантажу и истерикам.
Третья причина: осознанное желание, чтобы за ребенка все делалось кем-то другим.
Четвертая причина: когда ребенок осознанно не хочет брать на себя ответственность за совершенный поступок, ему легче занять позицию невинной жертвы.
Пятая причина: желание быть слишком любимым, часто ребенок начинает обвинять себя за какой-то поступок, чтобы его пожалели.
Все эти причины будут рассмотрены сегодня достаточно подробно. Вы сможете узнать о том, как бороться с поведением ребенка, особенно, когда надо учить ребенка быть взрослым, но он сопротивляется.
1.Избегание самостоятельности.
Когда Вы слишком часто контролируете своего ребенка, это неизбежно может спровоцировать проблемы в будущем. Возможно, Вы думаете, что холодный контроль над своим чадом это приучение к дисциплине, послушанию и выполнению дел в совершенстве, но тут Вы ошибаетесь, это приводит к неизбежному отрицанию ребенка своей самостоятельности.
Давайте узнаем, как это получается. Если ребенка часто контролировать, то так или иначе ребенок будет находиться в состоянии постоянного страза совершить ошибку.
А знаете ли Вы как страшно совершить ошибку и впасть в немилость тех, кто так важен для Вас?! Очень страшно, что лучше переложить ответственность за принятие решений на кого-то, кого ребенок считает более умным ( и хорошо, что если это будет брат или сестра, а если их нет!?).
Это приводит к тому, что постепенно, когда ребенок вырастает, он превращается в «профессионального получателя советов», таких клиентов очень много, они постоянно спрашивают, но ничего не делают со своими проблемами. И советы спрашивают не у одного психолога, а сразу у нескольких.
В итоге, такой человек (возможно, Ваш выросший ребенок) убедился, что в решении его проблемы нужно приложить титанические усилия, просто откладывает решение проблемы. На детском примере это выглядит так: ребенок приходит с просьбой помочь делать уроки, в итоге, Вы делаете уроки, а он лишь спрашивает что да как.
Если слышите от своего ребенка какие-либо сомнения в его способностях: «А вдруг не справлюсь?» знайте, Вам пора менять тактику воспитания и первый совет от психологов с Psi-Labirint.
ru: больше хвалите за то, с чем ребенок хотя бы чуть-чуть справляется, не будьте слишком строги к ребенку, не требуйте , чтобы он делал что-то в совершенстве.
Совет
Поймите учиться совершенно невозможно. Если бы кто-то был совершенен это был бы человек абсурд. Если Вы решили, что Вы плохо справляетесь с воспитанием, то обратитесь за он-лайн консультацией к нам на сайт Psi-Labirint.ru.
Наши психологи поговорят с Вами и Вашим ребенком.
В данном случае психолог будет решать с Вашим ребенком задачу о тех последствиях, которые приносят поступки ребенка и о последствиях совершенных ошибок, которых ребенок очень сильно боится.
2.Утрата контроля.
Когда ребенок начинает истерить, возвращаться к неконтролируемым формам поведения, которые Вы замечали у него в 2 или 3 года, Вы пугаетесь, сами в каком-то смысле тоже теряете контроль над собой и ситуацией. Вы ругаете или бьете ребенка, но потом испытываете чувство вины за сказанное или содеянное. В любом случае, на обучение быть взрослым Вашего ребенка это ни как не влияет, а только усугубляет ситуацию.
Понимаете, человек может позволять себе деструктивное поведение и «безумное» поведение только тогда, когда хочет его реализовать в подходящих для него условиях.
Например, даже когда Ваш ребенок проявляет неконтролируемый гнев и агрессию, шантажирует или ребенок убегает из дома.
Наверняка, Вы никогда не были готовы к такому? Почему ребенок так делает? Он делает так, потому что ему не хочется делать что-то самому, ему легче заставить Вас такими способами делать это за него. Это чисто детское поведение.
Может вспомните, когда ребенок плачет до тех пор, пока Вы его не покормите. Но сейчас, Вашему ребенку уже не год, ему может быть 7 или 9 лет, а пользуется совсем старыми поведенческими комплексами, чтобы «добыть», то что ему надо.
И очень часто такое манипулятивное поведение переносится и во взрослую жизнь и семью.
Единственное, чего будет лишен ребенок, который любит манипулировать таким образом сначала своих родителей, а потом и свою (его) супруга(гу) — полноценных близких отношений, построенных на симпатии и взаимном уважении, получая взамен отношения, постореные на страхе перед его неконтролируемыми способами поведения. А Вы думаете, ребенку тоже такое нравится? Нет, он рано или поздно будучи подростком задаст психологу вопрос: как мне справиться со своим гневом, эмоциями, как найти общий язык с девушкой…и подобное.
Поэтому второй совет от психологов с Psi-Labirint.ru это:
Обратите внимание
Предоставляйте свободу выбора: «А что ты хочешь?». Спрашивайте мнение у ребенка: «А ты что думаешь по это поводу?». Делайте это по чаще! Чаще вовлекайте Вашего ребенка в решение семейных трудностей и показывайте и говорите, что чтобы решить проблему нужно поговорить, а не проявлять бурные эмоции, что все можно решить договорившись и придти к определенному компромиссу.
Если же Вы обращаетесь к психологу на skype консультацию, то работа будет проводиться как с Вами, так и с ребенком. Психолог покажет Вам, где именно Вы поддаетесь манипуляциям. Психолог поможет Вашему ребенку развить более зрелые способы разрешения конфликтов и противоречий.
Обвинение других. Позиция невинной жертвы и самообвинение.
Что такое обвинение других? Это перенесение ответственности за свои неудачи и ошибки на внешнее окружение.
Возможно, если Вы замечали за своим ребенком, что свои неудачи (плохие оценки, потери, неприятности с другими детьми) он пытается смягчить тем,что приписывает свою долю ответственности на других.
Зачем ребенок это делает? Он делает это потому,что боится переживать чувство вины, но этим ребенок не делает себя лучше или взрослее, его не эффективное поведение решения жизненных задач остается.
Советы от психологов с Psi-Labirint.ru: каждый раз напоминайте ребенку о том, какую роль он «играет» в том или ином событии, привлекайте его к ответственности за свои действия и слова.
Чаще позволяйте делать ребенку что-то самому. Старайтесь подмечать, где от ребенка действительно что-то зависит, а где нет, это будет хорошим воспитание ответственности за свои поступки, чтобы ребенок не брал ответственность за чужих.
Надеемся, что эта статья и советы, изложенные в ней, помогли Вам понять как действовать дальше со своими детьми.
Comments
(0 Comments)