Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту

Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

14:10, 29 апреля 2017 23   0   4241

Известная на весь мир врач Мария Монтессори и ее методика раннего развития имеет популярность и в настоящее время. Но со временем она претерпела некоторые изменения.

Благодаря простым и доступным заданиям для малышей ей удалось получить потрясающий результат, несмотря на то, что проводился эксперимент в 1907 году на детях-олигофренах.

За короткий срок ребята, страдающие неизлечимым заболеванием, догнали и перегнали своих ровесников по многим показателям.

Обратите внимание

После этого Монтессори предложила использовать свое открытие для развития обычных детей, без отклонений.

Монтессори основывала свой метод на том факте, что способность и желание получить как можно больше знаний об этом мире и практических навыков заложены в детях изначально. А задачей взрослого является раскрытие этих способностей по максимуму, но не вмешиваясь в процесс слишком активно.

Суть метода

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту заключается в том, что воспитатели и педагоги являются только наблюдателями. Дети во время занятий группируются без оглядки на возрастную категорию. Начиная от трех лет и до двенадцати, ребятишки занимаются вместе.

Такой метод не предусматривает использование классов и уроков. Парты при этом не нужны, вместо них берутся переносные столы и стульчики, а для занятий на полу берутся коврики.

Взрослый в этой системе не сидит посередине комнаты, и не занимает место за столом.

Он просто наблюдает со стороны как проходит занятие, и вступает в диалог исключительно только по просьбе малыша (если у него возникают какие-либо вопросы).

Принципом методики является самообразование ребенка, которому нужно создать наилучшие условия, изучив перед этим, что же ему на самом деле нравится познавать. Особенная развивающая среда помогает малышу наилучшим образом впитывать знания, но при этом он не испытывает напряжения или дискомфорта, поскольку все подается в игровой форме. Ребенок даже не догадывается, что он проходит обучение.

На чем основана методика

Для понимания сути, стоит описать метод Марии Монтессори кратко. Для проведения занятий необходимо создать специальную среду, которая подразделяется на несколько зон. В каждую из них размещаются специальные пособия, которые можно приобрести или сделать своими руками. Дети разного возраста помогают друг другу. Старшие проявляют заботу о младших, а малыши учатся у них.

При этом ребенок сам для себя решает, чем он хочет заниматься – купать куклу, заниматься раскрашиванием картинок, или работать с рамочками. Он сам определяет время занятий, а также работать ему в команде или самостоятельно. Помощь оказывается только по просьбе малыша, его возможность сделать все самостоятельно развивает в нем уверенность в собственных силах.

Но на фоне полной самостоятельности существует и определенная дисциплина:

  • Детям не разрешается баловаться, громко кричать и бегать, чтобы не мешать работать другим. Для тех, кто устает сидеть спокойно в тишине, существует отдельное помещение, где он может порезвиться.
  • Все вещи, пособия и игрушки после использования должны быть расставлены по своим местам. Такой подход помогает ребенку уважать чужой труд.
  • Малышам не разрешается переходить из одной зоны в другую и забирать материалы у других детей, если он вначале выбирает вкладыши, то до конца занятия занимается только ими. Таким способом возникает понимание своих границ и уважение к чужим.
  • Строгое соблюдение правил дает возможность воспитать дисциплинированность, позволяет ощутить стабильность и терпение по отношению к окружающим.
  • Пространство для одного ребенка может составлять до 8 кв. м. А количество детей в группе – до 30 человек.
  • Принципы методики Марии Монтессори ранний возраст позволяют максимально помочь ребенку в его самостоятельном развитии по многим направлениям.

    Она не предусматривает особые меры наказания, как это принято в обычных обучающих заведениях, а также не требует окунаться в процесс приобретения знаний или навыков с головой.

    Здесь не используются сравнения с достижениями других малышей, и не существует духа соревнования.

    Важно

    Ребенок не должен никому ничего доказывать, и переживать по этому поводу. Он совершенно самостоятельно и исключительно для себя решает, чем ему интересно будет заниматься.

    Роль учителя в этом процессе заключается в том, чтобы пояснить малышу способ работы с выбранным материалом, но при этом ни в коем случае не ничего не навязывать и не предлагать.

    На это взрослому отводятся не более трех-пяти минут, но задавать вопросы малыш может по ходу своей работы с предметами или игрушками.

    Большую часть ошибок ребенок должен стараться исправить самостоятельно. А задача преподавателя – направлять и сохранять его заинтересованность в процессе. И это является большим плюсом, так как позволяет развивать способность к логическому мышлению, запоминанию материала, моторику. При желании малыш может обучаться также и работе в команде со своими ровесниками или старшими товарищами.

    Зоны в помещении по Монтессори

    Для проведения занятий согласно методики Монтессори ранний возраст не является запретом (можно приводить сюда и годовалого малыша), но большего можно добиться, если начинать с трех лет.

    Все пространство для занятий следует поделить на несколько зон, в которых размещаются определенные пособия. Это позволяет сохранять необходимый порядок, а ребенок может быстро найти нужный материал. Зоны необходимо выделить такие:

  • Практическая. Помогает осваивать необходимые навыки бытовой жизни. Совсем маленькие дети учатся подметать, застегивать на куклах одежду. С трех и до восьми лет обучение заключается в приобретении навыков в чистке обуви, стирке, готовке простых блюд и салатов. Кроме того, они тут проходят обучение раскрашиванию картинок, рисованию, вырезанию фигурок из бумаги.
  • Зона сенсорики. В ней находятся предметы, различные по размерам, формам и материалу изготовления (баночки, мячики, крышечки, бутылочки и прочие предметы и развивающие игрушки по методике Монтессори). Это позволяет обострить тактильные чувства, мелкую моторику пальцев, а также внимание и способности к запоминанию.
  • Зона математики содержит в себе счеты, дощечки для вычислений, геометрические тела. Тут малыши учатся первым навыкам простых вычислений, изучают дроби и первые азы геометрии. Эта зона развивает внимание и усидчивость.
  • Языковая зона помогает изучать слова и слоги, позволяет расширить словарный запас. Дети старшего возраста изучают письмо и грамоту. Тут есть наборы печатных букв и слогов, интересные книги для детей старшего возраста.
  • Зона космоса. В этой части комнаты можно познакомиться с устройством Вселенной, а также с явлениями погоды, особенностями животного и растительного мира нашей планеты. Для этого специально собираются минералы, изображения и фигурки животных, карты.
  • Мнение специалистов по детскому воспитанию

    Основные принципы методики Монтессори имеют видимое преимущество, так как позволяет ребенку развиваться самостоятельно, вырабатывая уверенность в себе. Однако, по мнению многих педагогов, она имеет и отрицательные стороны:

  • Малыш может таким образом получить хорошие навыки в области моторики, логики, повысить свои интеллектуальные способности. Но при этом остается нетронутой сфера эмоций и творческий потенциал.
  • Нет игровых форм обучения, которые позволяют лучше узнать мир и изучать взаимоотношения между людьми. И это большой минус, поскольку игра, как считают ученые, является ведущей формой обучения малышей дошкольного возраста.
  • Психологи не советуют применять данную методику для детей, которые имеют застенчивый и робкий характер. У них отсутствует возможность, а иногда и желание попросить помощи своевременно, и это может увеличивать замкнутость и привести в дальнейшем к еще большим проблемам с коммуникацией.
  • Демократичная атмосфера коллектива, который занимается по методике Монтессори, сильно отличается от обычных социальных групп в школах и детских садах. Поэтому малышу будет труднее, чем его сверстникам проходить адаптацию.
  • В наше время многие учебные центры не используют такой метод в его первоначальном виде. Берется все самое передовое, и добавляются новые элементы, которых не хватает для полноценного развития.

    Монтессори: методика раннего развития, занятия с детьми в домашних условиях

    Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

    Сегодня существует множество методик раннего развития детей, в том числе авторских. Но одной из самых популярных и востребованных – конечно, с поправками на новейшие педагогические достижения и разработки – уже долгое время во многих странах мира остается методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори. В чем ее суть?

    Помоги сделать самому

    Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития.

    Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде.

    Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

    Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

    Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

    Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

    • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
    • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
    • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
    • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.

    В методике Монтессори недопустимо:

    • сравнивать разных детей между собой;
    • устраивать между ними соревнования;
    • применять как поощрения, так и наказания
    • устанавливать точную программу занятий;
    • оценивать результаты работы малыша;
    • принуждать его к чему-то.

    Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

    Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

    А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

    В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  • 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  • 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  • 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.
  • Не обращайте внимания на обещания современных детских центров сделать из вашего ребенка вундеркинда по системе Монтессори в возрасте 1–2 лет или еще раньше. Да, это система раннего развития, но сама Мария строила свой метод для деток 3 лет и старше. Все остальное – это уже переработка методики ее последователями (и не обязательно правильная).

    Как устроена система?

    Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  • В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  • Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  • Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.
  • При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

    Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

    В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха. Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка.

    Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться. При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться.

    Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

    Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

    • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
    • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
    • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
    • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
    • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
    • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

    Организация уроков

    Методика Монтессори предполагает 3 разновидности занятий.

  • Индивидуальные. Одному или 2–3 детям педагог предлагает учебный материал, демонстрирует без долгих объяснений возможности его применения. Такой материал должен вызывать интерес у малыша, иметь какое-то яркое отличительное свойство, давать возможность проверить, правильно ли он произвел действие. Затем ребенок или дети работают с материалом самостоятельно. При проведении такого урока другие дети воспитателя ни о чем не просят.
  • Групповые. В них задействованы дети, достигшие примерно одинакового уровня развития. Схема занятия похожа на предыдущую. Остальные дети класса при этом занимаются без воспитателя.
  • Общие. В таких уроках участвует весь класс. Это занятия по общим предметам – истории, музыке, гимнастике. Такие уроки обычно короткие, а далее дети снова сами решают, чем и где им заниматься.
  • Занимаясь по этой системе, дети переходят из одного класса в другой. Но когда им это делать – определяется возможностями конкретного ребенка. То есть это методика, применимая как к младшему возрасту, так и к старшему.

    В таких классах нет конкретных целей на каждый год, дети занимаются в индивидуальном темпе. Одно из главных правил здесь – не мешать другим.

    То есть вести себя тихо, не отбирать пособия, не мешать тому, кто занимается в какой-то зоне один, уметь правильно строить отношения с остальными детьми.

    Достоинства и недостатки системы

    У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

    Недостатки:

    • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
    • педагогов нужно готовить очень долго;
    • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
    • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
    • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
    • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
    • практически не используются обычные игрушки.

    Достоинства:

    • система мотивирует детей к учебе;
    • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
    • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
    • учит ответственности и взаимопомощи;
    • дает основы знаний об окружающем мире;
    • помогает развивать логические и аналитические возможности;
    • развивает речь и интеллект.

    Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

    Монтессори у вас дома

    С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях.

    Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома.

    Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

    Например:

    • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
    • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
    • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
    • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
    • вытирание воды с помощью губки;
    • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
    • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
    • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

    Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

    Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

    Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.

    Методика развития Марии Монтессори

    Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

    Обучение и воспитание детей это нелегкий труд, требующий много сил и времени. В наше время существует множество различных методик по воспитанию детей.

    Причем родители могут не только самостоятельно выбрать методику и заниматься с ее теоретическими данными и практическими советами опытных родителей и психологов с ребенком дома, но и так же выбрать заведение, где с детьми работают по методике.

    Методика Монтессори: суть и принципы

    В настоящее время многие заведения и, да и родители тоже, отдают свое предпочтение методике раннего развития Монтессори. Свое названа она получила в честь автора — итальянского педагога Марии Монтессори еще в 20 веке.

    Монтессори перевернула обычное понимание о воспитании детей, положив в основу своей методики самостоятельность ребенка. Кратко описать суть методику хорошо может ее девиз: «Помоги мне сделать это самому!»

    Суть методики Монтессори по воспитанию и развитию детей заключается в том, чтобы ребенок перешел из объекта воспитания в субъект. Это означает, что ребенок занимается саморазвитием, а воспитание основывается на его собственных выводах.

    Кстати, делать эти выводы он должен из определенного поведения взрослых и окружающих его детей. Поэтому Мария Монтессори рекомендует сформировать предметно-обучающую образовательную среду для ребенка, тогда он сможет развиваться самостоятельно.

    Совет

    В детских садах такая среда представлена для групп раннего развития и адаптационных групп, которые проводят свое время по 2-3 часа в саду, находясь только под присмотром воспитателя. Обучаясь в группах дети могут помимо самостоятельного процесса учиться взаимодействовать с другими малышами, делясь своими знаниями и полученным опытом.

    Так, например, при игре в баночки, более опытный ребенок покажет как именно нужно вставлять баночки и в какие отверстия. Какой результат будет ожидать его.

    Принцип методики Монтессори

    Методика Монтессори подразумевает придерживание нескольких принципов, включающих описание элементов поведения и взрослого и ребенка:

    • Самоустранение взрослых. Родитель или воспитатель лишь создает среду для ребенка и помогает ему только, когда он сам просит об этом. Взрослый нужен только для того, чтобы объяснить правила и направить при необходимости ребенка.
    • Дети учатся у детей. В заведениях работающих по методике Монтесссори нет строгого деления групп по возрастам. По этой методике старшие дети учат младших на собственном примере или же в процессе активной игры. Дети воспринимают других детей равными себе минимум до школы. Чего взрослый человек сделать практически не способен в силу наличия большего опыта, и привычки структурировать полученные данные. В методике Марии Монтессори взрослый не должен давать действиям ребенка четкую оценку. Его задача — дать реакцию на то или иное поведение ребенка. Например, родители могу показать своему чаду обиду, благодарность, восхищение. Это поможет малышу делать выводы на основании сложившейся ситуации. Если малыш сделал что-то сам, то вы говорите ему о том, что гордитесь его победой и верите, что все у него получится.
    • Не сравнивать с другими. Этот принцип говорит о том, что дети не должны сравниваться друг с другом. Ведь все детишки разные, развиваются и поддаются воспитанию по-разному. В качестве мотивации используется сравнение ребенка с ним же самим вчера, неделю назад. Так ребенок учится давать себе оценку самостоятельно, без привязки к кому-либо. В школе, к сожалению такой подход не будет оценен, но пока кроха слишком мал, для уменьшения психологического давления на него со стороны родителей – лучше действовать именно так.
    • Свобода выбора. Ребенок сам в праве выбирать, чем ему заниматься в данный момент. Но! Среда, в которой ребенок будет обучаться и играть должна быть безопасной, поэтому прежде чем разрешить ему действовать, согласно основным принципам Марии Монтессори, удостоверьтесь в том, что все розетки закрыты, а острые углы закрыты мягкими накладками.
    • Методика Монтессори предполагает наличие определенных правил. Эти правила приучат ребенка к порядку, а не к «слепому повиновению». Ребенку важно объяснить, почему эти правила существую, почему важно соблюдать и что они дают ему самому. Например, надо убрать игрушки. Объясните ребенку, что если он уберет игрушки и они всегда будут стоять на своих местах, то и ему самому и другим детям будет проще найти те или иные предметы в следующий раз. И вообще, порядок в игрушках более удобен, чем хаос.

    Занятие с ребенком по методике Монтессори

    К одному из основных положений методики воспитания Марии Монтессори относится зонирование. Оно заключается в деление пространства на зоны, которые способствует развитию восприятия пространства и приучает к порядку ребенка. В зависимости от зоны, подбирается соответствующий тип занятий.

    В методике выделено 5 зон:

    • Зона практической жизни. Эта зона отвечает за развитие навыков повседневной жизни. Предполагается, что все вещи ежедневного пользования, например, зубная щетка и паста, купальные принадлежности и посуда ребенка находятся в зоне его досягаемости. Тогда ребенок сможет сам ими пользоваться и убирать за собой. Эта зона в методике Монтессори очень важна для дошкольников. Здесь можно в простой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с основными правилами поведения и использования бытовых предметов.
    • Зона сенсорного развития. Эта зона подходит и для раннего развития. Она отвечает за развитие слуха, зрения, обоняния и осязания ребенка. В ней находятся все материалы Монтессори, к которым относятся различные кубики, цилиндры и шарики разных форм, цветов, размеров и даже веса; разные сборно-разборные башенки и модели. Наличие таких материалов формирует у ребенка представление о свойствах предметов и явлений. Помогает понять разные описания: больше-меньше, легче-тяжелее, шире-уже и так далее.
    • Зона математики. Здесь ребенок с раннего возраста может выучит цифры, узнать о сложении, вычитании и даже дробях. Из материалов здесь могут быть счетные палочки, таблицы, сине-красные штанги и картинки с цифрами. Обучение проводят постепенно. Вначале давая понять что такое число 2, например. Почему оно состоит из 2 штанг. Учит взаимодействовать с цифрами, а в дальнейшем обучает простым математическим примерам: сложению, вычитанию.
    • Языковая зона. В этой зоне малыша ждут картинки с алфавитом, принадлежности для письма.
    • Зона естествознания. К этой зоне относятся все материалы, способные помощь ребенку узнать о флоре и фауне нашего мира. Это могут быть книжки и картинки с животными и растениями, разные игрушки со звуками животных, рамки-вкладыши в виде пазлов с названиями животных и их детей.

    Детская методика Монтессори по возрастным группам

    Детская методика Монтессори имеет свою систему периодов развития по возрастам:

    • 0-6 лет — идет формирование чувственной картины мира.
    • 6-12 лет — формирование и развитие познавательного интереса к миру и его явлениям.
    • 12-18 лет — идет процесс социализации и развитие коммуникативных навыков ребенка.

    Так же есть описание стадий развития ребенка. В нем даются определения в каком возрасте ребенку будет проще всего привить определенные навыки и развить его способности:

    • 0-6 — развивается активно речь;
    • 0-5,5 лет — активное сенсорное развитие;
    • 0-3 лет — восприятие порядка;
    • 1,5-5,5 — навыки игры с мелкими предметами, развитие мелкой моторики;
    • 1-4 года — развитие движений и действий;
    • 2,5-6 лет — первые навыки социального поведения ребенка.

    Следуя данным возрастным категориям вам проще будет заниматься по методике раннего развития и воспитания М. Монтессори

    Правила развивающей методики Монтессори для взрослых

    В методике Монтесссори есть 10 правил, которые определяют поведение взрослого с ребенком и их роли друг относительно друга:

    • Ребенку должны быть доступны все его вещи, он должен самостоятельно дотягиваться и доставать свою одежду, игрушки, посуду и так далее. Задача родителя или воспитателя — организовать для ребенка пространство именно таким образом, чтобы не было причины ему помогать.
    • Вся мебель должна подходить ребенку по размеру, он должен комфортно себя чувствовать, сидя за столом и понимать, что это его вещи.
    • В ванной комнате и на кухне поставьте ступеньку для ребенка, чтобы он мог самостоятельно зубки почистить и посудку помыть. Чтобы во время того, когда он решит это сделать вам не потребовалось поставить весь дом на уши для реализации идеи.
    • Организуйте отдельную вешалку для верхней одежды ребенка, чтобы он мог сам одеваться и раздеваться. Причем вы сами заметите, как удобно вам будет при этом жить. Ведь порой малыш ждет маму, пока та дотянется до его куртки, чтобы ее быстро одеть. А тут, при возможностях полной самостоятельности, кроха будет одеваться быстрее.
    • Хорошо, если вы позаботитесь о том, чтоб одежда малыша была такой, которую он сможет сам снимать и надевать. Но с этим вам потребуется достаточное терпение, пока он научится одеваться сам.
    • Рассортируйте игрушки ребенка. Это поможет и вам и малышу понять, какие навыки стоит развивать больше, а какие сформировались уже достаточно. Например, нужен ли ему пазл на 20 деталек или пора усложнить задачу.
    • Если у вас нет определенных материалов и игрушек, необходимых для развития ребенка, сделайте их своими руками. Например, сами нарисуйте для ребенку азбуку и плакат с цифрами. Сшейте развивающий коврик или попросите папу, или дедушку собрать бизиборд.
    • Новые игрушки давайте малышу постепенно, не больше двух новых материалов в день, чтобы ребенок мог сосредоточиться и полностью понять, в чем суть той или новинки, как их можно сочетать с хорошо знакомыми вещами.
    • Составьте график занятий с ребенком. Хоть методика и предполагает свободу выбора ребенка, это не значит, что он не должен соблюдать режим и управлять родителями. Уделяйте занятиям с ребенком не меньше часа каждый день. Можете проводить в формате игры 2 занятия в день по времени, которое не перегружает малыша и дает ему возможность гармонично развиваться.
    • Прививайте ребенку навыки бытовой жизни. Предложите ему вместе приготовить ужин и накрыть на стол, убрать после ужина тарелочки, и помочь вам помыт их. А после разложить по местам. Дети будут рады помочь вам, а вы получить такой приятный сюрприз от малыша, как помощь по дому.

    Итоги

    Развивающая методика Монтессори пользуется активным спросом среди родителей, а также она завоевала доверие сотрудников дошкольных учреждений.

    Положительные отзывы от всех участников процесса воспитания детей, говорят о том, что данная методика имеет хорошую возможность развивать различные навыки у вашего ребенка начиная с самого раннего возраста.

    Прежде чем приступить к самостоятельному внедрению методики, рекомендуем вам ознакомится со всеми плюсами и минусами.

    Фото и видео: свободные источники Интернет

    Методика раннего развития Марии Монтессори: особенности, принципы методики

    Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

    В современном мире раннее развитие детей стало очень популярным, родители осознали, что развивая малыша с рождения, можно избежать многих проблем в будущем.

    Сегодня есть огромное количество методик по раннему развитию, которые направлены на разные цели и разных детей.

    Выбирая методику для занятий со своим чадом, ориентируйтесь на физические, возрастные и психологические характеристики своего ребёнка.

    Одной из самых популярных и действенных методик по развитию маленьких детей есть методика Марии Монтессори. Методика раннего развития сегодня очень популярна, давайте разберёмся, в чём же её особенность, действительно ли она работает?

    Мария Монтессори

    Это педагог и врач из Италии, которая стала известной благодаря разработанной методике по развитию детей младшего возраста.

    Родилась Мария 31 августа 1870 года, до 12 лет училась в школе для девочек, далее решила продолжить обучение в технической школе, однако, в те времена, в такие школы принимали только мальчиков.

    Упорство девочки дало свои плоды, при поддержке родителей, она поступила в техническую школу, став первой девочкой в ней, и с отличием окончила обучение.

    Обратите внимание

    Далее, Монтессори стала первой женщиной-врачом, получила место ассистента в известной клинике в Италии, параллельно печатала свои статьи в лучших научных и медицинских журналах.

    В 1898 году Мария Монтессори стала мамой мальчика — Марио.

    В то время Мария активно работала с запущенными детьми, её воспитанниками были ребята с умственной отсталостью, уже тогда Монтессори начала испробовать свою методику на своих же подопечных.

    Впоследствии ребятишки должны были сдавать экзамены вместе со здоровыми детьми из муниципальной школы в Риме, оказалось, что подопечные Монтессори сдали экзамены лучше обычных.

    В 1901 году женщина открывает первый «Дом ребёнка» в котором занимались здоровые, но умственно «запущенные» малыши.

    1909 год — Мария издаёт первую книгу «Метод научной педагогики, применённый к воспитанию маленьких детей в детском доме», которая стала очень популярной, её перевели на несколько языков.

    В 1929 году женщина вместе с сыном Марио организовывает Международную Монтессори Ассоциацию, которая до сих пор существует. Популярность методики раннего развития постоянно растёт, при жизни Марию номинировали на получение Нобелевской премии.

    Первые последователи Монтессори возникли в США, Голландии, Швейцарии, Англии, Аргентине, Индии.

    Сейчас Ассоциации Монтессори есть практически во всех развитых странах, её имя внесено в список четырёх главных педагогов, чьи разработки определили способ педагогического мышления в XX веке.

    Особенности методики Марии Монтессори

    Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст ребёнка», то есть это такой возраст, когда малыш готов к освоению определённых навыков.

    У каждого определённого малыша этот возраст свой, некоторые дети могут проскочить этот период совсем, потом они всё-таки освоят этот навык, но для этого нужно будет приложить гораздо больше усилий и времени.

    Нельзя заставлять детей читать уже в два года, вместо того, чтобы играть с ним в песочнице и лепить куличи. Потому что, играть с песком, кидать мячик или гонять голубей в два года, несомненно, полезней чем сидеть с книгой и читать.

    Метод Марии Монтессори изначально был направлен на детей, достигших трёхлетнего летнего возраста, так как в этом возрасте малыш уже сам проявляет интерес к обучению, числам, буквам и понятиям. Сегодня же по всему миру создаются студии по этой методике для малышей от 8 месяцев.

    Важно

    Монтессори разработала большое количество разнообразных специальных материалов, которые использовала в своей работе, все они имеют вид игрушек, однако, женщина настаивала на том, чтобы называть их именно «материалы» вместо «игрушки», и с детьми нужно «заниматься» вместо «играть».

    Главное правило методики — свобода действий, игровая форма обучения, малыш учится сам, родители только предлагают те или иные материалы, не препятствуя выбору своего чада.

    Принципы методики

    • Малыш выступает в роли учителя для самого себя, он неограничен в действиях и в выборе.
    • Дети учат друг друга. В группах Марии Монтессори занимались малыши разных возрастов, старшие — обучают младших, при этом сами учатся уважать меньших и заботится о них.
    • Ребёнка важно заинтересовать и создать обучающую среду.
    • Занятия проходят в специально подготовленных комнатах, каждая из которых разделена на несколько зон, оборудованных пособиями и материалами. Все материалы должны быть изготовлены из природных компонентов, а дизайн их остаётся неизменным вот уже более 100 лет.
    • Комнаты для занятий не предполагают, чтобы дети сидели за столами, они должны свободно передвигаться и выбирать, что им интересно.
    • В классах Монтессори каждый занят своей работой, никто не мешает друг другу, запрещено отбирать материалы друг у друга, педагоги должны строго следить за этим. Ребёнок может работать с определённым материалом до тех пор, пока он не почувствует, что наигрался.

    Основные зоны развивающего класса по методике Монтессори

    Каждый класс для занятий разделен на определённые зоны, основными из которых есть:

  • Зона реальной жизни. Тут ребёнок должен учится самостоятельно одеваться, чистить, мыть, раскрашивать, вырезать, складывать. Развивает внимание, концентрацию, крупную моторику.
  • Зона сенсорного развития. Дети познают окружающий мир (учатся определять вес, длину, высоту, цвет и другие характеристики окружающих предметов). Развивает понимание и умение отличать формы, цвета, научает следить глазами за предметами в пространстве, что впоследствии помогает быстро освоить чтение.
  • Зона географическая. Развивает понимание себя в окружающей среде.
  • Зона языковая. Развивает умение общаться, просить, объяснять, рассказывать.
  • Зона естественно-научная, математическая. Развивает общее умственное развитие.
  • Зона упражнений на движения. Развивает координацию движений, внимание, равновесие.
  • Дополнительно могут быть организованы зоны для игр с водой, крупами.
  • В каждой зоне должен быть маленький совок и щётка, если малыш просыпет крупу или прольёт жидкость, он должен самостоятельно убрать за собой.

    Монтессори студия для детей от 0 до 3 лет

    Занятия в студии для детей проводятся в группах до 10 человек, лучше если с такими маленькими детьми будет рядом мама или папа.

    Длятся такие занятия от часа до полутора часов, начинается занятие с приветствия, дети и родители собираются в круг, знакомятся, делают пальчиковую гимнастику, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

    Приветствие занимает до 15 минут, далее дети расходятся по зонам и работают с теми материалами, которые их интересуют, родители не препятствуют, могут только направлять. Считается, что если дети самостоятельно выбирают себе занятие — это формирует в них решительность и независимость в принятии решений.

    В таких центрах нет шаблонных требований для программы обучения, каждый занимается с материалами в том темпе, в котором ему комфортно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик, все снова собираются в круг, делают зарядку, смотрят сказки и задувают свечку.

    Монтессори студия для детей от 3 до 6 лет

    Главное кредо развития детей до 6 лет в среде Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, потребность малыша на данный момент и создать оптимальные условия для выполнения запроса. В таких студиях также сохраняется разделение на зоны, занятие длится до полутора часов.

    Создание Монтессори среды на дому

    Понятно, что эта методика развития приносит пользу, однако, не все родители имеют возможность водить ребёнка в оборудованные детские центры. Можно создать Монтессори среду самостоятельно, для этого пригодятся следующие материалы:

  • Баночки и крышки разных размеров, крышки должны быть разноцветными. Малыш будет их открывать, перемешивать, складывать одну в другую.
  • Мытье посуды, такое обыденное действие поможет организовать в ребёнке самостоятельность, внимательность. Сначала родитель показывает как мыть посуду, потом малыш повторяет его действия.
  • Уборка, можно рассыпать на полу макароны или крупу и дать ребёнку веник и совок, он должен сам убрать. Влажная уборка — разлить воду и предложить ребёнку чистую тряпку, чтобы он убрал воду.
  • Создание сенсорных мешочков, нужно взять различные лоскутки ткани (хлопок, шерсть, шёлк, бархат, джинс), сшить из них мячики и наполнить их различными крупами, бобовыми, шелестящей бумагой, пуговицами.
  • Сортировка пуговиц, понадобятся разноцветные пуговицы разных размеров, которые можно сортировать по цветам, размерам, текстуре.
  • Создание бус из макарон, колечек от пирамиды, деревянных фигурок с отверстиями, пуговиц.
  • Плотник. Тут понадобится деревянная доска или мягкое тесто, в которое маленьким молоточком нужно забивать гвозди.
  • Рыбалка. Небольшие перемёты нужно поместить в миску с водой, выдать чаду ложку и попросить его выловить все предметы из воды.
  • Транспортировка жидкости. Нужна будет лейка, 2 тарелки и губка, налейте из лейки воду в одну тарелку, а потом при помощи губки перенесите её из одной тарелки в другую.
  • Что утонет? Налейте воду в миску, дайте ребёнку предметы из разных материалов: гайку, фольгу, орехи, жёлуди, пробки, бумажные шарики, пусть он наблюдает за предметами.
  • Художник. Высыпать на стол муку или очищенный песок и усадить малыша за рисование, он может рисовать щёткой, палочкой или пальцем.
  • Шнуровки, застёжки и замочки. Сейчас большую популярность набирают бизиборды, созданные на основе методики Монтессори, на деревянную доску прикрепляются разнообразные замки, щеколды, крючки, гвоздики со шнуровками. Ребятам обычно очень интересно играть с такими развивающими досками.
  • Лепка. Ребёнку обязательно нужно контактировать с такими материалами, как пластилин, мягкое тесто, нужно дать материал и предложить помять его, втыкать в тесто бусинки, фасоль и другие мелкие предметы.
  • Игры с песком можно проводить и на улице, нужно запрятать предметы в песок и предложить отыскать их.
  • Старые журналы, покажите ребёнку как рвать страницы, так малыш научится лучше контролировать свои пальцы, силу захвата.
  • Недостатки системы развития Монтессори

    • Эта методика базируется только на развитии интеллекта, для гармоничного развития ребёнку необходимы занятия спортом, творчеством, танцами.
    • В методике нет места ролевым играм, а ведь малыш изучает мир через ролевые игры.
    • В оригинальной методике Монтессори не было места для творчества, все материалы направлены на развитие логических, математических способностей. В современных студиях для развития есть зоны для рисования, лепки, аппликации.
    • После демократической системы в таких студиях, детям очень трудно адаптироваться к более строгому распорядку в обычных детских садах или школах.

    Самые преданные приверженцы учения Монтессори критикуют современный подход к созданию групп для развития малышей, не достигших трёхлетнего возраста, ведь это противоречит принципу методики — развитию самостоятельности. В оригинальной методике Монтессори нет места для родителей, попытки создавать такие группы типа «Мама и Я» связано с низкой квалификацией педагогов.

    Как показывает практика, методика развития Марии Монтессори действительно работает и помогает детишкам лучше адаптироваться в мире. Дети, занимающиеся по этой методике, быстрее осваивают счёт, научаются читать, приобретают многие навыки, которые способствуют быстрой социализации в любом новом обществе.

    Дети, привыкшие к общению, умеющие делать осознанный самостоятельный выбор, в обычной жизни легко могут принять решение.

    Однако роль родителей в раннем развитии малыша незаменима, какую бы вы ни выбрали методику, ориентируйтесь только на собственную интуицию, только вы можете понять нравятся ли такие занятия вашему ребёнку и приносят ли они ему пользу.

    Методика Марии Монтессори для детей: суть метода, основные положения и принципы кратко

    Мария монтессори и её методика раннего развития ребёнка: суть, что такое, правила использования

    Адаптация ребёнка к жизни

    Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

    Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается.

    Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий. Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин.

    Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

    Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

    Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства. Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида.

    Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку. Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать.

    А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.

    Адаптация человека устроена иначе. Он рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга.

    Совет

    Но, достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места. Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам.

    Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

    Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

    Это определяет суть методики Монтессори:

  • Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
  • Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
  • Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
  • Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
  • Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.
  • Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

    Человеческие тенденции

    Строго говоря, установившееся в русском языке название этого понятия, не совсем точно. Английское tendency  обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.

    Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
    — ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
    — имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
    — почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
    — обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.

    В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования.

    Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается.

    Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.

    Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.

    Методика детского развития Монтессори использует столетний опыт собственной практики и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка.

    Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка.

    Обратите внимание

    Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.

    В нашем онлайн-курсе «Создание среды для ребёнка до года» мы подробно рассказываем о том, как создать развивающее пространство дома.

    Впитывающий разум

    В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.

    Благодаря впитывающему разуму:
    — ребёнок закладывает основы собственной личности,
    — выучивает один или несколько языков любой сложности,
    — овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.

    Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного. Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков.

    Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.

    Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ.

    Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».

    У сензитивного периода две стороны:
    Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
    Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.

    Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе.

    Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно.

    Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.

    Важно

    Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля. Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены.

    Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни.

    Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим.

    Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.

    Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.

    Если вы хотите узнать больше, обратите внимание на наш онлайн-курс «Сензитивные периоды развития ребёнка до шести лет».

    Уважение, наблюдение и самостоятельность

    Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи.

    У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

    Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

    Совет

    Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

    Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить.

    Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи.

    Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

    Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок.

    Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов.

    Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

    Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. (И это не про раннее развитие, а про своевременность). Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

    Свобода и ответственность

    Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает. Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.

    Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:
    — исследовать,
    — экспериментировать,
    — совершать ошибки,
    — замечать их,
    — самостоятельно исправлять.

    Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей.

    Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат.

    Обратите внимание

     Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.

    Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно.

    В результате этого поведение, которое мы привыкли называть моральным, ребёнок начинает выбирать сам и осознанно, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому.

    В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.

    Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу. Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.

    Скачать инфографику Суть и принципы методики Монтессори

    Автор — Анна Федосова

    Инфографика Софии Шипиловской

    Фото обложки предоставлено ММЦ «Отрада» 

    Comments

    (0 Comments)

    Ваш адрес email не будет опубликован.