Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Очень часто в советах по лечению или профилактике различных заболеваний можно встретить рекомендации, о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Но кроме мытья рук и продуктов перед едой, очень часто дети и даже подростки не знают других.

Из этой статьи вы узнаете, какие правила личной гигиены есть для детей и подростков, а также чем отличается гигиена девочек и мальчиков в пубертатном периоде.

Основы гигиены детей и подростков

В основе существующих правил личной гигиены детей лежит принцип сохранения и укрепления их здоровья. А так как в разном возрасте риск для здоровья различный, поэтому и рекомендации со временем изменяются: те, которые уже не актуальны, убираются, а новые появляются. Гигиена детей и подростков касается чистоты тела, питания, труда, отдыха и даже их социальной жизни.

Гигиена труда детей и подростков

Всем известно, что переработка и перенапряжение ведет к истощению организма, которое снижает иммунитет, и ребенок быстрее заболевает. Поэтому, так как дети с 6-7 лет учатся в различных учебных заведениях (школа, лицей, колледж, а потом институт), очень важно правильно организовывать их учебу и трудовой процесс. А именно:

  • чередовать работу и отдых, а также умственные и физические нагрузки;
  • придерживаться режима дня, в который обязательно должен быть включен полноценный сон, т.е. 9-10 часовой;
  • гигиена зрения – у детей и подростков большая нагрузка на глаза (чтение учебников, компьютерные игры, просмотр телевизора).Поэтому родители должны контролировать ребенка, а именно следить за состоянием глаз, как и при каком освещении он читает и ограничивать время, проведенное им у мониторов и экранов.

Гигиена питания детей и подростков

Состояние здоровья очень сильно зависит от питания, особенно в подростковый период, когда происходит стремительный рост детского организма. Родители обязательно должны следить за тем, чтобы их дети:

  • принимали пищу минимум 3 раза в день, и их питание было сбалансированным;
  • употребляли свежие фрукты и овощи;
  • питались правильно, то есть не ели чипсы, сухарики, изделия фастфудов;
  • получали нужное количество витаминов, минералов и других элементов, необходимых для роста (белков, жиров, углеводов, минеральных солей);
  • не передали и не недоедали.

Личная гигиена детей и подростков

С самого рождения дети должны: регулярно мыть руки, особенно после прогулки и перед едой, утром и вечером чистить зубы, купаться (до года ежедневно, а позже – еженедельно). В дошкольном и младшем школьном возрасте особого различия между гигиеной девочки и мальчика нет, оно появляется позже – в подростковом возрасте, когда она связана с особенностями полового созревания.

Особенность гигиены девочки подростка заключается в организации ухода за кожей, так как у большинства в этом возрасте появляется на лице и спине угревая сыпь.

Кроме специальных гелей, пенок и скрабов, в борьбе за чистоту кожи также помогает правильное сбалансированное питание. Но это не единственное с чем придется столкнуться будущей женщине.

Обратите внимание

Особое внимание следует уделить изучению необходимых процедур по уходу за половыми органами, особенно после начала менструаций.

Гигиена мальчика подростка будет заключаться в следующем:

  • организация ухода за кожей и борьбы с угревой сыпью, очень важно не допускать выдавливание прыщей;
  • использование бритвы после появления волос на лице;
  • применение дезодоранта в борьбе с неприятным запахом пота;
  • регулярное подмывание и смена белья после поллюций или эрекции.

Не стоит ждать, что ребенок или подросток станет спрашивать, что ему делать, лучше заранее рассказать ему о тех новшествах, которые с ним будут происходить, и как следует за собой ухаживать.

Режим дня и личная гигиена школьника

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Правила личной гигиены школьника включают в себя соблюдение чистоты своего тела и одежды, следование строгому режиму дня, правильное питание, рациональное распределение времени на учебу и отдых, полноценный сон, обязательную физическую нагрузку.

Чтобы предохранить детей от болезней, вырастить их физически крепкими и жизнерадостными, способными преодолевать любые препятствия, необходимо приучить их соблюдать режим дня.

Понятие «режим дня» включает следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание, т.е. питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание включает в себя три принципа: энергетическое равновесие (энергетическая ценность суточного рациона питания (каллорийность) должна соответствовать энергозатратам организма), сбалансированное питание (каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях), соблюдение режима питания (прием пищи через каждые 3,5-4 часа), регулярным (в одно и то же время), последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 — 3 часа до сна);

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Необходимо подчеркнуть, что при приготовлении уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм.

Важно

Работоспособность учащихся уменьшается, их успеваемость снижается, а с течением времени у подростков появляются и признаки ухудшения здоровья. Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч.

Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной. День школьника начинается утренней гимнастикой — зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность.

После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: принимает душ.

Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

Общие правила гигиены можно обозначить следующими тезисами: ребенок должен хорошо мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи, после каждого посещения туалета, прогулки на улице, контакта с животными и разными предметами, к которым он может прикасаться во дворе.

Ногти на руках и ногах должны быть острижены, следите, чтобы под ногтями не было грязи. Приучайте детей с самого раннего возраста чистить зубки два раза в день. Также следите за чистотой волос школьника и его прической. Длинные волосы у девочек должны быть собраны.

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в формировании крепкого и здорового организма.

Режим дня и личная гигиена подростка

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Режим дня и личная гигиена школьника Кондюх Юлия Сергеевна
2 слайд Описание слайда:

Чтобы предохранить себя от болезней, вырасти физически крепким, жизнерадостным, трудолюбивым, способным преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо соблюдать режим дня
3 слайд Описание слайда:

Понятие «режим дня» Понятие «режим дня»включает следующие моменты: 1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; 2) рациональное питание в одни и те же часы; 3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
4 слайд Описание слайда:

Растущий организм Необходимо подчеркнуть, что при подготовке уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм.
5 слайд Описание слайда: Совет

Личная гигиена Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной.
6 слайд Описание слайда:

Утренняя зарядка День школьника начинается утренней гигиенической гимнастикой — зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность.
7 слайд Описание слайда:

После гимнастики После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: обтирает тело до пояса жестким махровым полотенцем, смоченным водой, или принимает душ.
8 слайд Описание слайда:

Водные процедуры Учащиеся, постоянно выполняющие водные процедуры, реже болеют гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями.
9 слайд Описание слайда:

Чистка зубов После выполнения физических упражнений и закаливающих процедур надо тщательно умыться с мылом и почистить зубы. Следует помнить, что тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей подросткового возраста создают благоприятную почву для различных кожных заболеваний.

10 слайд Описание слайда:

Кожа Кожа состоит из трех основных слоев: наружного слоя-надкожицы (эпидермиса), собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Клетки наружного слоя тонки и нежны, они постоянно отмирают и удаляются, а на смену им вырастают новые. При неопрятном содержании тела подростка эти отмершие клетки остаются на его поверхности, белье, волосистой части головы (перхоть), разлагаются (дурно пахнут), в случае пореза кожи способствуют появлению воспалительных процессов.
11 слайд Описание слайда:

Нечистоплотность Надо приучать себя к отвращению к нечистоплотности, навыкам ухода за своим телом. Очень важно приучиться мыть все лицо и шею, а не одну лишь переднюю часть лица, как это часто делают ребята, не контролируемые взрослыми.
12 слайд Описание слайда:

Гигиена рук Необходимо мыть руки с мылом, часто стричь ногти, очищать подногтевое пространство щеткой. Во время умывания нужно чистить нос.
13 слайд Описание слайда: Обратите внимание

Руки Подросток должен мыть руки с мылом перед каждой едой, по возвращении из учебного заведения, перед началом и после окончания учебных занятий, после игр, гимнастических упражнений, работы, после каждого посещения туалета.
14 слайд Описание слайда:

Гигиена полости рта Подростку крайне необходима гигиена полости рта. Следует полоскать рот после еды, чтобы удалить застрявшие между зубами частицы пищи. Кроме того, нужно утром и вечером зубы чистить щеткой.
15 слайд Описание слайда:

Закаливание организма С целью закаливания организма подростка перед сном полезно мыть ноги с мылом, постепенно понижая температуру воды.
16 слайд Описание слайда:

Волосы и кожа Волосы и кожу на голове подросток моет горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю.
17 слайд Описание слайда:

Волосы Закручивать волосы на ночь в бигуди вредно. Они нередко нарушают сон, вызывают головные боли. Недопустимо использовать лак для сохранения прически.

18 слайд Описание слайда:

Гигиена одежды и обуви Большое внимание надо уделять гигиене одежды и обуви. Одежда задерживает тепло тела, защищает кожный покров от загрязнений и повреждений. В то же время она должна обеспечивать смену воздуха, находящегося между нею и поверхностью тела, и хорошо впитывать выделения кожи.
19 слайд Описание слайда:

Обувь Обувь подростка своим размером и фасоном не должна препятствовать развитию стопы. Тесная обувь затрудняет ходьбу, жмет ногу, в результате пальцы находят один на другой, образуются мозоли, потертости.
20 слайд Описание слайда:

Обувь В тесной обуви подростку зимой холодно: она сдавливает кровеносные сосуды стопы, мешает нормальному ее питанию и согреванию. Слишком свободная обувь также вредна для подростка: натираются ноги, появляются ссадины. Обувь должна по размерам точно соответствовать длине и ширине стопы подростка.
21 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!
Бесплатно

Краткое описание документа:

Общая информация

Важно

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Гигиена детей и подростков: основные правила гигиены для мальчиков и девочек

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Подростковое созревание организма сопровождается иногда сдвигами эндокринной системы и изменением функционирования систем и органов, а связано это с началом полового созревания. Как личная, так и общественная гигиена подростков очень важна.

К возрасту 12–16 лет, в который укладывается подростковый период, гигиена детей и подростков должна уже быть сформировавшимся правилом. К нему относятся чистота тела, волос, рук и ног, а также сохранение в чистоте рабочего и спального места, аккуратное отношение к одежде.

Не меньшее внимание должно быть уделено режиму дня подростков, так как его несоблюдение повлечет за собой чрезмерные нагрузки на нервную систему.

Необходимо научить подростка планированию своего времени, чтобы разумное количество времени отведено было под занятия и отдых, а также спортивные мероприятия и общение с друзьями.

На сон подросткам требуется не менее 7–8 часов, и перед сном нежелателен просмотр телепрограмм или общение в интернете. Прогулки допоздна или увлечение ночным чтением могут испортить режим на долгие годы.

Физиологические изменения, происходящие в организме подростка, должны быть тактично объяснены взрослыми. Все факторы, свидетельствующие о наступлении половой зрелости, такие как менструация у девочек и поллюции у мальчиков, не должны вызывать в подростке чувства стыда и отвращения к своему телу.

У не подготовленного должным образом к подобным физиологическим явлениям подростка они могут вызвать стресс и даже невротические проявления, а в результате привести к сбоям цикла у девочек. Разговоры об интимной гигиене долго считались неприличными, так как косвенно касались и темы секса.

Совет

Эта область должна оставаться личным и неприкосновенным, но недостаточная информированность приводит к росту гинекологических заболеваний и даже незапланированных ранних беременностей.

Регулярный необходимый комплекс санитарно-гигиенических процедур должен выполняться правильно, с большей тщательностью, чем в детском возрасте.

Влагалище и его слизистая оболочка с рождения человека выделяют особый секрет, защищающий от пересыхания.

Но при появлении большого количества женских половых гормонов секрета становится значительно больше, и появляются пубертатные бели.

Это вариант нормы, но при этом скопление в выделениях микроорганизмов может привести к воспалениям. Поэтому с любыми начавшимися выделениями следует посетить гинеколога, чтобы исключить возможность развития инфекции.

Выделения могут иметь запах, что приводит к использованию ежедневных прокладок. Это не приносит вреда, но нужно помнить, что менять прокладки необходимо каждые 3–4 часа, длительное ношение может также привести к воспалению из-за размножившихся бактерий.

При отсутствии менструальных выделений подмывание половых органов должно осуществляться не реже чем дважды в сутки, белье должно меняться на свежее ежедневно.

Желательно иметь специальные средства для интимной гигиены, так как слизистая половых органов нежная и чувствительная, и может быть разрушен щелочными гелями для душа или мылом. Для интимной гигиены не рекомендуется использование губок или мочалок, так как они могут нанести микроцарапины.

Обратите внимание

Струя воды должна быть направлена спереди назад, чтобы исключить попадание во влагалище микрофлоры заднего прохода. Также следует позаботиться о личном полотенце для интимной гигиены.

Кровь — именно та среда, в которой бактерии живут и размножаются, поэтому в период менструации гигиене нужно уделять повышенное внимание. Прокладки и тампоны должны своевременно заменяться на свежие, а гигиенические процедуры нужно совершать 4–5 раз в сутки.

Для девочек важно уделять внимание качеству и форме нижнего белья. Недопустимо ношение стрингов, так как из-за нефизиологичного строения они способствуют нарушению кровообращения, а также перенесению инфекции во влагалище из заднего прохода.

У девочек в подростковом периоде начинается также рост груди, иногда достаточно резкий и заметный. Потребуется подобрать качественное хлопковое белье по размеру, также рекомендуется использование увлажняющих кремов, чтобы избежать растяжек, сопровождающих иногда быстрый рост бюста.

Мальчики в подростковом возрасте сталкиваются с началом роста волос на лице, и должны при необходимости научиться использовать бритвенные принадлежности. Необходимо соблюдение интимной гигиены и ежедневная замена нижнего белья, чтобы избежать сопровождающих грязь воспалений.

Также мальчик должен быть осведомлен, что этих изменений не следует стыдиться или бояться, и адекватно относиться к превращениям своего тела. Своевременное ежегодное посещение врача избавит от проблем на ранних стадиях в случае их появления.

Окружающий мир в настоящее время требует от мальчиков доказательств своей мужественности в виде ранних и многочисленных половых контактов. Поэтому необходимо как можно раньше привить подростку здоровое отношение к вопросам половой жизни и о необходимости использования контрацептивов.

Бесконтрольное распространение порнофильмов искажает представление о половом акте, поэтому крайне важно проводить с подростками беседы о важности согласия партнерши, о возможных последствиях в виде беременности и заболеваний.

Важно

Рассказывать об этом мальчику необходимо гораздо раньше, чем ему исполнится 14–15 лет, и стараться при этом сохранить в семье доверительные отношения, чтобы вовремя заметить происходящие изменения и давать советы.

Злоупотребление алкоголем, которое также все чаще наблюдается в компании подростков, может привести к трагическим последствиям, поэтому необходимо твердо объяснять подросткам, что злоупотребление беспомощным состоянием человека при алкогольном опьянении недопустимо и уголовно наказуемо.

Деятельность эндокринной системы в период созревания очень изменяется, и вследствие этого увеличивается работа сальных желез. Иногда это приводит к появлению угрей и нагноений на коже лица, спины и груди.

Поэтому подросткам особенно важно следить за чистотой и гигиеной, принимая душ не менее двух раз в день. Выдавливать прыщи, чтобы от них избавиться — не самый хороший способ, так как он способствует дальнейшему распространению сыпи, лучше использовать специальные препараты.

Чтобы избежать появления шрамов на лице, можно обратиться к дерматологу и эндокринологу, которые после необходимых анализов могут подобрать дезинфицирующие препараты, уменьшающие появление прыщей и угрей.

Из-за изменений в эндокринной системе изменяется и запах тела, и если раньше ребенок мог потеть и практически не пахнуть при этом, то подростку необходимо подобрать дезодорант.

Гигиена важна и в вопросах питания, так как подростки, с растущим числом личных интересов, часто перекусывают на ходу, забывая помыть руки, а то и предпочитают полноценным приемам пищи фастфуд с друзьями. Растущему организму нужно много витаминов, и этот вопрос необходимо решить путем мирных переговоров, не пуская дело на самотек.

Гигиена подростков: особенности ухода за собой

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын был милым маленьким мальчиком, который едва доставал вам до пояса, капризничал за завтраком и плохо чистил зубы, а дочь считала себя принцессой и искренне радовалась новой кукле преподнесенной папой в роли Деда Мороза. И вот уже детям 12-13 лет, они значительно изменились внешне: окрепли или наоборот, неуклюже вытянулись, также неумолимо меняется и их психология и физиология.

Подростковый период – переломный момент в жизни каждого человека, во время которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека, происходит полное формирование и созревание всех органов и систем организма.

Процесс взросления характеризуется серьезными изменениями в работе эндокринной системы, гормональными скачками, которые отразятся на эмоциональном состоянии подростка, а также состоянии его кожи, волос и тела.

О том, какие необходимо соблюдать правила гигиены в подростковом возрасте мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Читай также: Подросток и его друзья: что должны знать родители?

Из-за гормональных изменений в организме подростка становится более активной работа потовых желез, поэтому подростки начинают достаточно серьезно пахнуть потом. В подростковый период, чтобы предупредить неприятный запах и излишнее размножение бактерий на коже, рекомендуется принимать душ два раза в день – утром и вечером.

Совет

Приобщайте подростка к использованию дезодоранта, однако не забывайте обратить его внимание, что дезодорант необходимо наносить на чистую кожу. Также старайтесь следить за тем, чтобы ребенок ежедневно менял нательную одежду: рубашки, футболки, регланы, трусы и носки.

Все эти процедуры должны войти в привычку у вашего сына или дочери.

Наша мама-форумчанка Maria рассказывает: «Я почувствовала, что сын потихоньку превращается в мужчину, когда он закончил 6-й класс, ему тогда было 12 лет.

И почувствовала я это в основном носом! После тренировки по футболу Димки начало так разить потом, что этого просто нельзя было не заметить. Причем футболом мы уже три года как занимаемся, и всегда он был после тренировки мокрый, но так от него не пахло.

В общем, я поняла, что душ несколько раз в день и дезик – наше все, а мужа заставила еще и беседу «об интиме» провести.

Ну и пришлось увеличить запас футболок – теперь как раньше сын уже не мог носить одну и ту же футболку два дня подряд, даже при пользовании дезодорантом, она за целый день уже все равно неприятно пахла».

Также в организме подростка увеличивается секреция сальных желез, что может приводить к возникновению угревой сыпи, особенно на лице, спине, и гнойникам. Конечно, видеть свое лицо с прыщами на самом видном месте ребенку неприятно, и он старается избавиться от них любыми доступными методами, например, выдавливает. Чаще всего, от этого становится только хуже, сыпь разносится по всему лицу, на кожу можно занести инфекцию.

Читай также: 30 шагов родителей к подростку

Задача родителей в этот период – объяснить и показать, как необходимо правильно ухаживать за кожей, и что для этого нужно делать. Сейчас в продаже доступны различные гели для умывания на основе цинка, с помощью которых можно подсушить и дезинфицировать кожу, а также предотвратить появление новых высыпаний.

Если ситуация достаточно серьезная и угревая сыпь действительно сильно беспокоит подростка, стоит посетить дерматолога или косметологический кабинет, где специалист выяснит причину заболевания и подскажет использование какого средства или специальных процедур помогут в вашем конкретном случае.

В подростковом возрасте у ребенка может появиться перхоть, что также обусловлено изменениями в секреции сальных желез. Если частое мытье головы популярными косметическими средствами от перхоти не помогает, также стоит проконсультироваться со специалистом, который выяснит причину возникновения перхоти и поможет вам выбрать лечебный шампунь.

Обратите внимание

В подростковом возрасте на фоне изменения гормонального фона на теле ребенка начинают расти волосы.

У мальчишек волосы появляются на груди и в области подмышек, также заметной становится щетина на лице.

Задача родителей – научить ребенка правильно пользоваться бритвой, рассказать, какие косметические средства необходимы для бритья, не забыть акцентировать внимание на гигиене подмышек.

Читай также: Счастливый подросток — успешный взрослый?

У девочек в переходном возрасте начинают расти волосы в области бикини, подмышек и на ногах. Правильно удалять нежелательные волосы девочку должна научить мама, познакомив ребенка с безопасной бритвой и рассказав о специфике кремов для депиляции.  

Отдельно необходимо остановиться на интимной гигиене подростка, в этом случае задушевную беседу с девочкой, традиционно стоит провести маме, а разговор с мальчиком взять на себя папе. О чем же стоит говорить?

Еще до наступления первой менструации, девочке необходимо узнать о том, что это такое, и быть психологически готовой к этой особенности женского организма.

С точки зрения физиологии ребенку необходимо наглядно объяснить, что именно с ней будет происходить, показать, что такое гигиенические прокладки и рассказать, как часто их нужно менять, обговорить, какое лучше носить белье и как часто обращать внимание на гигиену половых органов во время менструальных выделений.

Важно, чтобы дочь правильно отнеслась к этому процессу, понимала, что это состояние абсолютно природное и естественное для каждой женщины, и не боялась обратиться к маме в случае каких-то проблем или опасений. Не забудьте завести специальный календарик, на котором отмечайте дни начала менструального цикла, ведь изначально он вряд ли будет отличаться регулярностью.

Важно

А папе предстоит рассказать сыну о том, что такое поллюции, когда и почему они происходят и как на них реагировать.

Также в контексте этой физиологической особенности обратите особое внимание на соблюдение мальчиком необходимой гигиены полового органа.

Обговорите с подростком, что процесс роста его половых органов, абсолютно естественен, а также не забудьте рассказать о возможной эрекции и увеличении сексуального влечения.   

Читай также: Большие проблемы маленьких мужчин

Наш консультант Елена Лукьяненко, детский психолог, обращает внимание на психологию подростка:  «Подростковый период – период противоречий, когда с ребенком очень сложно, а порой почти невозможно договориться. В случае конфликта постарайтесь не вступать в пререкания с подростком, как бы вам это не было трудно.

Не надо кричать, демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, не стоит уговаривать, увещевать, ругаться – такая тактика никогда не срабатывает, а только усугубляет протест. Подростки перестают грубить и дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения вашего внимания.

Так что держитесь нейтрально, не отвечайте, откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и, главное, старайтесь реагировать так всегда».

Также в подростковом возрасте у родителей есть еще одна важная задача: поддержание режима дня и правильного питания.

Конечно, подросток чувствует себя уже почти взрослым человеком и поэтому бунтует против «малышовой» привычки раннего укладывания в кровать.

Однако нервная система ребенка в связи с гормональными изменениями испытывает перенапряжение и без недосыпания, посему важно помнить, что отдых в достаточном количестве необходим юному бунтарю, как и раньше.  

Совет

Также подросток начинает расширять и количество «вредностей» в своем меню, игнорировать обязательность ежедневных полноценных завтраков, обедов и ужинов.

Среди круговерти общения с друзьями и загруженного учебного графика соблазн перехватить что-то на бегу и снова мчаться по своим делам, велик, но как раз этого следует избегать.

Родителям важно следить за питанием ребенка, ведь растущему организму жизненно необходимо полноценное питание, а не очередной бутерброд.

Конечно, подростковый период — достаточно сложное время, как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей, но его не избежать. Берите в союзники любовь, набирайтесь терпения, запасайтесь пониманием и вы обязательно переживете этот период вместе, счастливо и  без излишних обострений.

Читай также: Что делать, если подросток увлекся пирсингом?

Гигиенические основы режима дня детей и подростков

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Навигация

Breadcrumbs

Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Организация обучения детей и подростков в общеобразователь ных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами и требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпиде миологические требования к условиям и организации обучения в общеобразователь ных учреждениях»:

• обеспечение оптимальных условий обучения;

• соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

• научная организация учебного процесса в современных образовательных организациях.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.

Основной критерий психогигиеническ ой оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.

Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособност и.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособност и учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов.

Обратите внимание

Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа. Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно.

Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительност ью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительност ь.

Важно

Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е.

в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.

Основная продолжительност ь урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительност ь урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособност и и успеваемости учащихся.

Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку.

В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15—20 мин, в 5-7х классах — 20—25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Совет

Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительност и домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы.

Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35—45 мин занятий необходим короткий перерыв.

При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособност и.

Гигиенические основы режима дня

Под рациональным режимом дня детей понимают такой распорядок различных. видов деятельности, при котором на фоне удовлетворения возрастных вегетативных и психических потребностей обеспечивается оптимальная возбудимость коры большого мозга, подкорковых и нижележащих отделов центральной нервной системы.

В основе режима дня лежит физиологическое представление о ритме — когда различные виды деятельности чередуются в течение суток всегда в одно и то же время и в одинаковой последовательности, то в полушариях головного мозга вырабатывается динамический стереотип. При этом каждое предшествующее звено деятельности является сигнальным раздражителем для наступления следующей, и организм к ней подготавливается — деятельность организма как бы автоматизируется, работа большого мозга облегчается.

Построение режима дня должно основываться на следующих принципах: 1) в первую очередь должна быть удовлетворена потребность ребенка в деятельности, направленная на удовлетворение вегетативной потребности (сон, питание, пребывание на 'открытом воздухе, поддержание тела в чистоте, мышечная деятельность), и только после этого выделяется время для обучения; 2) продолжительность отдельных режимных моментов должна зависеть от возраста: чем моложе ребенок, тем больше у него потребность в сне, он чаще должен получать питание и т. д. по мере развития и совершенствования центральной нервной системы потребность в этой деятельности уменьшается и больше выделяется времени на обучение; 3) отдельные виды деятельности, составляющие режим дня, должны вызывать некоторое напряжение соответствующих органов и систем, что будет способствовать их тренировке и подготовке организма к переходу на следующий динамический стереотип.

Рациональный режим дня является одним из важнейших средств психогигиены воспитания детей. Можно различать три типа режима дня детей и подростков: изнеживающий, истощающий, стимулирующий, или тренирующе-закаливающий.

При щадящем режиме на организм ребенка падает мало раздражителей, они однообразны и незначительной интенсивности. Деятельность ребенка не отвечает адаптационным возможностям его организма, он оберегается от напряжений и усилий, т. е.

от абсолютно необходимого фактора развития. Одним из последствий изнеживающего режима дня является так называемый «госпитализм»: дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, подвержены большей заболеваемости и смертности.

При истощающем режиме ребенок находится под воздействием слишком большого количества разнообразных раздражителей, чрезмерной интенсивности, что может привести к перенапряжению адаптации различных органов и систем, обусловить их постепенное истощение и связанную с ним задержку в развитии, а также патологию, в частности, неврозы, повышение артериального давления и пр.

Обратите внимание

При стимулирующем, тренирующе-закаливающем типе режима дня на организм ребенка влияют разносторонние воздействия постепенно и последовательно увеличивающейся интенсивности, что обусловливает непрерывную и постепенную функциональную перестройку организма, в результате которой развиваются его приспособительные механизмы, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Основными элементами режима дня в детском и подростковом возрасте являются: 1) сон (ночной, дневной); 2) прием пищи и приготовление к нему; 3) пребывание на открытом воздухе; 4) мероприятия по содержанию тела в чистоте; 5) игры; 6) разнообразная мышечная деятельность и осуществление специальных закаливающих процедур; 7) обучение в школе (детском саду); 8) выполнение домашних заданий (самоподготовка); 9) занятие в различных кружках; 10) участие в общественно полезном труде (помощь семье, самообслуживание, работа на пришкольном участке); 11) деятельность, связанная с удовлетворением индивидуальных наклонностей и интересов.

Продолжительность и удельный вес каждого из основных элементов режима дня, их смены и гигиенические требования к ним дифференцируются соответственно возрастными особенностями физического и нейропсихологического развития детей и подростков.

Преддошкольный возраст. Особенностью режима дня является фазность дневного сна и бодрствования, причем чем моложе ребенок, тем количество фаз сна и бодрствования больше, а продолжительность их меньше.

С возрастом, по мере совершенствования функционального состояния коры большого мозга, количество фаз сна и бодрствования уменьшается, удлиняется продолжительность каждой фазы.

Пребывание на открытом воздухе необходимо обеспечивать путем организации всех фаз дневного сна на верандах. Начиная с второго года жизни ребенка в режим дня вводят систематические занятия, подвижные игры.

Одной из задач врача детского учреждения для детей раннего возраста является своевременный перевод детей одного режима на другой с учетом биологического возраста и индивидуальных особенностей физического и нервно-психического развития ребенка.

Дошкольный возраст. В этом возрасте длительность ночного сна едина для всех подгрупп — 10 ч. Дневной сон однофазный, его продолжительность от 2 ч во второй младшей группе, до 1,5 ч — в старшей и подготовительной.

Важно

Продолжительность пребывания на открытом воздухе предусматривается в пределах 5—5,5 ч, включает утренний прием детей на территории детского учреждения и две прогулки.

Некоторые массовые наблюдения в детских дошкольных учреждениях показывают обратную корреляционную связь между продолжительностью ежедневных прогулок детей на открытом воздухе и кратностью их заболеваний в течение года.

В режиме дня необходимо предусматривать занятия, в том. числе по физическому воспитанию, зарядку и самообслуживание. Большой удельный вес должны составлять игры.

Школьный возраст.

Рекомендуемая примерная схема построения суточного режима дня учащихся 7—18 лет основана на данных изучения динамики кривой работоспособности школьников в течение суток, которая характеризуется двумя подъемами, от 8 до 11 ч и от 16 до 18, и двумя минимальными уровнями — между 14— 15 ч и после 18 ч. В соответствии с этим распределяется время для активной и пассивной деятельности. Основным компонентом режима дня является умственная и физическая работа (обучение), продолжительность которой с возрастом увеличивается. При построении режима дня следует чередовать различные виды деятельности и включать в течение дня активный отдых, который наряду с обеспечением полноценного, достаточной продолжительности сна, будет способствовать восстановлению снижающейся после обучения работоспособности.

Суточная продолжительность сна у школьников с возрастом постепенно сокращается. Дневной сон рекомендуется только для детей 7—8 лет и ослабленных.

Постепенно уменьшается и длительность пребывания на открытом воздухе, однако и в старшем школьном возрасте она должна быть не менее 2—2,5 ч ежедневно, а в дни отдыха не менее половины дня.

Рекомендуются прогулки не менее 3—4 раз в день: утром до начала занятий (30 мин), на большой перемене в школе (20 мин), 1,5 ч после обеда до приготовления уроков, 30 мин перед сном. Такой режим прогулок способствует сохранению высокого уровня работоспособности школьников.

Время, остающееся после удовлетворения вегетативных потребностей учащихся, отводится на различные виды обучения, участие в общественно полезном труде, самообслуживание, удовлетворение индивидуальных интересов учащихся и т. п. Соблюдение рационального режима дня — одно из весьма эффективных психогигиенических средств, способствующих повышению работоспособности и успеваемости учащихся.

Пред. статья След. статья

Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков. Гигиенические требования к расписанию уроков

Фрагмент текста работы

  • Санитарные правила и нормы организации обучения детей 6-летнего возраста №12-79-98 РБ, 23.07.1998г.
  • МАТЕРИАЛНЬОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ:

    Слайды мультимедийной презентации

    ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ:

  • Введение – 3 мин
  • Понятие о рациональном режиме дня. Основные компоненты режима дня. Особенности режима дня для детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Режим дня для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Особенности организации режима дня в группах продленного дня и в школах-интернатах.
  • Режим дня для учащихся средних профессиональных училищ
  • Режим дня в учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья и дефектами в умственном и физическом развитии.
  • Гигиенические особенности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа
  • Воспитание здорового молодого поколения с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения. Деятельность является основным фактором развития растущего организма.

    Здоровье растущего организма определяется, прежде всего, созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организации досуга, предупреждением вредных привычек.

    Все это должно учитываться при построении режима дня.

    II. Понятие о рациональном режиме дня. Основные компоненты режима дня. особенности режима дня для детей преддошкольного и дошкольного возраста

    Гигиенически рациональный режим дня для ребенка – это совокупность структуры, последовательности, продолжительности и организации различных видов его повседневной деятельности и отдыха, оказывающая оптимизирующее воздействие на функциональное состояние, процессы роста и развития детского организма, а также на формирование у ребенка практических умений и навыков, связанных с самоорганизацией здорового образа жизни. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма. При построении режима дня следует исходить из следующих основных гигиенических принципов:

    · все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма;

    · строгое соблюдение правильного режима дня, недопустимость частых изменений и постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания;

    · установление определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий;

    · отдых с адекватной физической активностью и максимальным пребыванием на свежем воздухе должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма;

    · сон с установлением точных часов сна должен соответствовать возрастным потребностям;

    · питание, с установлением точных часов приема пищи должно быть

    Похожие материалы

    Комментариев пока нет!

    Гигиена детей и подростков

    Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

    Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

    Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви.

    Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.

    Правила личной гигиены подростка

    Совет

    В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме. Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка.

    Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам. Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

    Интимная гигиена подростков

    В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости.

    Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.

    Гигиена мальчиков подростков

    У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором.

    Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа.

    Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.

    Гигиена девочки подростка

    Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле.

    Обратите внимание

    Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

    Режим дня — важная составляющая гигиены подростка

    Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям.

    Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться.

    Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.

    Гигиена питания подростков

    Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом.

    Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы — источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям.

    Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.

    Comments

    (0 Comments)

    Ваш адрес email не будет опубликован.