Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога
Если ваш ребенок левша: советы родителям
С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.
Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.
Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.
Как определить левша или правша ваш ребенок
Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.
Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.
Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:
Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой
Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.
Существуют также и другие способы:
- аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
- поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
- кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
- измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
- скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.
Нужно ли переучивать ребенка-левшу?
Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему.
Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?
Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь.
Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.
Обратите внимание
Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит».
У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.
Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.
Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам.
А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.
При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы.
Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.
Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.
Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.
Особенности обучения ребенка левши
1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма.
Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков, которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма.
Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.
Важно
Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу, срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.
Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения, это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.
Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками, чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.
Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые.
Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».
Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом.
Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п.
Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.
2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой.
Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно).
Совет
Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.
У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!
Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!
Не торопите ребенка если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.
Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги. Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.
Также детям полезно включить дыхательные упражнения. К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.
Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику.
Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить.
Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.
Когда упражнения закреплены, добавьте язык.
Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.
Упражнение «Найди предмет». Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.
Обратите внимание
Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.
Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.
Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.
Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве. Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах.
Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону.
Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.
Одним словом, ставьте маркеры. Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею.
Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.
Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.
Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).
Важно
А вот понятия: «зад —перед», «над —под», «в —на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты.
И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества.
Экспериментируйте!
В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.
Рисуя, задавайте алгоритм деятельности, как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.
На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.
В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область. А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка.
Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности.
Среди них есть множество известных и великих людей, таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон.
Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.
Как научить писать ребенка левшу
Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:
Ребёнок-левша. Психологические особенности — Психолог
Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.
ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ
Необходимо различать левшество и леворукость. При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога. Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.
Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ. У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль.
Отличительной особенностью левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
«Чистых» правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%.
Остальные индивиды – смешанные (парциальные) типы. Либо правши с чертами левш, либо левши с чертами правш, чаще праворукие или леворукие (ниже в статье размещён тест на левшество). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами.
Совет
Ярчайший представитель амбидекстров – Леонардо да Винчи.
Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество.
Леворуким можно стать из-за травмы правой руки – это вынужденное левшество.
ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ
Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда.
Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно.
Наши современники-левши, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки.
В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство.
Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой.
Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой, или амбидекстром ( человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария.
Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие.
Обратите внимание
И в таких обстоятельствах левши –« белые вороны». На фоне праворуких они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью.
Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-»: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости.
Особая проблема для левшей, с которой они сталкиваются ещё в детстве – ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга.
Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево.
Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам.
Часы со стрелками – изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым или плаксивым, при сильных переживаниях – конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге «Радуемся вместе» прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ
Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться). Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей.
Левши, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.
Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких.
Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.
Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать – глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей.
На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый гений –
КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ
Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних.
В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка.
Важно
Им очень полезно заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками, пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу – это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни.
Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит.
Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас.
Бэби – йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий.
Хорошо использовать этот принцип «Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ!», если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы.
Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников.
Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас проходят в школе. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВШЕСТВА
Леворукость у ребёнка определяют не раньше 4-5 лет. До этого возраста ребёнок может пробовать оперировать то правой, то левой рукой. Однако уже с рождения предопределено кем он будет правшой, левшой или амбидекстром. Нужно пройти серию проб: «Поза Наполеона». Попросите ребёнка скрестить руки на груди.
Посмотрите, какая рука сверху: правая или левая. Если левая, то она ведущая.
«Замок». Попросите ребёнка сцепить пальцы рук, переплетая их между собой. Посмотрите, большой палец, какой руки у него сверху: правой или левой. Если левый, то ведущая рука левая.
Попросите ребёнка сцепить руки сзади и посмотрите, какой рукой, какую руку он держит. Если левая взяла правую, то ведущая левая, и наоборот.
«Аплодисменты». Попросите ребёнка поаплодировать артисту. Посмотрите, какая рука у него сверху или совершает основное движение. Если левая, то доминирует леворукость.
«Прыжок».
Попросите ребёнка подпрыгнуть вверх. Какой ногой он отталкнулся, та и ведущая.
«Мяч». Попросите ребёнка ударить ногой по мячу, какой ногой он нанёс удар, если правой, то значит он правоногий, если левой, то преобладает левая нога.
«Мишень». Попросите ребёнка прицелиться, глядя на мишень, через кончик карандаша.
Пусть зажмурит левый глаз, потом правый, а левый откроет. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, значит, преобладает левый глаз и наоборот.
«Моргание». Попросите ребёнка моргнуть одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
«Слух».
Скажите ребёнку что-нибудь шёпотом, если он подставит левое ухо, то оно у него ведущее и наоборот. Важно, чтобы острота слуха была одинакова.
«Часы». Дайте ребёнку механические часы и попросите послушать их тиканье. К какому уху он их поднесёт, левому или правому, то и преобладает.
Теперь подведите итоги: насколько у Вашего ребёнка выражено левшество. Это только леворукость, или доминирует левый глаз, а может левое ухо, или левая нога? А может он правша с элементами левшества, если 50/50, значит он амбидекстр.
Уникальность, неповторимость, своеобразие – важнейшие качества личности, гордость человека.
Левши, как не кто другие, предрасположены к обладанию всем этим богатством. Для этого очень важно развивать задатки, заложенные природой, и не стремиться её сломать или переделать. Вам на помощь здесь придёт психолог. Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с левшеством и леворукостью.
Совет
Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация — это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Стоимость 1500 руб., включая выезд на дом. Длительность 2 часа. Далее — коррекционные занятия.
Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или в приёмной специалиста), 600-800 руб., включая выезд психолога на дом. Записаться на консультацию можно здесь=>=>=>Если вы не в Петербурге, а в другом уголке мира, такая помощь доступна и по скайпу. Подробности на страничке «Услуги детского психолога».
Храмченко Надежда
23.11.2013
Что делать если ребенок левша? — Детки в Порядке
Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.
Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).
Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.
Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.
Особенности головного мозга
Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.
Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:
- левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
- правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.
Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.
До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.
Чем отличается леворукость от левшества?
Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.
Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.
То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.
Но говорить, что он истинный левша преждевременно.
Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.
В начале процесса обучения письму и при поступлении в школу самое важное для родителей – определить именно ведущую руку, то есть установить, является ли ребёнок леворуким. Это поможет избежать проблем с формированием необходимых учебных навыков.
По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10 % населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.
Эксперты выделяют 3 основных фактора, которые выдвигают на первую роль именно левую руку: генетическое левшество (наследственность), компенсаторное левшество, вызванное поражением мозга в период внутриутробного развития и раннего детства, вынужденное левшество.
Рассмотрим эти факторы подробнее:
- генетическая латеральность. Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
- компенсаторная латеральность. В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
- вынужденная латеральность. Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.
Отдельно рассматривают и такой фактор, как псевдолеворукость. В силу недостаточного психического развития не происходит оптимальная латерализация полушарий и формирование межполушарного взаимодействия. В результате не выделяется доминирующая рука.
Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.
Как определить, ребёнок левша или правша?
Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.
Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.
Обратите внимание
Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.
Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:
- раскручивание волчка;
- кидание кубиков;
- собирание пуговиц;
- поливка растений;
- использование зубной щётки;
- нажимание выключателя;
- причёсывание;
- работа с молотком и отвёрткой;
- построение башенки из кубиков;
- подметание;
- откручивание крышки от баночки;
- вытирание столешницы;
- очистка апельсина.
Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.
Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.
Психологические особенности леворуких детей
Отличия левшей от праворуких ребятишек, естественно, не ограничиваются тем, что первые предпочитают действовать активнее левой ручкой, а вторые – правой.
Разница значительно глубже, однако главное отличие заключается в совершенно другом способе обработки сигналов, которые поступают из окружающей среды, и особенностях эмоционального реагирования на эти самые сигналы.
Рассмотрим положительные качества левшей и возможные трудности, которые ожидают детей, особенно при переходе к систематическому школьному обучению.
Преимущества левшей
Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.
Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:
- леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
- левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
- «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
- ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.
Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.
Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.
Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.
Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.
Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.
Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:
- замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
- создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
- слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
- сложности с копированием в тетради различных изображений;
- некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
- зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
- низкая скорость письма.
Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).
Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Негативные итоги переучивания левшей
Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.
Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.
Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.
Важно
Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:
Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.
Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.
Также следует выполнять другие общие рекомендации:
Если ваш ребенок – левша
На нашей планете каждый десятый – левша. Однако практически все вокруг
приспособлено под нужды правшей: дверные ручки, ножницы, телефоны, клавиатура и компьютерная мышь – все это создано с
учетом доминирования правой руки человека.
Левше приходится подстраиваться под окружающий его
«праворукий» мир, каждый день сталкиваясь с определенными трудностями. Поэтому
некоторые родители, заметив, что их ребенок предпочитает брать ложку, рисовать
и даже ковырять в носу левой рукой, начинают беспокоиться.
Как
определить левшу
Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша,
для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети
способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше
достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы.
Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко,
бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом,
предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на
стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и
оцените их в конце дня.
Если из десяти заданий минимум семь были проделаны
левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.
Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок –
левша, можно воспользоваться специальными тестами:
«Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у
левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
«Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить
ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки
ложится сверху.
«Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или
взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
«Одновременная работа двумя руками». Этот тест
показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем
попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет
совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука,
медленнее, но более четкие.
Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы
точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их
закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму,
можно попросить написать двумя руками свое имя.
Совет
Обычно левша ставит руки в
середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой —
зеркально.
«Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и
предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание
доминирующей рукой.
Причины
леворукости
Для всего живого характерна асимметрия, и парные
органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как
правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух
полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.
Левое полушарие последовательно обрабатывает
информацию, перебирает возможные варианты логическим образом.
Вследствие этого
человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо,
способен производить математические вычисления, классифицировать и
анализировать объекты окружающего мира.
А вот обработка информации посредством
восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве,
интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.
От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то,
какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более
активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у
правого полушария – левшой.
Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась
такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие
родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка
оказаться левшой.
Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку
правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина –
подражание.
Обратите внимание
Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту
особенность, не являясь левшой по своей природе.
Леворукость
– это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга,
индивидуальная особенность ребенка. И переучивать его
пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет
глаз.
Особенности
развития ребенка левши
Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что
один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо
сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую
из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.
Поэтому существуют некоторые психологические
особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся
периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша
непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя
могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать
чужому горю в более зрелом возрасте.
Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым
воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или
глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом.
Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение
некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.
Советы
родителям леворуких детей
Главной проблемой левшей является то, что они
принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми
оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш
может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может
спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».
Как
нельзя себя вести с ребенком левшой
Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь
сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование
«неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке –
значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое.
Результатом становится следующее:
·
малыш, которого переучивают, начинает
проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
·
на нервной почве у ребенка могут начаться
боли животе и головные боли, энурез;
·
формирование речи у крохи происходит со
значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
·
взрослый, которого в детстве переучивали,
отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать,
плохо воспринимает мелодии.
В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать
внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей.
Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может
понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий
неудачника.
Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность
малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и
излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не
воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с
помощью игры.
Важно
Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не
стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В
случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до
школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.
Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать
ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто
не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с
жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или
кадетского корпуса) и вовсе не для них.
Что
нужно делать, воспитывая левшу
Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у
вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и
терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим
давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.
Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за
малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты
малыша и помогите в их развитии.
Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом
его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь
или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и
чтения.
По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не
закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе
лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.
Из-за отличий нервной системы, левши быстро
переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут,
после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и
он снова будет готов трудиться.
Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом
спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание,
баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной
школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.
Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не
расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении
(например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь
к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь. Не слушайте советы и
рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего
малыша таким, каков он есть.
Comments
(0 Comments)