Нужны ли нам иллюзии? а нашим глазам?
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке
Савкин Е.А. 11МБОУ Саввинская СОШ Одинцовского района Московской области
Орлова И.А. 11МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
Выражение «обман зрения» в жизни встречается очень часто. Мы привыкли доверять собственному зрению, но, к сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться.Эти ошибки называют оптическими иллюзиями.
Попросту говоря – это неверное представление реальности. Известно очень большое количество оптических иллюзий, и все они разные, как и причиныих возникновения.
Обратите внимание
Сами ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.
Однажды я был в тематическом парке «Леголенд»,
И там, на одной из аллей я увидел:
А в интернете я увидел рисунки с 3D изображением, глядя на которые кажется, что они настоящие, смотришь на них – и будто попадаешь в другой потусторонний мир.
Очень увлекательно рассматривать иллюзорные картины, выискивая в них скрытые от нормального восприятия предметы.Мне стало очень интересно.
А потом в школе на уроке математики мы рассматривали задачу из учебника. Она меня очень заинтересовала. В ней требуется сравнить площади двух фигур. На глаз, одна фигура казалась больше другой, хотя площадь у нее была меньше. Я просто сам себе не поверил.
Наш мир- иллюзия!
Как странно…
возможно ли
постичь умом?
Что есть такое –
эта тайна,
и кто же я тогда
есть в нем?
Мне захотелось выяснить, стоит ли доверять всему, что мы видим. Поэтому для исследовательской работы мною была выбрана тема «Иллюзия зрения. Можно ли верить глазам своим?»
Работая над этой темой, можно развить свое воображение, открыть много нового не только для себя, но и для друзей.Часто то, что мы видим, обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Стоит ли доверять всему, что мы видим? Почему мы видим иногда то, что кроме нас больше никто не видит? Почему нарисованные неподвижные предметы начинают двигаться? Почему дети и взрослые видят один и тот же предмет по-разному?Всегда ли мы можем доверять своему зрению? Оказывается, нет! Доказательством этого является множество «обманчивых» картин, которые ярко иллюстрируют, насколько ограничены способности наших глаз.
Ответы на эти и другие вопросы мы постарались найти в нашей исследовательской работе «Иллюзия зрения. Можно ли верить своим глазам?»
Важно
Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Таким образом, оформились объект и предмет исследования.
Объект исследования:обучающиеся 4и 5 классов СОШ.
Предмет исследования:восприимчивость обучающихсяк оптическим иллюзиям.
Целью нашей работы сталасистематизация знаний по иллюзиям и приобретение опыта по созданию иллюзионных картин.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
исследовать разные источники информации;
собрать информацию о различных видах оптических иллюзий;
выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью;
найти примеры использования иллюзий в искусстве и в архитектуре;
провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент учащихся, поддающихся иллюзии;
создать собственные иллюзорные картины с помощью цифровой камеры.
Методы исследования: работа с книгами, журналами, энциклопедиями, Интернет-ресурсами;наблюдение, эксперименты и опыты, анкетирование, анализ полученных данных.
Наша исследовательская работа является теоретической, т.к. предполагает получение новых знаний.
2. Основная часть
2.1 Природа зрительных иллюзий
“…не верь глазам своим!”
Козьма Прутков[5]
В толковом словаре В.Даля сказано, что слово «иллюзия» переводится с французского языка, как видимость,мнимое,обман воображения,обманчивость, ошибка. Это означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует действительности.[3]
Оптические иллюзии – это, попросту говоря, оптический обман нашего мозга.Оптические иллюзии делятся на три вида:
· естественные или созданные природой;
· искусственные или придуманные человеком;
·смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.Зрительный аппарат человека – сложная система, обладающая определенными возможностями. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие.
Изучив литературу,я выяснил, что человеквидит такимобразом:
1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику. 2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку. 3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву. 4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.[4]Приложение 1 (рис.1.)
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг “смотрит” на эту картинку и “видит” все, что нас окружает. Однако, не все так просто.
Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.
Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, картинка на сетчатке размазана.
Совет
В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений, мелкие непроизвольные колебания, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображениенаходится в постоянной динамике.
В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.
Так что же “видит” мозг? [18]Приложение 1 (рис.2, рис.3)
Слепое пятно
В процессе исследования я узнал удивительные особенности строения нашего глаза. Так, например, существует слепое пятно глаза, открытое французским физиком Мариоттом в 1668г. Слепое пятно – это место сетчатки, где зрительный нерв входит в глазное яблоко.
[6] Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.
Получается, что из-за слепого пятна я должен видеть окружающий мир с пробелами? Оказывается, нет! У нас два глаза, поэтому, когда изображение попадает в зону слепого пятна одного глаза, второй глаз видит все подробности. Когда наш глаз получает картинку, включается огромное количество процессов в нашем мозге.
Мы начинаем анализировать этот процесс, словно компьютер. Поэтому мы и видим миражи, световые обманы, несоответствие величин и другие явления.
В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а причины других не раскрыты до конца до сих пор. Почему они возникают? Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам их возникновения.
Давайте вместе, более подробно, рассмотрим некоторые основные виды зрительных иллюзий.Приложение 1 (рис.4)
2.1.1 Искажение размера
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов, иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов.[1]
И ллюзия Эббингауза (1902)
Обратите внимание
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?(Они одинаковые.)
Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.
Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Д ве равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей.
2.1.2. Зрительное искажение
Зрительное искажение – это когда предметы кажутся не такими, какими они являются на самом деле.[1]
На картине Геринга кажется, что параллельные прямые изогнуты, на самом деле, это не так. [18]Приложение 1 (рис. 5, рис.6, рис.7) [15]
Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий.
2.1.3. Иллюзии цвета и контраста
Иллюзии цвета и контраста – это когда одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному. Когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей, мы можем наблюдать загадочные эффекты.
Приложение 1(Рис.8, Рис.9)[15]
Важно
Правая картинка выглядит ярче? А на самом деле они одинаковые.(Рис.10, ) [15]
Один и тот же светло-серый цвет на разном фоне выглядит по-разному(Рис.11)[15]
Светлых и темных ромбов нет, они все одинаковые. (Рис.12) [15]
2.1.4. Движущиеся иллюзии
Иллюзия движения происходит в том случае, когда вроде бы статистическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться.
Иллюзия движения возникает при быстром поочередном предъявлении двух одинаковых, расположенных на некотором расстоянии друг от друга фигур: при этом фигура как будто движется, перемещаясь из первого положения во второе.
Убедительность этой иллюзии зависит от характера фигур, освещения, расстояния между ними и временнóго интервала, который должен составлять лишь долю секунды. Данная иллюзия служит основой проекции движущихся изображений.Приложение 1 (Рис.13-16) [15]
Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.
Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».
2.1.5. Иллюзия восприятия глубины
Геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми.Приложение 1 (Рис.17) [15]
Совет
Эта комната построена таким образом, что наблюдателю кажется, будто задняя стена перпендикулярна боковым.На самом деле она находится под большим углом по отношению к другим стенам. Из-за этого возникает очень интересная оптическая иллюзия.Приложение 1 (Рис. 18) [15]
Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.
Оптическая иллюзия проваливающегося дерева.Приложение 1 (Рис.19) [15]Только видим мы это за счет оптической иллюзии – а именно, рисунка на полу ящика. Конечно, если мы встанем с определенной стороны от ящика, подвоха можно и не заметить. Но вот если мы будем стоять прямо перед ним, то сложится ощущение, словно дерево и вправду проваливается в бездну трехмерного мира.
Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники-самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях.
Сегодня технику создания трехмерных и одновременно плоских изображений на основе искажения и перспективы широко используют и в рекламных целях.Приложение 1 (Рис.20 и Рис.21) [15]
2.1.6. Оптические иллюзии, встречающиеся в творчестве художников
« Следящие», или «указующие» картины.
Есть множество портретов, написанных как старыми мастерами, так и современными художниками, неотрывно следящих за зрителями. На чувствительных людей эти картины производят сильное впечатление, и неудивительно. Кому угодно станет не по себе, когда с него не сводит глаз нарисованный человек!
Наиболее известная в живописи иллюзия относится к “следящим” или “указующим” картинам.
Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и палец будут обращены к вам.
Этот прием широко использовался в плакатном искусстве – хорошо известны плакаты времен гражданской и Великой Отечественной войны, персонажи которых смотрят прямо в глаза зрителя.
От взгляда “Неизвестной» дамы с картины И. Н. Крамского невозможно спрятаться. Она всегда смотрит прямо на вас!Приложение 1 (Рис.22)
Обратите внимание
Это знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». С какой бы стороны от картины ты не находился, она всегда будет на тебя смотреть.Приложение 1 (Рис.23)
2.1.7. «Загадочные» или «двойственные» изображения.Иллюзии в живописи
Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов.[10]Это картины художника ОктавиоОкампо.Приложение 1 (Рис.24, Рис.25., Рис.26) [15]
«Картины с двойным смыслом» — так сам автор, современный украинский художник Олег Шупляк,характеризует свои необычные работы, где в одном изображении угадывается другое, скрытое. Приложение 1 (Рис. 27, Рис.28., Рис.29.) [15]
Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом. [9]
Художники Сальвадор Дали, ОктавиоОкампо, Олег Шупляки другие используют технику оптических иллюзий, которая вызывает ошибки в зрительном восприятии. Чем больше времени человек рассматривает эти работы, тем больше ему удается найти спрятанных изображений. Так каждый человек может найти на этих картинах что-то свое, недоступное другим.
В 2000 году американские ученые провели занимательный эксперимент: они показывали одни и те же произведения искусства людям с разным социальным положением, разных профессий и возрастных категорий. Оказалось, что каждый из этих людей воспринимает увиденное совершенно по-своему, а одна и та же картина вызывает то глубокую грусть, то светлую радость.
2.1.8. Кажущиеся фигуры
Кажущиеся фигуры – это фигуры, которых на самом деле нет, но они видны.[17]
В ы, конечно же, видите здесь большой и маленький ромбы?
Однако обратите внимание, что на самом деле никаких ромбов здесь не нарисовано. [15]
К акую фигуру Вы видите на рисунке?
Квадрат? Но его никто не рисовал. Нарисованы только лишь дуги поуглам картинки, а несуществующий квадрат “дорисовывает” уже ваш мозг. [15]
Т реугольникКаниша.
Тот же самый эффект. Равностороннего треугольника на самом деле нет. Он только кажется. [15]
2.1.9 Невозможные фигуры
Важно
Невозможные фигуры – это фигуры, несуществующие в природе, но, существующие в нашем воображении. [17]
Невозможная фигура — один из видов оптических иллюзий, фигура, кажущаяся на первый взгляд проекцией обычного трёхмерного объекта, при внимательном рассмотрении которой становятся видны противоречивые соединения элементов фигуры. Создаётся иллюзия невозможности существования такой фигуры в трёхмерном пространстве.Приложение 1 (Рис.30 и Рис 31) [15]
Модель бесконечной лестницы(Рис.31) впервые была опубликована Лайонелом и Роджером Пенроузами в журнале BritishJournalofPsychology в 1958 году.[15]После публикации в 1960 году литографии «Восхождение и нисхождение» художника МаурицаЭшера данная невозможная фигура стала одной из самых популярных.
Впоследствии лестница Пенроуза часто встречалась в книгах, играх, головоломках, учебниках.
Представляет собой такую конструкцию лестницы, при которой в случае движения по ней в одном направлении (на рисунке к статье против часовой стрелки) человек будет бесконечно подниматься, а при движении в обратном направлении — постоянно спускаться.
При этом после завершения визуального маршрута, человек окажется в той же точке, с которой начал своё передвижение. Лестница сконструирована таким образом, что существование её в реальном мире кажется невозможным. Однако, как и большинство невозможных фигур, её модель может быть воссоздана в реальности.
У меня получилось воссоздать невозможный треугольник.
2.1.10. Перевёртыши
Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.Приложение 1 (Рис. 32)[10]
Исследовательская работа Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г. ТОБОЛЬСКА
Научно-практическая конференция
младших школьников
Исследовательская работа
Всегда ли можно верить своим глазам или что такое иллюзия?
Исполнитель Белозёров Егор,
уч-ся 3б класса
Руководитель Альмухаметова Олеся Павловна
учитель начальных классов
первой квалификационной
Совет
категории
Тобольск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 7
Библиографический список 8
Приложение1
Приложение2
ВВЕДЕНИЕ
Мы воспринимаем окружающий нас мир таким, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему зрение иногда подводит нас? В своей работе я пытался выяснить, как наши глаза связаны с мозгом, что такое иллюзии и где они применяются в нашей жизни.
Цель исследования:
-доказать, что не всегда нужно верить своим глазам.
Задачи исследования:
-Изучить, как человек видит.
-Провести опыт бинокулярного зрения.
-Изучить, что такое иллюзия.
-Привести примеры некоторых видов зрительных иллюзий.
-Привести примеры применения зрительных иллюзий в жизни.
-Провести среди детей анкетирование.
-Составить брошюру иллюзий распознавания образа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На уроке математики мы рассматривали задачу из учебника математи-ка для 3-го класса. Она меня очень заинтересовала. В ней тре-буется сравнить площади двух фигур. На глаз, одна фигура казалась больше другой, хотя площадь у нее была меньше. Я просто сам себе не поверил. И мне захотелось выяснить, почему не всегда можно верить своим глазам.
Человек воспринимает окружающий мир благодаря зрению. Но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. От всех предметов от-ражается свет. Глаз улавливает его.
Обратите внимание
Когда свет достигает задней части наше-го глаза, то по зрительному нерву посылаются сигналы в зрительные отделы головного мозга. Эти сигналы передают картинку, которую видит глаз. Мозг начинает анализировать эту картинку, как в компьютере.
Потом он сравнива-ет с похожими образами, хранящимися в памяти. Так что же видит наш мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт.
Расстояние между нашими глазами примерно 6 см. Поэтому то, что ви-дит один глаз, слегка отличается, оттого, что видит другой. Это называется бинокулярным зрением. Наш мозг накладывает полученные картинки друг на друга и создает единое изображение. Давайте посмотрим, как это работает.
Свернем лист бумаги в трубочку диаметром около 3 см. Будем глядеть через нее вдаль, приставив ее к одному глазу. А вторым глазом будем разгляды-вать ладонь второй руки, приставленную вплотную к дальнему концу трубки. Смотреть нужно при этом строго прямо. Один глаз видит руку, другой же от-верстие трубки.
А что же видит наш мозг? Отверстие в ладони!
Наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Это называется зрительной иллюзией. В переводе с латы-ни слово «иллюзия» означает «ошибка».
Часто зрительные иллюзии возни-кают по двум причинам: являются результатом несовершенной работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом. Изучением причин возник-
новения иллюзий ученые занимаются около 150 лет. Но многое остается не понятным до сих пор.
Приведем примеры некоторых зрительных иллюзий.
Иллюзия Эббингауза. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков. Это объясняется тем, что размер фигуры зависит от ее окружения.
Важно
Иллюзия Болдуина. Линия между маленькими квадратами выглядит длиннее, чем между большими квадратами. Хотя на самом деле эти линии равны между собой. Это объясняется тем, что длина отрезка зависит от его окружения.
Иллюзия Вундта-Фика. На рисунке вертикальная линия видится длин-нее горизонтальной, хотя они между собой равны. Это объясняется тем, что человек преувеличивает вертикальную длину, по сравнению с горизонталь-ной.
Иллюзия Ястрова. Из-за различия двух соседних частей, верхняя
фигура кажется меньше нижней. Хотя фигуры между собой равны.
Иллюзия Мюллера-Лайера. На рисунке два равных горизонтальных от-резка. На концах одного есть стрелки, на концах другого усики. Отрезок с усиками кажется длиннее отрезка со стрелками. Это объясняется тем, что наши глаза следуют в направлении стрелок, усиков. Это заставляет наш мозг думать, что один отрезок длиннее другого.
Иллюзия искажения формы фигуры.
Наши глаза видят прямолинейные стороны фигуры искривленными. Это объясняется тем, что глаз следит за направлениями других линий, которые пересекают ее.
Перевертыш. Это вид иллюзии, в которой от направления взгляда зависит увиденная нами картинка. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц». В изображении можно увидеть как утку, так и зайца.
Перевер-тыш одна из самых красивых и забавных иллюзий. Я тоже нашел свой пере-вертыш в погремушках у своего братика. Если посмотреть на игрушку с одной стороны, то можно увидеть лягушку. Если перевернуть ее, то можно увидеть девочку.
Иллюзия распознавания образа. Нужно угадать, что изображено на рисунке.
Зрительные иллюзии очень часто применяются в нашей жизни. Их используют в архитектуре. Яркий пример этого – знаменитый «Танцующий дом» в Чехословакии г. Прага. Иллюзии применяются в цирке фокусниками, один из них Дэвид Копперфильд. Также они используются в военном деле, например для маскировки кораблей.
Многие художники, такие как Сальвадор Дали, Морис Эшер, Стивен Гарднер, Бев Доллитл, Джонотан Браузер исполь-зуют в своих картинах иллюзии распознавания образов В своей работе я составил брошюру специально для детей с набором таких картин (см.Приложение 2). Они не только занимательны, но и тренируют ум, развивают зоркость и внимательность.
Совет
Это очень необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее и безопаснее в такое время суток как сумерки. Когда из-за плохой освещенности у человека появляется ощу-щение слепоты.
В своей работе я проводил анкетирование среди детей (см.Приложение1). Было предложено посмотреть, на пять видов рисунков . Проведя анализ полученных результатов, я убедился в том, что большинство детей видят иллюзии. Значит, обманы зрения существуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своей работой я показал, что знать об обманах зрения необходимо каждому человеку. Потому что, встречая их повсюду, мы можем избежать неприятностей.
В перспективе решения заявленной мною проблемы стоят следующие задачи:
– узнать, какие заболевания глаз лечат с помощью иллюзий.
-найти еще более интересные иллюзии, ведь смотреть на них это так занимательно.
Проведя свою исследовательскую работу на данную тему, я сделал вывод: что не всегда можно верить своим глазам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пер. с англ. Ким А.И. и Демыкин В.В. Оптические иллюзии //Большая детская энциклопедия .-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005.-С.260-287.
2. Пер. с англ. Чуткова В. Как устроен глаз //Человек. – М.:ООО «Издательство Аристель», «Издательство АСТ», 2002.-С.20-22.
3. Оптические иллюзии, обманы зрения и феномены- Распознавание образов. Перевертыши. http://www.log-in.ru/illusion
4. Зрительные иллюзии и феномены. -Распознавание образов. http://www.psy.msy.ru/illusion.htm
5. Оптические иллюзии. Обманы зрения.http://www.daysse.com.ru/obman.htm
Обратите внимание
6. Иллюзия. Оптические фокусы, оптические иллюзии.3d картинки.Обман зрения.http://www.abc-people.com/illusion/index/htm
7.Милонова Е.Великий фокусник Дэвид Копперфильд//Классный журнал.-2008.-№35.-С.12-13.
Приложение 1
Название иллюзии | % детей, которые видят иллюзии | % детей , которые не видят иллюзии |
Иллюзия Эббингауза | 92 | 8 |
Иллюзия Болдуина | 92 | 8 |
Иллюзия Ястрова | 84 | 16 |
Иллюзия Мюллера-Лайера | 84 | 16 |
Иллюзия Вундта-Фика | 80 | 20 |
Приложение 2
БРОШЮРА
ИЛЛЮЗИЙ
РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗА
автор: ученик 3б класса
Белозёров Егор.
Какая это буква?
Сколько здесь лиц?
Что это?
Кто это?
Каких животных вы видите?
Кого вы видите?
Найти 7 сердец.
Найти 7 лошадей.
Кого вы видите на этом таинственном острове?
Кого вы видите?
Найти 9 уток.
Каких животных вы видите?
Найти 8 фей.
Найти 10 медведей.
Найти 8 панд.
Найти 16 птиц.
Не верь глазам своим…
Библиографическое описание: Хадыкин А. А., Алексеева Т. Н. Не верь глазам своим… // Юный ученый. — 2017. — №3. — С. 62-64. URL: http://yun.moluch.ru/archive/12/972/ (дата обращения: 25.03.2019).
По мнению учёных, 90 процентов информации об окружающем мире мы получаем благодаря глазам. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Тем не менее, в литературе и в общении с людьми мне часто попадалось выражение «Не верь глазам своим». Я заинтересовался, что это: образное выражение или действительно, не всегда можно верить тому, что видишь. Надо проверить!
Выражение «обман зрения» в жизни тоже встречается очень часто. К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря — это неверное представление реальности. Их известно очень большое количество, и все они разные, как и причины их возникновения.
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Важно
Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Думаю, эта тема всегда актуальна, поэтому мне очень хочется найти ответы, и я решил провести исследование, чтобы разобраться в этих вопросах.
Цель: выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии — чудеса или наука?
Задачи:
- Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения.
- Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса.
- Научиться управлять иллюзиями.
Объект исследования— оптические иллюзии.
Предмет исследования — причины возникновения оптических иллюзий.
Гипотеза исследования — в основе иллюзий лежат обычные природные явления и большинство людей поддаются иллюзии зрительного восприятия.
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в интернет-сети, я выяснил, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времён означает некие сбои в работе зрительной системы.
Оптические иллюзии делятся на три вида:
− естественные, или созданные природой (мираж, слепое пятно, иллюзия восприятия размера, искажение формы предметов, переоценка вертикальных линий, движущиеся иллюзии);
− искусственные, или придуманные человеком (двойственные изображения, невозможные фигуры и объекты, распознавание образов);
− смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.
Оптические иллюзии не новы в архитектуре. Архитекторы Древнего Рима имели знания по оптике, которых было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики.
Модный мир — мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды, делают силуэт приталенным. Горизонтальные же линии полнят. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам округлость. Костюм в одном цвете даёт видимость высокого роста, выглядит более изысканно и элегантно, а одежда с яркими цветовыми пятнами полнит. [7, с. 31]
Я привёл примеры нескольких видов оптических иллюзий. Следующим шагом является небольшой эксперимент с участием учащихся нашего 5 Б класса. Поддадутся ли они иллюзии зрительного восприятия? Я покажу им, по очереди каждому, оптические иллюзии и попрошу их ответить на мои вопросы. В эксперименте приняли участие 17 учащихся 5 Б класса. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, моя гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведённый анализ учит, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.
Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии. В моём эксперименте — это в среднем 65 % учащихся за 3 опыта.
Сначала может показаться, что оптическая иллюзия создаётся легко, на самом деле так и есть, но перед тем как добиться впечатляющих результатов учёные потратили достаточно много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенности, особенности зрения и на реакцию глаз. Оптические иллюзии применяют в жизни.
Для следующего эксперимента понадобится катушка от бумажных полотенец или полая трубка длиной около 30 сантиметров. Катушку надо взять в правую руку, а ладонь левой руки держать рядом с катушкой. Обоими глазами надо смотреть себе на руку, при этом правым глазом смотреть через катушку. Что же произойдёт? Вам будет казаться, будто в левой руке дырка! В чём же причина? Правый глаз смотрит через катушку, а левый видит раскрытую ладонь. Сводя воедино сигналы от обоих глаз, мозг получает объёмное изображение. [5, с. 128] Совет
Итак, можно сделать вывод, что иллюзия — это не чудо, а наука. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась — практически в основе всех иллюзий лежат обычные природные явления. В процессе работы были найдены три основные причины возникновения оптических иллюзий:
- Законы физики — преломление и отражение лучей создают иллюзии, которые называют миражами.
- Особенности строения глаза позволяют видеть иллюзии восприятия цвета и иллюзии движения, и, конечно, слепое пятно.
- Исследование показало, что зрение контролирует не только глаз, но и мозг. Оптические иллюзии — это обман нашего мозга, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передаёт.
Тот факт, что не все иллюзии на сегодняшний день имеют своё научное объяснение, возможно, говорит о том, что недостаточно изучено зрение человека.
Полученные в процессе исследования знания и накопленные факты позволили научиться создавать оптические иллюзии и управлять ими. Результатом проделанной работы стал изготовленный мной альбом наиболее известных оптических иллюзий. На сегодняшний день в изучении иллюзий осталось ещё немало тайн, которые ждут своих открытий.
Литература:
- А. Акбаев. Физика и живая природа. Ижевск: Удмуртский университет 2009, 276 с.
- А. А. Вадимов, М. А. Тривас. Иллюзии зрения. М.: Наука, 2001, 189 с.
- П. Лемени-Македон. Суперэксперименты. М.: Эксмо, 2012, 96 с.
- А. В. Луизов. Цвет и свет. Л.: Энергоиздат, 2009, 113 с.
- Я. И. Перельман. Занимательная физика. Т.1. М.: Наука, 1983, 225 с.
- Еженедельное приложение «Физика» к газете «Первое сентября» № 37, 2006, 39 с.
- Приложение «Физика для младших школьников» № 6, 2009, 43 с.
Социальные комментарии Cackle
Иллюзия реальности: существует ли этот мир и люди вокруг нас?
14.07.2017
Дорогие друзья, все, что вы прочитаете в этой статье не может являться абсолютной истиной.
Иллюзия реальности — тема сложная и неизученная. Нашим умом понять эту концепцию практически невозможно, ее лишь можно осознать нашим с вами свободным сознанием.
Внимание! Именно потому, что научно доказать иллюзию реальности трудно (ведь ученые тоже люди и изучают явления, опираясь лишь на разум), я не берусь утверждать, что я напишу точную правду.
Но я расскажу все, что применяю на практике сама, и еще кое-что от моих читателей >>>
Несмотря на это я надеюсь, что среди вас найдутся люди, кто будет готов воспринимать прочитанную информацию и даже найдут способ применить эти знания для улучшения своей жизни (в конце статьи я уделю этому абзац).
Не пытайтесь понять все, что прочитаете, своим умом.
Откройте свое сознание и просто допустите возможность нового взгляда на мир.
Иллюзия реальности и странная песня
На прошлой неделе в рассылке подписчикам блога я рассказала о том, что читаю интересную книгу…
Кстати, подписаться на мои воскресные письма вы можете в правом верхнем углу блога, а я обещаю всегда писать о чем-то интересном.
В той книге было много необычных мыслей, но одна меня просто поразила. Прочитайте текст этой песни:
МИР ЗА СПИНОЙ
Как только отвернусь,
За спиной происходит странное:
[Все предметы] меняют очертание и характер,
Мир становится другим.
…
Только настоящие люди остаются людьми,
А не настоящие меняются, как и вещи.
Как бы быстро ни обернулся,
Они успевают раньше.
…
Что происходит с миром,
Когда его не видит настоящий человек?
Есть ли горы, море?
Это может быть опасно.
Очень интересно узнать.
…
Песня из книги “Хохот шамана” В. Серкина.
Прочитайте внимательно еще раз и подумайте о чем эта песня?
Обратите внимание
Постороннему человеку покажется, что это обычная детская сказка или какая-то небылица.
Но не вам, дорогой читатель, кто в эту минуту изучает блог о силе мысли, ведь так? Вы то поймете, что в этой народной древней песне таится глубокий смысл, указывающий на иллюзию реальности .
Я вспоминаю себя в детстве.
Мне тогда казалось, что когда я выхожу из комнаты, все мои куклы меняются…
Современные мультфильмы “Тайная жизнь домашних животных” и “История игрушек” доказали, что практически все дети ощущали нечто подобное…
А этот пресловутый страх темноты.
Многие взрослые до сих пор ему подвержены, ведь никогда не знаешь, что происходит там, где ничего не видно…
Квантовая физика об иллюзии реальности
Можете себе представить, что квантовая физика, а в частности механика, давно уже показали, что доказать существование мира, предметов в нем, можно лишь пока Я (наблюдатель) на него смотрит (наблюдает).
То есть если Я выйду из комнаты, то доказать, что предметы остаются в том же состоянии — невозможно. Мало того, невозможно доказать, что они вообще там есть.
Основоположники квантовой теории Гейзенберг, Бор и др. ставили под большой вопрос существование параметров объекта без наблюдения.
То есть они утверждали, что элементы материального мира не существуют независимо/отдельно от наблюдающего субъекта…
С ними спорил Эйнштейн, говоря, что «Мне хотелось бы думать, что Луна существует, даже когда я на нее не смотрю».
И вот мы с вами до сих пор продолжаем думать, что Луна существует, даже когда мы отвернемся.
Но правильно ли мы поступаем?
По теме: Эффект наблюдателя: квантовая физика и сознание человека
Мир другими глазами
Ученые до сих пор не решаются принять принципы квантовой механики и посмотреть на наш мир другими глазами.
Кто-то рискует показаться ненаучным, кто-то не может позволить себе “опуститься” до концепции Создателя (т.е. Бога), а кто-то просто боится расстаться со здравым смыслом.
Давайте мы с вами, оторвавшись от шаблонных взглядов, попробуем посмотреть на мир, используя лишь то, что сейчас доказала квантовая механика. Отбросим привычные знания и логическую основу мира.
А если хотите получить желаемое максимально быстро — вам сюда>>>
Времени нет, как нет и прошлого и будущего
Фундаментальный закон, описывающий движение в квантовой физике – уравнение Шредингера, которое лежит в основе волновой механики (теории движения микрочастиц) – является симметричным во времени.
Это означает, что и здесь, как в физике Ньютона, на фундаментальном уровне время не содержит в себе различия между прошлым и будущим.
Локальная направленность времени или пространства истолковываются, в конечном счете, на базе более фундаментальных обратимых, симметричных законов: время и пространство симметричны (изотропны, не направлены, не имеют выделенного направления).
С практической точки зрения, мы с вами можем говорить о том, что по сути прошлого и будущего не существует. Это всего лишь концепция разума.
Мы с вами живем в моменте сейчас. Причем всегда.
Экхарт Толле написал об этом впечатляющий труд, почитайте здесь 22 урока Экхарта Толле, которые изменят вашу жизнь
Как это знание может быть полезно нам?
Во-первых, мы можем перестать страдать от травмирующего прошлого, привязывая свою идентичность к тому, что было. Я попыталась описать это в своей статье про прошлое.
Во-вторых, вы можете воздействовать на будущее… просто создавая его сейчас.
Когда же мы начинаем обдумывать определенные мысли, касающиеся будущего, мы начинаем его выстраивать.
Важно
И все, что с нами произойдет, будет, так или иначе, связано с нашими мыслями, эмоциями и ощущениями.
В третьих, не только прошлое может влиять на будущее, но и наоборот.
Группа физиков под руководством президента Израильского фонда фундаментальных исследований Якира Ааронова опубликовала в интернете препринт статьи под интригующим заголовком «Can a Future Choice Affect a Past Measurement’s Outcome?».
Авторы утверждают, что состояние квантовой системы в данный момент времени влияет на состояние этой системы в прошлом, из чего следует, что на квантовом уровне закон причинности действует как в прямом направлении от прошлого к будущему, так и в обратном.
В моей статье о прошлом, читательница рассказывала об истории с аварией. По-моему именно так можно использовать выше описанный принцип. Иногда в настоящем можно очень оперативно изменить прошедшую ситуацию… Главное захотеть.
Люди рядом с нами
Если вы заметили, то в песне, из первой части статьи, поется такой удивительный куплет, который, я уверена, многими из вас не был воспринят.
А именно вот этот:
Только настоящие люди остаются людьми,
А не настоящие меняются, как и вещи.
Как бы быстро ни обернулся,
Они успевают раньше.
Мне вспоминается сразу фильм Матрица.
Если помните, не все люди матричного мира были настоящими. Например, в эпизоде с девушкой в красном платье Морфеус говорит Нео, что это не настоящий человек, а программа, созданная для определенных целей.
То же самое представлял и агент Смит, про которого мы узнаем в конце трилогии, что он являлся не человеком, а темной стороной самого Нео. То есть герой весь фильм боролся сам с собой..
Дальше я продолжу говорить о людях, рядом с нами, отвечая на самый популярный вопрос читателей — вопрос о моральности включения другого человека в свои мечты.
Исполняем желания с участием конкретных живых людей
У меня есть достаточно популярная статья Как вернуть парня или девушку силой мысли, в комментариях к которой у нас как-то возник диалог с читателем:
Автор, а эти техники не противоречат воли другого человека? Получается, что мы насильно притягиваем наши желания, а у наших бывших вторых половинок может вообще другие мысли…
На что я отвечаю:
Если рассматривать мир как квантовый, то существует только наблюдатель (вы), а все вокруг пустое пространство.
Мир нереален.
С этой точки зрения — влиять можно на всех и на все, потому что ничего не существует.
Этим коротким абзацем я могу привести кого-то из вас в смущение.
Совет
И вы нажмете на крестик справа сверху. Что ж, значит вы не готовы еще это осмыслить.
Кто-то из вас подумает, «хотите сказать моя мама не существует?!»
Я не это хочу сказать.
Я предлагаю вам просто расширить свое сознание, внять тому тексту про иллюзию реальности, что я писала выше и использовать все это вместе взятое для того, чтобы улучшить вашу жизнь.
Я знаю о том, что большинство авторов современных “писаний” говорят о моральной составляющей воздействия на других людей.
Когда вас настигнут подобные мысли, сразу вспоминайте квантовую физику и иллюзорность настоящего мира.
Друзья, никого, кроме вас не существует.
Поэтому творите от души тот мир, о котором вы мечтаете.
Осознайте, что вы можете сотворить даже людей…
Давайте признаемся сами себе и осознаем, что исполнять мечты и при этом не включать в них воздействие на людей вокруг просто невозможно. Убедитесь:
- Вы мечтаете встретить вторую половинку, свою любовь, жену или мужа.
- Вы хотите, чтобы начальник повысил вам зарплату.
- Вы мечтаете, чтобы мужчина подарил вам кольцо.
- Вы хотите наладить отношения с мамой.
- Вам хотелось бы, чтобы клиентов в бизнесе стало больше…
В каждом из этих желаний задействован человек. Посторонний, знакомый или родной.
Нужно ли вам обладать какими-то способностями в плане внушения или гипноза, влияя на поведение или решения других людей?
Вовсе нет.
Вам достаточно менять себя.
Ведь единственная реальность — это ваше сознание.
Вы меняете мир вокруг вас, меняя себя изнутри. Мир — это ваше отражение. И он меняется вместе с вами.
По теме: Зеркало мира: догадываетесь ли вы, что внешний мир и другие люди просто отражают ваши мысли?
Например, если вы начнете любить себя, то и противоположный пол начнет обращать на вас внимание. Если вы перестанете верить в то, что вы недостаточно хороши для высокой зарплаты, то начальник предложит вам повышение.
Обратите внимание
Все это можно делать сознательно и никакой магии не потребуется.
Иллюзия реальности — это подарок для вашего разума, который может освободить вас от оков собственных шаблонов и ограничений. Исполняйте свои мечты и не мучайтесь вопросами морали. Все, что вы искренне хотите — будет вашим. А я помогу вам в этом на своем бесплатном мастер-классе по исполнению желаний >>>
Важная информация? Ценная статья? Расскажи о ней друзьям!
Можно ли верить своим глазам?
Над нами полный месяц сиял на небесах. «Глядите, это — месяц», — зевнув, сказал один. Другой сказал: «Тарелка».
А третий крикнул: «Блин!»
Может ли кто-нибудь из нас сделать более точное измерение Луны, если бы мы не читали про астрономов, которые рассказали нам про ее диаметр. Что скажет нам разглядывание Луны или иного предмета о ее или его подлинных размерах? Что мы имеем в виду, когда говорим «подлинные размеры» или «подлинная форма», или еще что-то о характеристиках предмета? Можем ли мы поверить тому, что мы видим в предметах, или же, напротив, что мы имеем в виду, когда говорим, что у предмета определенные размеры или форма?
Вернемся к Луне. Разумеется, вы можете сказать: «Конечно, она очень далека и потому похожа на тарелку или на блин». Но почему мы знаем, что она далеко от нас? Только потому, что не можем потрогать ее или долететь до нее. Правда, видение позволяет нам определить внешний вид Луны. Мы интерпретируем изображение, которое попадает на сетчатку глаза, учитывая информацию, которой мы обладаем относительно расстояния до данного предмета и с помощью которой мы знаем, можем ли дотронуться или добраться до него.
Это показывает, что наши заявления о размерах того или иного предмета — не только результат его отражения на сетчатке глаза, подобно тому, как мы реагируем на укол иголкой. Когда иголка колет нашу кожу, нервы передают сообщение в спинной мозг, а оттуда сигнал поступает к мышцам, что вызывает у нас рефлекторную реакцию.
Когда же мы смотрим на что-то и говорим о размерах этого предмета, то процесс носит более сложный характер. Мозг интерпретирует изображение, попадающее на сетчатку глаза, с точки зрения всей разнообразной информации, которой он обладает. Например, восприятие — это отнюдь не просто регистрация деталей внешнего мира. Восприятие предполагает отбор тех черт, которые нам знакомы. В результате мы не столько верим тому, что видим, а видим то, во что верим. Видение — это действие не только наших глаз, но и нашего мозга, который работает как устройство отбора и сортировки информации. Из всех образов, которые попадают ему, он выбирает для узнавания только те, что в наибольшей степени соответствуют тому миру, который он познал из прошлого опыта.
Интеллектуальный климат последнего времени благоприятствует разговорам не только о том, что мы можем потрогать, но и о таких предметах, как, например, атомы, реальность которых может проявиться лишь очень сложным путем, то есть в абстракциях. Однако очень трудно попытаться проследить детально, как можно выразить в зрительных образах, в словах или краске наши представления о мире, который мог бы быть создан в соответствии с нашими потребностями.
Comments
(0 Comments)