Афазия после инсульта

Афазия после инсульта – что это

Афазия после инсульта

Инсульт является тяжелым патологическим процессом, при котором диагностируется снижение качества жизни человека. После приступа пациент не может полноценно передвигаться и обслуживать себя. Зачастую возникает афазия после инсульта, которая является нарушением речи.

Механизм развития и симптомы

Головной мозг характеризуется наличием нескольких центров, которые являются взаимосвязанными между собой.

При их правильной работе человек правильно понимает и воспроизводит речь, может полноценно анализировать сложные речевые конструкции, правильно строит предложения.

Нервные волокна связывают между собой все центры, которые располагаются в области висков, темени и по центру мозга.

При инсульте наблюдается отмирание определенного участка головного мозга. Это приводит к повреждению нервных волокон, поэтому человек не может понимать и воспроизводить речь. В период протекания афазии после инсульта сенсорного характера у пациента возникает соответствующая симптоматика.

Обратите внимание

При мнестической афазии человек из предложения, которое обращается к нему, понимает всего лишь несколько фраз. Он начинает произносить первые слова предложения и забывает, о чем речь.

В период протекания патологического процесса пациенты очень медленно разговаривают и тщательно подбирают слова.

Пациент может проводить замену одних слов другими, которые не подходят по смыслу.

При акустико-мнестической афазии человеком проводится чтение подзаголовков в книгах и газетах, смысл которых он не понимает. Возникают трудности в описании происходящих вокруг событий. Человеку трудно называть предметы своими именами.

Афазия – это нарушение речи после инсульта, которое сопровождается ярко выраженной симптоматикой. При ее возникновении рекомендовано экстренно обратиться к доктору для назначения действенного лечения.

Виды патологии

В соответствии с особенностями протекания различают несколько разновидностей афазии:

  • Моторный тип. Это нарушение речи, при котором человеку трудно произносить слова. Больной может полноценно выговаривать звуки. Пациент нормально воспринимает и понимает обращенную к нему речь. При тяжелой форме патологического процесса полностью отсутствует речь.
  • Тотальный вид. Является тяжелым нарушением речи после инсульта. При патологии пациент не воспринимает обращенную к нему речь и не может ее произносить.
  • Сенсомоторный тип. Больной не может воспринимать речь. Его слух сохранен и он может говорить. В некоторых случаях во время разговора больной путает слова. Пациент не помнит, как  называются предметы и явления.
  • Семантический вид. Возможность произношения речи при этом типе патологии сохраняется. Человек не понимает сложные лексические конструкции. Он путает окончания и предлоги во время произношения слов.

Существует несколько разновидностей афазии, которые рекомендуется определять для назначения действенного лечения.

Терапия патологии

Лечение афазии должно направляться на восстановление нервных клеток. Это требует выполнения определенных правил. После перенесенного инсульта рекомендуется делать все возможное, чтобы насыщать головной мозг кислородом. Больным нужно полностью исключить из своей жизни стрессовые ситуации, которые приводят к дополнительным хаотичным импульсам.

Лечение патологического процесса направляется на восстановление кровообращения в головном мозге. Пациенту рекомендуется обеспечить ежедневную деятельность, которая будет задействовать находящиеся рядом с областью поражения участки мозга. Лечение патологического процесса должно начинаться сразу же после появления симптоматики, что увеличит шанс полноценного восстановления.

Лечение патологического процесса должно проводиться ежедневно. Пациенту назначается терапия в соответствии с видом заболевания и объемом, который он может осилить.

После инсульта рекомендовано корректировать устную и письменную речь.

Иногда наблюдается самостоятельное купирование афазии после инсульта. Но, для обеспечения полноценного восстановления пациента не стоит на это рассчитывать.

Пациент нуждается в комплексном лечении с индивидуальным подходом.

Медикаментозная терапия

Для лечения патологического процесса рекомендовано применение медикаментозных препаратов, которые назначаются врачом после предварительного обследования пациента. Пациентам рекомендуется прием лекарств, которые обеспечат поставку кислорода в головной мозг в необходимом количестве. Это приведет к укреплению нервных связок и улучшению обмена веществ в области поражения.

Лечение проводится: Семаксом, Сомазином, Церебролизином, Глиатилином, Цераксоном, Церетоном, Холитилином. Восстановление речи проводится с помощью препаратов янтарной кислоты —  Реамберина, Цимтофлавина, Мексидола. После приступа инсульта больному рекомендован прием витаминов группы В – Мильгаммы, Нейромидина.

Больным рекомендуется комплексное применение лекарств. При этом необходимо строго придерживаться схемы, которая разрабатывается доктором в соответствии со степенью тяжести патологического процесса. Изначально проводится внутримышечное и внутривенное введение медикаментов.

Терапия этим способом проводится 1-3 недели. По истечению этого времени проводится прием таблетированной формы лекарств. Кроме вышеперечисленных препаратов пациенту дают медикаменты, действие которых направлено на улучшение его общего состояния.

Медикаментозная терапия при афазии должна быть комплексной и разрабатываться индивидуально, что позволит ускорить восстановительный период.

Дополнительные терапевтические методики

При нарушении речи пациенту рекомендовано проведение физиотерапевтических процедур. На кору головного мозга больного воздействуют магнитным полем. Пациентам показана иглорефлексотерапия при нарушении речи после инсульта. Рекомендуется проведение электростимуляции. Процедура заключается в том, что на мышцы, которые участвуют в артикуляции, воздействуют низкочастотным током.

Во время протекания патологического процесса пациенту делают назначение занятий с логопедом. Они начинаются в период, когда пациент пребывает в неврологическом отделении после перевода из палаты интенсивной терапии. На начальных этапах занятия проводятся в течение 4-5 минут. Постепенно время тренировок увеличивается до 15 минут.

При афазии больному рекомендуется выполнение комплекса упражнений, которые разрабатываются доктором в соответствии с его состоянием:

  • Больной должен раздувать щеки и фиксировать такое положение на несколько секунд.
  • Его нужно попросить облизать сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.
  • Следующее упражнение требует вытянуть губы в трубочку и удержать их в течение 5 секунд. После этого расслабляемся.
  • Далее двигаем языком к кончику носа и к подбородку.
  • Следующее упражнение заключается в изображении поцелуев.
  • Больного усаживают перед зеркалом и просят сложить язык в трубочку.
  • Нижняя челюсть выдвигается вперед и вверх таким образом, чтобы зубами захвачивалась верхняя губа. После этого манипуляция повторяется с нижней челюстью.

Изначально больному рекомендуется выполнить несколько простых упражнений. После того, как он их полностью освоит, можно добавить еще одно упражнение. Такой последовательности нужно добиваться до того момента, пока пациент не будет выполнять весь комплекс.

При афазии пациент часто плачет, что объясняется подавленным настроением. Это требует проведения занятий с психотерапевтом. Специалистом проводится оценка психологического состояния больного и назначение психотерапии в соответствии с особенностями нарушений.

При возникновении необходимости больному параллельно делают назначение определенных лекарств.

Если стандартная терапия не приносит желаемых результатов, то пациенту рекомендовано применение альтернативных методов лечения.

Зачастую больным в кровь вводят стволовые клетки, которые имеют возможность превращения в другие клетки. Они чувствуют сигналы поврежденного участка мозга и передвигаются в эту область для замены пострадавших клеток. Это приводит к уменьшению объема погибших тканей клеток.

В восстановительный период пациенту рекомендуются занятия с логопедом, что обеспечит успешное лечение патологии.

В особо тяжелых случаях больным рекомендовано проведение хирургического вмешательства.  Пациентам делают назначение экстра-интракраниального анастомозирования. В ходе хирургического вмешательства создается искусственное соединение между артерией, которая лежит за пределами области черепа, и средней мозговой артерией , обеспечивающей питание мозга.

С помощью операции проводится улучшение кровообращения в головном мозге, что будет способствовать восстановлению речи. Хирургическое вмешательство является инновационной методикой, поэтому используется в крайне редких случаях.

Инсульт является тяжелым патологическим процессом, при котором нарушается кровообращение в головном мозге. Это становится причиной разнообразных нарушений. Афазия – это нарушение речи, при котором пациент не может ее правильно произносить и понимать. Патологический процесс сопровождается выраженной симптоматикой, при возникновении которой нужно экстренно обращаться за помощью к доктору. Специалист после обследования пациента назначит комплексное лечение в соответствии с видом патологии и степенью тяжести ее протекания.

Афазия после инсульта – лечение и упражнения

Афазия после инсульта

Афазия после инсульта возникает у 15-38% пациентов. Расстройство речи приводит к инвалидизации больного и затрудняет реабилитацию, снижает качество жизни и сопровождаются эмоциональными нарушениями в ответ на понимание собственных дефектов.

Афазия – это расстройство понимания и воспроизведения речи. Патология сопровождается снижением способности к коммуникации и социальной дезадаптацией. Тотальная афазия после инсульта характеризуется, кроме того, нарушением письма, чтения и арифметического счета.

Нарушение речи после инсульта считается плохим прогностическим признаком: у таких больных выше процент смертности и дольше время пребывания в стационаре. Вероятность восстановления повышает молодой возраст пациента, наличие высшего образования, склонность к быстрому обучению и относительно небольшой ишемический очаг в головном мозге.

Важно

Центры речи – это нижняя извилина лобной доли и верхняя извилина височной доли (зона Брока и зона Вернике соответственно). В первой области программируется речь и двигательные акты, обеспечивающие письменное или устное высказывание. Центр Брока непосредственно связан с гортанью и ротовой полостью нервными волокнами, которые иннервируют их.

Область Вернике отвечает за понимание вербальной (слуховой) информации. Она также регулирует слияние зрительной и кинестетической информации. Например, жесты и мимика не воспроизводят звуковую речь, однако объединение работы зрительной и кинестетической зон позволяет человеку понять сказанное без звука.

Кроме поражения коры и высших корковых функций, афазия при инсульте может обуславливаться повреждением подкорковых структур. Это происходит при остром нарушении кровообращения в подкорковых ядрах серого вещества.

Почему возникает

При инсульте, просвет сосуда перекрывается тромбом. Сосуд перестает нести кровь к тканям мозга. В бассейне и ветках средней мозговой артерии возникает ишемия – это острое патологическое состояние, при котором ткань страдает от недостатка питательных веществ и кислорода.

Если сосуд перекрывается дольше пяти минут, возникают трудно обратимые органические изменения и клетки коры вместе с нейронными связями погибают. Нарушается функция центра Брока и Вернике, вслед за этим нарушается восприятие и формирование речи.

Как распознать

После инсульта может возникнуть такие варианты дисфазии:

  • Афазия Вернике. Она сопровождается утратой способности понимания устной и письменной речи. Речь самого пациента обычно сохраняет скорость и интонацию, но не несет никакого смысла: больной выговаривает хаотические буквы, слова и фразы, так как не понимает, что он говорит. Характерны неологизмы – выдуманные новые слова. При большом ишемическом очаге наблюдается симптом «словесного салата», когда речь переполнена неологизмами, непонятными звуками и отрывками слов.
  • Афазия Брока. Отличается нарушением формирования, построения и произнесения речи. Больной обычно молчалив, говорит мало (снижена речевая продукция) и мало понятно (нарушена артикуляция). Клиническая картина включает персеверацию – повторение одного и того же слова несколько раз. Пациенту трудно писать, диалогическую речь понимает не полностью, однако через несколько дней эти симптомы проходят.
  • Транскортикальная сенсорная афазия. По клинической картине напоминает дисфазию Вернике, но симптомы выражаются меньше. Характерные отличия: беглая речь, малоинформативная, присутствуют парафазии (аграмматизмы и нарушение логической последовательности рассказа).
  • Транскортикальная моторная (динамическая) дисфазия. Также напоминает афазию Брока. Пациенту трудно начать говорить (нарушение инициации), он повторяет одни и те же слова несколько раз. Присутствует симптом «словесного салата».
  • Тотальная сенсомоторная дисфазия.

Это смешанное расстройство, состоящее из нарушения понимания и воспроизведения речи. Возникает, когда зона ишемии охватила бассейн левой средней мозговой артерии. Часто сочетается с односторонним парезом мышц и нарушением зрения со стороны поражения мозга.

Восстановление и коррекция

Начинается лечение афазии после инсульта с консервативной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах. Наибольшей эффективностью обладает Цераксон. Препарат восстанавливает стенки нервных клеток и синаптические связи.

Ведение пациента также подразумевает упражнения при афазии после инсульта. Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Сейчас непосредственный контакт с логопедом теряет актуальность: разработаны приложения для смартфонов и планшетов, представляющие собой набор заданий и упражнений. Подручные приложения позволяют самостоятельно восстанавливать речь, экономя время родственников и медицинского персонала.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще пациент занимается собой. При этом сложность упражнений не играет такой роли, как частота и длительность занятий.

Врачи

Методы лечения афазии после инсульта

Афазия после инсульта

Содержание:

  • Причины и виды афазии
  • Лечение афазии
  • Упражнения

Афазия при инсульте – это нарушение, вызванное повреждением мозговых центров, осуществляющих как восприятие чужой речи, так и собственную артикуляцию. Возможна частичная, либо полная потеря способности говорить.

Существует несколько типов нарушений: динамическая афазия, моторная, сенсорная, семантическая, акустико-мнестическая, акустико-гностическая.

Лечение афазии включает как медикаментозную терапию для предотвращения осложнений инсульта, так и восстановление речевых навыков с помощью упражнений.

Причины и виды афазии

Причины афазии заключаются в повреждении областей коры, ответственных за интеграцию процессов речи, а также за ее восприятие, произношение, запоминание.

Поражение нервных клеток и проводящих путей возможно при геморрагическом и ишемическом инсультах, травмах головного мозга.

В зависимости от локализации кровоизлияния в мозг, страдают соответствующие центры восприятия речи, ее произведения, а также интеграции:

  • Акустико-гностическая афазия после инсульта – нарушение, при котором у больного человека нарушается как восприятие, так и собственная речь. Пациент перестает понимать значение слов. Нарушается и речь самого человека – одни звуки или слова заменяются другими, отсутствует правильное согласование в предложениях. Такое случается при поражении височных долей головного мозга.
  • Акустико-мнестическая афазия это нарушение, которое характеризуется нарушением запоминания длинных предложений и словосочетаний. Причина – поражение височных центров речи. При акустико-мнестической афазии пациенты могут также заменяют слова.
  • Моторная афазия, возникающая после поражения центра Брока при кровоизлиянии, бывает двух видов: афферентная и эфферентная. При афферентной афазии больной после инсульта не может произнести звуков, т.к. забывает позицию языка и губ для их осуществления. Пациент может заменять звуки в словах, но видит свои ошибки. Такая патология развивается при инсульте в нижне-теменных областях. Эфферентная афазия проявляется в неправильной постановке фраз. В письменной речи наблюдаются перестановки букв в слове, может быть и полная потеря навыков письма. Человек осознает, что говорит неправильно и допускает грамматические ошибки. Повторяет фразы, устойчивые выражения, порой и нецензурные. Возможно торможение речи, однако первое предложение помогает развернуть следующие мысли. При этом поражаются заднелобные и премоторные корковые отделы.
  • Динамическая афазия – это отсутствие у больного инициативности в произнесении фраз и слов для общения с другими людьми. Однако при этом пациент способен повторять за другим человеком, писать под диктовку, читать вслух.
  • Семантическая афазия возникает при инсульте в нижне-теменной области. У пациента появляются трудности в восприятии значений речевых оборотов, идиоматических выражений, наречий, означающих место. Фразы короткие, как в диалогах.
  • Сенсорная афазия – нарушение восприятия звуков, неразличение похожих фонем.

Лечение афазии

Лечение афазии после инсульта включает в себя занятия с логопедом, а также медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию. Необходимая тщательная реабилитация при помощи родственников.

Для восстановления когнитивной функции головного мозга назначают ноотропные препараты, а также медикаменты, улучшающие кровообращение мозга и повышающие его устойчивость к гипоксии. Используют Кавинтон, Цитофлавин, Церебролизин. Необходимы также витамины группы В.

Показана иглорефлексотерапия для релаксации и улучшения мозгового кровообращения. Иногда прибегают к трансплантации стволовых клеток для восстановления когнитивных функций. Основной стратегией лечения при афазии является тренировка и восстановление утерянных при кровоизлиянии навыков письменной и устной речи.

Совет

Необходимо начать занятия с логопедом как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов. Длительность уроков по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха.

Постепенно продолжительность репетиций можно увеличивать. Следует также следить за тем, чтобы при проведении занятий не возникало посторонних звуковых раздражителей.

Это очень отвлекает человека с афазией при инсульте, логопедический материал для занятий представлен ниже.

Первые занятия лучше проводить под присмотром врача в условиях стационара. Важно поддерживать пациента морально, укреплять его энтузиазм и веру в собственные силы. Просмотр телевизора не должен занимать более двух часов в день. Причем передачи должны настраивать больного на позитивный лад.

Упражнения

Задачей для больных после инсульта является разработка мышц, участвующих в речи. Упражнения для мышц языка и губ:

  • Вытянуть губы в виде трубочки, потом расслабить их. Повторить раза четыре. Время между отдыхом и упражнением – около 5 секунд.
  • Облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губы.
  • Касаться языком верхних зубов.
  • Попытаться сложить язык трубочкой, поставить его на бок.
  • Раздувать щеки.

Для восстановления письменной речи можно начать тренировку с вставления пропущенной буквы. Упражнение должно быть предельно простым. После тренировки с произнесением слов можно приступать к словосочетаниям и простым предложениям. Наиболее важными частями речи являются местоимения и существительные.

При лечении динамической афазии для разработки коммуникативных навыков необходимо подсказывать больному слово или фразу-затравку, с которого он сможет начать общение. Необходимо также чтение вслух, письмо под диктовку. Основа лечения афазии – занятия с логопедом. Лучше начать их как можно раньше для более легкой корректировки недочетов речи.

(3

Сенсорная афазия

Афазия после инсульта

1. Признаки и причины сенсорной афазии

2. Формы сенсорной афазии

 2.1 Семантическая афазия

 2.2 Акалькулия афазия

 2.3 Сенсорно-моторная афазия

 2.4 Тотальная афазия

3. Симптомы

 3.1 Специфические признаки сенсорной афазии у детей

4. Диагностика

5. Лечение

6. Реабилитация

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова.  Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике.

В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения.

  При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться.  Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия.  Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется.

Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.

  Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е.

не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека.

Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания.  Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному.

Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям.

Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Клинический институт мозгаПоделиться статьей в социальных сетях

Программы:

Другие статьи по теме:

  • Афазия
  • Афферентная и эффертная моторная афазия
  • Амнестическая афазия
  • Моторная афазия

Афазия после инсульта лечение упражнения – Инсульт

Афазия после инсульта

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях — медикаментозное и логопедическое лечение

Нарушение процесса кровоснабжения головного мозга влечет за собой неприятные последствия для человека. Одним из распространенных осложнений инсульта являются проблемы с речью или пониманием того, что говорят другие люди. Работа с логопедом, специальные упражнения и медикаментозная терапия помогают постепенно вернуть способность полноценно общаться.

Нарушение речи при инсульте

У людей, перенесших инсульт, часто развивается нарушение речевой функции. Патологическое состояние медики называют афазией. Этим термином обозначают приобретенное нарушение или отсутствие речи у человека, которое развивается на фоне инсульта ишемического или геморрагического. При этом большое значение имеет локализация поражения отделов мозга.

На интеллекте человека афазия никак не сказывается. Близким важно это осознавать. Если относиться к человеку с нарушением речи после инсульта, как к слабоумному, у него разовьется депрессия. Состояние связано только с речевым аппаратом.

Потеря навыка становится серьезным препятствием для возвращения к нормальной жизни и общения с другими людьми.

Успешное восстановление речи после ишемического инсульта возможно только при соблюдении всех рекомендаций врачей и моральной поддержке пациента близкими.

Причины

Чтобы понять, как бороться с патологическим состоянием, важно понять причину его появления. Потеря способности говорить на фоне ишемического или геморрагического инсульта возникает из-за поражения речевого центра в коре головного мозга.

Располагается он в левом полушарии у правшей или в правом у левшей. Существуют также патологии, при которых повреждается лобно-височная доля, мозжечок и другие отделы головного мозга.

Часто больные после инсульта не могут разговаривать, писать, читать, воспринимать обращенную к ним речь (при сенсорной афазии).

Обратите внимание

Если поражена теменная или лобная доля, то у пациента развивается моторная афазия. Для этого типа нарушения характерно рассогласование речевых двигательных команд головного мозга. Человек воспринимает чужую речь, при этом сам молчит или изъясняется односложными предложениями.

Длинные фразы и развернутые ответы в этом случае пациенту непосильны, а при моторной афазии возбновление речевых навыков происходит сложно. У больного развивается паралич глотки, губ, гортани, языка, голос становится глухим.

Человек не может быстро говорить, невнятно произносит согласные.

Виды нарушений

Прежде чем начать восстановление речи у пациента, который перенес инсульт, важно определить тип нарушения. Патология проявляется не только в виде афазии, но и в виде таких явлений, как дизартрия, диспраксия.

У некоторых больных развивается сразу несколько типов расстройств речевой функции. Самой распространенной формой является афазия. Для нее характерна потеря способности к чтению, письму, пониманию речи других людей.

Состояние никак не сказывается на интеллекте больного.

Афазия делится на несколько видов. Основные представлены ниже:

  1. Сенсорная (рецептивная, акустико-гностическая, беглая афазия с поражением речевого центра Вернике). При этом типе патологии у человека после инсульта возникают проблемы с пониманием чужой речи.
  2. Моторная (эфферентная, экспрессивная, афферентная) При этом поражается речевой центр Брока. Для этого типа нарушения характерна невозможность произнести ни звука, притом что пациент распознает и понимает чужую речь.
  3. Семантическая (смысловая). Для этого типа патологического состояния характерно нарушение понимания смысла фраз, которые соединяются с помощью предлогов, союзов. Больной хорошо говорит, но не видит разницы между словосочетаниями: «брат матери» и «мать брата». Кроме того, пациент может различать на картинках ключ и карандаш, но не выполнить задания: «показать карандашом ключ».
  4. Амнестическая. При этой форме патологии больной забывает названия предметов. Вместо этого он описывает, для чего нужна та или иная вещь (ложкой едят, карандашом рисуют и прочее).
  5. Тотальная (смешанная афазия). Этот тип сочетает несколько форм, поэтому человек при такой патологии теряет возможность общаться с окружающими.

Кроме классификации патологических состояний, стоит знать признаки каждого вида. При глобальной афазии больной не воспринимает чужую речь, не может формировать предложения, впадает в депрессию. При сенсорной отмечаются следующие признаки:

  • неспособность понимать окружающих, будто они говорят на другом языке;
  • неспособность понимать смысл произнесенных собеседником предложений;
  • неспособность понимать мысли и слова собеседника, воспринимать посторонние звуки, когда говорить с ним начинают несколько людей;
  • возможность читать, понимать короткие заголовки на фоне неспособности воспринимать остальные тексты;
  • возможность писать, но невозможность понимать самостоятельно написанный текст.

Моторная афазия отличается тем, что возобновление речевых функций при этом типе патологии происходит сложнее. Признаками нарушения является следующее:

  • неспособность издавать любые звуки, произносить слова;
  • пропуск ключевых слов, неспособность построить простое предложение;
  • произношение слов и звуков через большие временные интервалы;
  • проблемы с семантикой (больной произносит «да», когда имел в виду «нет» и наоборот, путает слова);
  • способность описать предметы, но неспособность назвать их;
  • повторение некоторых звуков или букв.

Диспраксия – это состояние, при котором нарушается движение и координация мышц человека, участвующих в произношении звуков. Из-за неправильной работы речевого аппарата больной не может нормально разговаривать.

От паралича лицевых мышц эта патология отличается отсутствием парезов. Речевой аппарат при диспраксии может совершать движения, но неправильно.

Больные с таким нарушением часто не могут четко проговорить слово, повторяют фразы, чтобы исправить произношение.

Дизартрия – расстройство, которое развивается после инсульта при слабости речевых мышц. Следствием такого патологического состояния становится непонимание чужой речи или проблемы при подборе нужных слов.

У больного изменяется голос, теряется способность четко произносить звуки и слоги.

При дизартрии нарушается процесс контроля дыхания, поэтому пациент начинает говорить короткими фразами, а не развернутыми предложениями.

Как восстановить речь после инсульта

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Медикаментозное лечение

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы.

Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток. Препараты помогают ускорить процесс выздоровления пациента и улучшить его состояние.

При афазии и прочих речевых нарушениях могут применяться антидепрессанты, как часть комплексной терапии.

Важно

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Речевая реабилитация

После стабилизации состояния пациента, врачи советуют сразу заняться процессом восстановления навыков говорения. Чтобы реабилитация не растянулась надолго, больному назначают логопедические занятия после инсульта с квалифицированным специалистом. Речевая гимнастика корректирует общую артикуляцию, решает имеющиеся проблемы с произношением звуков, построением предложений.

До начала курса реабилитации пациент проходит полное обследование. Чтобы терапия была эффективной, выявляют тип речевого нарушения.

На первом занятии с пациентом логопед проверяет реакцию человека на слабые раздражители (шепот и прочее). Вся работа специалиста строится по принципу нарастания уровня упражнений.

Методика восстановления навыка говорения подбирается индивидуально, с учетом степени повреждения речевого аппарата.

Специалист строит свою работу на возвращении утраченной функции в несколько этапов. Пациент выполняет задания разной степени сложности:

  • работает с карточками;
  • раскладывает лото;
  • рисует;
  • произносит звуки, слоги, слова.

Компенсация недостатка словарного запаса может осуществляться с помощью жестикуляции. Даже если эффекта от занятий в течение длительного времени нет, работа с логопедом не должна прекращаться.

Важно учитывать тип афазии (динамическая, афферентная, амнестическая и прочие). У одного человека сохраняется способность называть предметы, другой может выполнять письменные задания по восстановлению речи.

Навык говорения будет быстрее восстанавливаться, если упражнения будут постоянно усложняться.

Совет

Занятия с логопедом могут занимать несколько месяцев. Эффективное восстановление речи после инсульта обеспечивает соблюдение следующих правил:

  1. Знакомство логопеда с пациентом, проверка реакции на тихий голос, шепот.
  2. Поэтапное усложнение заданий.
  3. Работа не над произношением, а над восприятием слов в контексте для усвоения общего смысла фраз.
  4. Задания усложняются постепенно.
  5. Выбор тем для занятий с учетом значимой проблемы для пациента.

Врач постоянно делает примечания, учитывает динамику и корректирует схему восстановления навыка. Начальные сеансы длятся не больше 15 минут. Промежутки между занятиями делают с учетом состояния больного.

Через 1,5-2 месяца регулярной работы на сеанс отводят уже 30 минут. Домашние занятия возможны только с участием логопеда. Специалист должен постоянно тестировать пациента и давать наставления ему и его близким.

Логопедические упражнения после инсульта в домашних условиях

Главная цель всей терапии – заставить клетки мозга, расположенные в пораженной области выполнять свои функции. С этой целью специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения для восстановления речи после инсульта. Больному важно постоянно слушать живую речь и общаться с близкими. Пение и скороговорки после инсульта являются эффективными способами восстановления речи.

Логопеды разработали много разных методик, способствующих возвращению речевой функции. Упражнения для восстановления способности разговаривать нужно повторять ежедневно по 5-10 раз. Эффективные варианты представлены ниже:

Использованные источники: vrachmedik.ru

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Афазия после инсульта

Афазия после инсульта

Афазия – это медицинский термин, обозначающий потерю способности говорить. Чаще всего она развивается в результате инсульта и является не самым тяжелым его последствием. Однако для человека, перенесшего ишемическую атаку, и для его близких людей это может быть серьезной проблемой.

По сравнению с речевыми способностями, двигательные функции восстанавливаются гораздо быстрее. Правильный подход и лечение также быстро помогут обратить афазию после инсульта и восстановить речевые функции.

В этой статье мы разберем, из-за чего развивается данное нарушение, как его правильно распознать и лечить.

Причины развития постинсультной афазии

За то, как мы понимаем, воспроизводим устную речь, а также анализируем и составляем сложные речевые обороты, отвечают несколько центров головного мозга. Они локализуются в центральной, височной и теменной доле головного мозга и связываются между собой посредством нервных волокон. Некоторые из них продублированы в обоих полушариях, другие располагаются только в одном из них.

Геморрагический или ишемический удар поражает определенную область головного мозга. Если при кровоизлиянии были задеты речевые центры или нервные окончания, которые связывают их друг с другом, развивается афазия. Она приводит к тому, что больной перестает понимать или воспроизводить сформированную устную речь. Иногда речевые функции вовсе утрачиваются.

Как проявляется постинсультная афазия?

В зависимости от характера поражения, выделяют три вида постинсультной дисфункции речевых способностей:

  • сенсорную (Вернике),
  • моторную,
  • тотальную.

Опытный врач может без труда отличить одну от другой. При сенсорной дисфункции речи больной:

  • не понимает обращенные к нему фразы и просьбы;
  • не улавливает смысл поговорок и иносказаний;
  • воспринимает фразы на родном языке как иностранные;
  • при чтении забывает начало предложения, не дочитав его до конца;
  • не понимает длинные предложения.

Афазия Вернике может быть мнестической (пациент забывает то, о чем только что говорил, долго составляет предложения, путает значение слов), амнестической (пациент забывает, как называются бытовые принадлежности и как их нужно использовать) или семантической (пациент не может строить длинные фразы, мыслить пространственно и логически).

При моторной афазии наблюдается обратная картина – больной после инсульта прекрасно понимает речь, но говорить не может, что вызывает у него депрессию и психоз. Она протекает в трех формах:

  • афферентной, когда больной заменяет звуки или меняет местами слоги;
  • динамической, когда больной неправильно составляет предложения;
  • форме Брока, когда больной делает большие паузы между словами, путает значение слов, совершает грубые ошибки во время чтения и письма и т.д.

При тотальной постинсультной афазии наблюдаются признаки обеих форм. Больной понимает только самую простую речь, при этом отвечать на нее также не способен. У него имеются проблемы с формулировкой просьб. Он пропускает слова в предложении, не может использовать речевые обороты, сравнения или фразеологизмы. Иногда основу речи больного составляют одни существительные.

Диагностировать афазию после инсульта способен только квалифицированный врач. При этом он обязательно должен исключить дизартрию – заболевание, при котором поражаются мускулы, ответственные за воспроизведение речи.

Терапия постинсультной афазии

При лечении данного заболевания нужно помнить, что даже у пожилых пациентов мозг поддается восстановлению. Связи между нейронами могут вновь образовываться даже в солидном возрасте, главное при этом соблюдать определенные правила:

  • ежедневно выполнять упражнения, призванные пробудить участки головного мозга, соседствующие с местом поражения;
  • обеспечивать нормальное кровоснабжение пораженных участков мозга;
  • обеспечивать нормальный доступ кислорода к пораженным участкам;
  • избегать стресса и нервных потрясений, которые являются препятствием на пути нервных импульсов.

Начинать лечить афазию после инсульта нужно комплексно и как можно раньше. Иногда процесс купируется сам собой, но на это рассчитывать не стоит. Только при длительном и правильно подобранном лечении, а также поддержке родных и близких людей можно рассчитывать на успех терапевтических мероприятий.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение основано на приеме препаратов, с помощью которых можно улучшить мозговое кровоснабжение и ускорить доставку к мозгу кислорода и питательных веществ. Они также призваны укрепить нервные связи, способствующие оптимизации обменных процессов в головном мозге.

Препараты при лечении афазии после инсульта назначаются комплексно. Сначала специалист проводит внутривенное введение, затем внутримышечное. Спустя 1-3 недели лечения можно переходить на пероральный прием таблетированных форм.

Помимо специфического лечения, специалист назначает препараты, призванные улучшить общее состояние организма. Если потеря речи сопровождается другими психическими нарушениями, то методы терапии могут быть ограничены. Это необходимо для того, чтобы снизить лекарственную нагрузку на внутренние органы.

Физиотерапия и другие методы лечения

Улучшить мозговое кровообращение после инсульта можно с помощью иглорефлексотерапии, путем электромиостимуляции артикуляционных мышц и воздействия на головной мозг силовым полем.

При лечении афазии также важны консультации психотерапевта и афазиолога. Занимаясь с больным 5-15 минут день, логопед заново учит его строить диалог, понимать устную речь, обучает его навыкам письма и чтения.

Людям, ухаживающим за больным, нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы он вновь учился пониманию и воспроизведению речи. Чтобы ускорить процесс лечения и реабилитации, следует как можно раньше записаться на прием в клинику инсульта вашего города.

Смотрите также

Последствия инсульта

Как восстановить речь после инсульта?

Постинсультная депрессия и антидепрессанты

Постинсультная реабилитация

Паралич после инсульта

Comments

(0 Comments)

Ваш адрес email не будет опубликован.