Синдром навязчивых движений у детей: лечение и причины
Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.
Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте.
Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста.
Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.
Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.
Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.
Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.
Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.
Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок.
В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне.
Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.
К психологическим причинам также относят:
К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:
- черепно-мозговые травмы в анамнезе;
- неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);
- сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);
- врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);
- врожденные патологии головного мозга и ЦНС.
Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений.
Установление истинной причины — задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок.
Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.
Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.
Навязчивые движения более сложного уровня лучше поддаются воздействию волевым усилием. Теоретически человек может запретить себе грызть ногти, но у ребенка с волей и мотивацией все обстоит не очень хорошо, а потому он просто не в состоянии справиться с такими движениями.
Чаще всего синдром навязчивых движений проявляется тем, что ребенок грызет ногти, кожу вокруг них, с завидной регулярностью причмокивает или дергает губой, кусает губы, часто и нарочито моргает, постоянно покашливает или шмыгает носом.
Иногда синдром проявляется более выраженно — раскачиванием корпуса вперед-назад или из стороны в сторону, трясением головой, неоправданным взмахиванием руками.
Все подобные движения не представляют ровным счетом никакой опасности, если они единичны или происходят редко.
Синдрому навязчивых состояний свойственна цикличность, регулярность, монотонность и постоянность повторений вполне определенных движений.
Часто родители пытаются просто пресекать такие проявления. При патологическом их происхождении ребенок не воспринимает критику и требования прекратить адекватно, движения усиливаются, а при настойчивости взрослых у малыша может начаться истерика.
Ни один в мире доктор при обращении к нему родителей с жалобами на навязчивые движения ребенка не сможет точно сказать, с чем связано такое поведение малыша. Потому маме и папе нужно очень внимательно присмотреться к чаду, проанализировать события последнего времени и только после этого отправляться на прием к врачу.
Начать диагностику лучше с посещения невролога. Этому специалисту родители должны будут подробно рассказать, в каких ситуациях и как часто повторяются серии движений, какой характер они носят, а также – не было ли у ребенка в последнее время стресса или потрясений.
Кроме того, следует записать на бумагу и принести врачу список всех лекарств, которые ребенок употреблял за последние пару месяцев. Некоторые медикаментозные средства могут оказывать такое действие на нервную систему.
Если после этого внятной причины не обозначится, доктор посоветует пройти МРТ головного мозга (чтобы исключить патологии мозга), а также нанести визит к детскому психиатру, который осмотрит ребенка на предмет психических отклонений.
Полезно будет сдать анализы крови и мочи, которые помогут определить, нет ли в организме крохи какого-либо воспалительного процесса, а также нет ли у него дефицита витаминов и некоторых минералов (в частности, кальция).
Их нехватка тоже может приводить к нарушениям нервной системы.
На этом доступный перечень диагностических мер заканчивается. В медицине на сегодняшний день нет единого стандарта оценки такого состояния, как невроз навязчивых движений, а потому ставить диагноз врачи будут, опираясь в основном на рассказы родителей.
Если психиатр и невролог посчитали, что ребенок здоров, а анализы не показали никаких существенных отклонений от нормы, то родители могут не волноваться, и не спешить пичкать чадо таблетками и уколами. Тут требуется другой подход. Терапия будет заключаться в устранении всех травмирующих психику малыша явлений и событий.
С ребенком нужно общаться, разговаривать, гулять, вместе заниматься рисованием, просмотром фильмов, чтением. И обязательно все обсуждать.
Рано или поздно кроха обязательно сообщит о том, что его так взволновало, и родители смогут понять, из-за чего возникли навязчивые движения.
Ни в коем случае нельзя настоятельно пресекать попытки ребенка совершать движения, не стоит лишний раз заострять на них свое внимание и обращать внимание ребенка.
Если движения ребенка представляют опасность для него самого (он кусает себя, царапает лицо), нужно обязательно посетить с ним занятия у детского психолога, а если понадобится, то и у психотерапевта.
За малышом нужно более внимательно следить.
Медикаментозное и сопутствующее лечение при неврозе навязчивых движений назначается в основном тогда, когда врачи-специалисты находят обоснованные медицинские причины для появления расстройства.
В особо сложных случаях назначают препараты — антидепрессанты. Во всех остальных стараются обойтись более мягкими вариантами терапии.
Назначают мягкие успокоительные, желательно естественного или растительного происхождения, к которым относят «Глицин» и «Персен», для улучшения мозгового кровоснабжения прописывают «Циннаризин» вместе с препаратом магния «Аспаркамом». Для укрепления нервной системы назначают витамины группы В, в частности, препарат «Мильгамма». В качестве успокоительного могут быть рекомендованы и фиточаи с седативным эффектом — на основе мяты, валерианы, душицы, пустырника. В домашних условиях можно будет делать ребенку успокаивающие лечебные ванны с лекарственными травами, правда, при условии, что доктор это одобрит, ведь такие процедуры довольно часто вызывают неадекватную реакцию у детей с предрасположенностью к аллергии.
По-настоящему «тяжелая артиллерия» – препараты психотропного действия при синдроме навязчивых состояний назначают только короткими курсами, и только если психиатр сумеет сформулировать точный психиатрический диагноз. Детям с этими целями обычно назначают «Фенибут», «Сонапакс», «Тазепам».
Одновременно с приемом медикаментов ребенку назначаются сеансы массажа, психотерапии, занятия у психолога. В некоторых случае показана гипнотерапия, но совсем маленьким детям ее не проводят. Электросон и электростимуляция головного мозга — хорошие физиопроцедуры, но рассчитывать на стойкий лечебный эффект от них при таком неврозе не стоит.
Сами по себе медикаментозные средства не способны вылечить невроз. Они только временно облегчают состояние, снимают часть симптоматики. И только комплексное лечение, благоприятные перемены в жизни малыша смогут помочь ему избавиться от навязчивых движений полностью.
Детям показана спокойная развивающая и обучающая программа, частые прогулки на свежем воздухе. Если возраст чада позволяет, ему можно дать в руки покрутить модный и популярный среди детей и подростков спиннер — он полностью удовлетворяет потребность в совершении простых движений во время эмоциональной нестабильности. Собственно, для этого эта игрушка и создавалась.
Хороший результат, по отзывам родителей, которые занимались лечением синдрома навязчивых движений у своих детей, дает общение с домашними животными.
Ребенку в качестве вспомогательной терапии можно подарить щенка или котенка, конечно, если у малыша нет на шерсть аллергии, и возраст позволяет ему осознанно общаться и заботиться о питомце.
О данном синдроме рассазывает психолог Елена Белокурова. Смотрите интерьвью с нем в нашем следующем видео.
Нервный тик и невроз навязчивых движений у ребенка: причины появления, что делать родителям
- На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).
- Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.
-
Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.
- Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.
- И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.
- Что такое нервный тик
- Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
- Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.
- В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:
- мышечный тонус;
- позу;
- мимику;
- глобальные двигательные акты.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.
Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:
- моргание, подмигивание;
- подергивание губ или глаз;
- причмокивание;
- обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
- кивание головой;
- покашливание;
- частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
- щелканье пальцами;
- скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
- ребенок дует на ладони;
- монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
- подергивание гениталий (у мальчиков);
- накручивание волос на палец;
- монотонное выдергивание или расчесывание волос.
Особенности невроза навязчивых движений у детей
Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений – обсессивно-компульсивное расстройство.
Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».
Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).
Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.
Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
- Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
- Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
- Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
- А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР – заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений
Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
- мимические;
- тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
- тики в других группах мышц.
Синдром навязчивых движений у детей
Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме.
Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства.
Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).
При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.
Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).
Первичные стереотипы
Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.
1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием.
Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).
Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:
- простые стереотипы;
- раскачивание головы;
- сложные стереотипы.
Простая стереотипия
Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:
- сосание большого пальца;
- кусание ногтей;
- облизывание губ;
- постукивание пальцами или ногами;
- накручивание волос на палец;
- покачивание туловища;
- шмыгание носом;
- стук головой;
- скрипение зубами.
У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.
Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.
Сложная (комплексная) стереотипия
Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.
Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу.
Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные.
В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).
При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.
Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:
- взмахи руками;
- тряска;
- кашель;
- сжимание кулаков;
- кружение запястьями;
- движения руками перед лицом;
- сгибание и разгибание локтей.
Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.
В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.
В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.
Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки.
Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться.
Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.
Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости.
В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются).
Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).
Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.
Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены.
Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции.
Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.
В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге.
Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи.
Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Дифференциальная диагностика
Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы.
Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой.
Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.
Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.
У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.
Прогноз
Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).
Терапия
При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.
В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.
Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте.
Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически.
В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Синдром навязчивых движений у детей: лечение невроза, профилактика
Заболевания центральной нервной системы — нередкое явление. К сожалению, дети также подвержены подобным расстройствам. Невроз навязчивых движений у детей — функциональные психогенные расстройства, имеющие обратимый эффект. Может развиваться в течение длительного времени. Расстройства имеют как хронический, так и эпизодический характер.
Группа риска
Дети любого года жизни могут подвергнуться возникновению навязчивых движений, действий (обсессий) или тика. Чаще всего это малыши, которых отличает боязливость и нерешительность.
Такие дети испытывают сложности в самостоятельном преодолении житейских неприятностей, страхов и отрицательных эмоций.
Малыш, подверженный развитию невроза, бывает капризным, имеет плохой аппетит и устало выглядит.
Провоцирующие факторы
Современная жизнь такова, что практически ежедневно люди переживают стрессы различной степени тяжести. Мало кто задумывается о последствиях пережитых волнений. Организм каждого человека реагирует индивидуально, и отрицательный результат может проявиться даже через несколько месяцев.
Синдром навязчивых движений у детей возникает потому, что психика малыша еще не окрепла и сразу воспринимает любые воздействия, особенно несущие отрицательный эффект. В детском возрасте психика чутко реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире.
Причинами, по которым может быть поставлен диагноз «невроз», часто становятся:
- испуг;
- ситуации, травмирующие психику;
- неблагоприятная обстановка в семье.
Незначительные на родительский взгляд изменения привычного уклада жизни ребенка могут привести к развитию невроза и появлению навязчивых движений. Отправляя детей на отдых в летний лагерь или к родственникам, нельзя забывать, что малыш может быть морально не готов к переменам, и подобные действия станут причинами ухудшения самочувствия.
Симптомы и отличия навязчивых движений от тика
Случается, что родители попросту не замечают изменений, происходящих с ребенком. Зная симптомы проявлений невроза, несложно распознать нервные тики или навязчивые движения.
Нервные тики — быстрые сокращения мышц, которые не поддаются контролю со стороны силы воли. Это подергивания, не обусловленные психологическими расстройствами. Возникают из-за ошибочной команды головного мозга к движению. Примером такого явления считается непроизвольное мигание.
Навязчивые движения — это раздражающие повторения какого-либо действия. В отличие от тика, навязчивые движения можно контролировать силой воли. Их появление практически всегда связано с эмоциональным расстройством, пережитым ребенком. Также могут возникнуть из-за психологического дискомфорта, в котором малыш пребывает долгое время.
Навязчивые движения у детей могут проявляться следующими симптомами:
- покусыванием ногтей;
- причмокиванием;
- щелканьем пальцами;
- непроизвольными резкими поворотами головы;
- покашливанием и «шмыганьем» носом;
- кусанием губ;
- накручиванием прядей волос на пальцы;
- бесконтрольными взмахами рук.
Конечно, разновидностей навязчивых действий существует гораздо больше, и они носят индивидуальный характер. Родители должны обратить внимание, что подобные движения в большинстве случаев происходят ежеминутно.
В состоянии невроза малыш может постоянно теребить свою одежду или крутить пуговицы на ней. Пора побеспокоиться о состоянии ребенка, если он начинает обходить предметы с какой-либо одной стороны или постоянно дует на ладони.
Нельзя оставлять без внимания подобные навязчивые проявления. Лучше как можно раньше начать лечение болезни, ведь в конечном итоге малыш может нанести себе травму, случайно прокусив губу или сгрызая ногти до крови.
Обязательна ли терапия медикаментами
Перед тем как обратиться за помощью к врачу, необходимо попытаться понять, что привело кроху к возникновению синдрома. Родители должны адекватно оценить обстановку, сложившуюся в семье, и попытаться сделать жизнь своего чада максимально комфортной. Если между членами семьи регулярно возникают шумные ссоры, не стоит удивляться нежелательным изменениям в психике малыша.
Чтобы привести в нормальное состояние эмоциональный фон ребенка, родители должны попытаться уладить внутрисемейные конфликты, не применяя лечение препаратами. Нелишним будет проводить с малышом много времени на свежем воздухе, играя в спортивные игры. Рисование — отличный способ заинтересовать кроху творчеством и отвлечь от ситуаций, которые ежедневно тревожат его.
Зачастую родителям не удается определить, что послужило спусковым механизмом развития недуга. Ребенок может утаивать причины, отрицательным образом повлиявшие на него. В такой ситуации единственным правильным решением может быть обращение за профессиональной помощью к специалисту.
Популярные и действенные советы: как укрепить нервную систему ребенка.
Лечение препаратами
Обследовав малыша, психотерапевт может назначить фармакологическую терапию. Синдром навязчивых движений у детей лечится успокоительными средствами или антидепрессантами.
Такая схема лечения подбирается обычно в запущенных случаях. Врач должен выбрать безопасные препараты, которые не вызовут сонливость и апатию.
Грамотно назначенный медикамент не будет мешать ребенку любого года жизни нормально развиваться. Среди препаратов, дающих наилучший эффект, выделяют:
- «Персен»;
- «Глицин»;
- «Сонапакс»;
- «Мильгамму»;
- «Циннаризин»;
- «Пантогам»;
- «Аспаркам».
Не рекомендуется подбирать лекарственное средство самостоятельно. Медикамент должен быть выписан врачом с учетом особенностей развития малыша и симптомов невроза.
Можно не допустить прогрессирования недуга, если диагноз поставлен на начальном этапе. Для этого потребуются несколько занятий с психологом, но не лекарства.
Покусывание ногтей — признак синдрома навязчивых движений
Народные методы лечения
Невроз — обратимое расстройство нервно-психического состояния человека. Своевременно замеченные симптомы можно попытаться вылечить гомеопатией. О применении гомеопатических средств следует проконсультироваться с лечащим врачом. Самостоятельно рекомендуется стабилизировать эмоциональное состояние своего чада следующими способами:
- Малышу можно делать ванны с морской солью. Возможно добавление в воду успокоительных трав: лаванды, мяты.
- Читать на ночь позитивные детские книжки.
- Помогать крохе выплескивать эмоции путем танцев или творчества. Нужно чаще давать в руки мелки, карандаши, краски.
- Проводить с малышом как можно больше времени и делать что-либо вместе. Например, готовить любимое блюдо.
- Перед сном можно давать медовую воду. Ее приготовление не требует больших временных затрат: в стакане воды нужно размешать чайную ложку натурального меда.
- Избавить малыша от тревоги можно посредством успокаивающих трав: мелиссы, мяты, корня валерианы, пустырника. Дозировку, подходящую для детского организма, рекомендуется согласовать с врачом.
Многие родители сталкиваются с аутизмом у малыше, и тут мы рассказали, какие симптомы аутизма у детей могут быть и как их выявить.
Профилактика
Даже если ребенок абсолютно здоров и ему мало лет, необходимо позаботиться о его эмоциональном состоянии. Чтобы невроз не коснулся малыша в будущем, следует уделять достаточно внимания его психическому развитию и воспитанию. Малыш должен знать правила личной гигиены и регулярно играть в спортивные игры.
Хорошо, если родители прививают своему чаду такие качества, как трудолюбие и настойчивость. Детей нужно учить справляться с негативными ситуациями. Малыша нельзя постоянно ругать, критиковать и требовать невозможного. Это может стать причиной замкнутости ребенка.
Малыш должен во всем доверять своим родителям. Маме и папе следует избегать скандалов и попытаться сделать атмосферу в доме максимально спокойной. Нужно не допускать регулярных стрессовых ситуаций и стараться сглаживать резкие перемены привычного уклада жизни.
Резюме
Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта.
Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.
Синдром навязчивых движений у детей: лечение, советы Комаровского
Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.
Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.
Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей.
Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций.
Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.
Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:
- Частое шмыганье носом и вытирание;
- Взмахи или тряска конечностями;
- Бруксизм;
- Подергивание гениталий (мальчики);
- Раскачивание головой;
- Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
- Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
- Обкусывание ногтей;
- Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
- Сосание пальцев;
- Моргание и желание жмуриться без причины.
Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.
Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.
Основные причины возникновения
Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:
- дефицит внимания;
- тяжелые ситуации, травмирующие психику;
- долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
- глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
- сильный стресс;
- перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
- резкий испуг.
Медикаментозное лечение
Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток.
Врачи назначают:
- психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
- Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
- фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
- дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
- седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
- гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;
Читайте так же: Почему ребенок ходит на носочках и что делать?
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов.
Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно.
Естественная цель родителей — здоровый ребенок.
Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка.
Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг.
Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.
Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее.
Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит.
Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.
Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.
Профилактика детского невроза
Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза.
Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию.
Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.
Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.
Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны.
Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка.
Вы его калечите таким образом.
Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.
Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие.
Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их.
А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.
Comments
(0 Comments)