Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная
03.06.20176 мин чтения Статья проверена врачом
Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.
В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?
Причины афазии
Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).
В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).
Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).
Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.
Виды афазии
- Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
- Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
- Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
- Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
- Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
- Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
- Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
- Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.
Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.
Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.
Типы терапии
В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.
Медикаментозное лечение
Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:
- Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
- Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
- Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
- Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.
При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:
- Актовегин.
- Мексидол.
- Цераксон.
- Глиатилин.
Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.
Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.
Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.
Помощь логопеда
Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.
Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.
После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.
К каким методам прибегает доктор:
- На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
- Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
- В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
- Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
- В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
- Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.
Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.
Примерный комплекс упражнений
Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.
Наиболее эффективны следующие упражнения:
- Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
- Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
- По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
- Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
- Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
- Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
- Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
- Совершить цокающие движения языком.
- Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
- Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
- Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
- Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
- Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.
Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.
Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.
Правила выполнения упражнений:
- Торопиться не следует.
- Не стоит форсировать темпы занятий.
- При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.
Другие методы
- Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
- Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
- Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.
Длительность реабилитации
Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.
До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.
Как восстановить речь после ишемического инсульта?
Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.
В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.
В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.
Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения Ссылка на основную публикацию
В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.
Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача
Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения
Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.
В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.
Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?
Причины патологии
Сенсомоторная афазия развивается из-за нарушения функции левой лобной доли полушария головного мозга. Именно она отвечает за функции речевого аппарата. Поражение левого полушария головного мозга может быть спровоцировано следующими факторами:
- Перенесенным инсультом.
- Черепно-мозговыми травмами.
- Инфекционными поражениями мозга.
- Абсцессом головного мозга.
- Хроническими нарушениями со стороны центральной нервной системы.
- Злокачественными и доброкачественными опухолями внутри головного мозга, которые разрастаются.
- Болезнями Альцгеймера или Пика.
В группу риска входят пациенты, которые страдают гипертонией, а также склонны к внутричерепному давлению и ишемической болезни сердца. Чаще всего у такой категории болезнь диагностируются в пожилом возрасте.
Виды нарушения
Сенсомоторная афазия представляет собой два вида нарушения:
При моторной наблюдается полная утрата речи. Больной не сможет произносить слова, но при этом он хорошо понимают чужую речь. Отдельные звуки пациент может произнести без особых затруднений.
Сенсорная афазия характеризуется специфической глухотой. Человек не способен воспринимать чужую речь, но при этом не страдает слух. В данном случае происходит нарушение в отделе головного мозга, который несёт ответственность за восприятие речи. При этом слуховая функция не затрагивается.
При развитии такого нарушения больной может свободно говорить, но не сможет услышать то, что произносится, так как его речь теряет внятность. Слова заменяются бессмысленными звуками. Сенсомоторная афазия — это одновременно неспособность и произносить, и воспроизводить речь на слух. Такое нарушение считается самым сложным и практически не поддается лечению.
Симптомы заболевания
Сенсомоторная афазия подразделяется на два отдельных вида, которые характеризуются своими симптомами. Медики разделяют: эфферентная моторную афазию и афферентную моторную афазия.
Эфферентная афазия сопровождается возможностью человека произносить слоги, но слова из них он складывать не может.
Сложностью заболевания является то, что больной как бы зацикливается на определенных звуках, которые у него хорошо получается произносить.
И при этом у него вызывает большую сложность переключение с одной группы звуков на другую. Именно это является препятствием для нормальной речи.
Афферентная афазия проявляется тем, что пациент не может специально произнести отдельные звуки.
Но такая форма патологии характеризуется произвольным произношением отдельных звуков без особого труда для пациента.
Если такого больного попросить произнести какое-либо сочетание звуков, он сделает это не сможет. Но если понаблюдать за ним спустя некоторое время, можно услышать, как он произносит эти звуки.
Сенсомоторную афазию в медицине ещё называют афазия Брока. Она подразделяется на:
- амнестическую;
- семантическую;
- тотальную.
Амнестическая афазия приводит к тому, что у слов теряется смысл для пациентов. При такой форме больной не сможет назвать предметы. происходят такие нарушения в памяти, при которых больной забывают названия предмета, но может описать его функции. Он может вспомнить наименование, если ему подскажут первые буквы.
Характерными симптомами сенсомоторной афазии являются:
- Нарушение произношения слов.
- Возникновение заикания.
- Проблема в памяти и анализе разговорной речи.
- Разговор у больного происходит не эмоционально.
- Человек пропускает буквы при письме и речи. Он произвольно переставляет звуки в словах.
Стиль речи такого больного очень меняется. Если он адекватно может оценивать эту ситуацию, состояние усугубляется тем, что человек становится замкнутым и может впадать в депрессию.
Теряется эмоциональная окраска речи, возникают большие паузы между словами в тот период, когда он пытается вспомнить и произнести один звук.
Диагностика и лечение
В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.
Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.
В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:
- ноотропные препараты;
- антидепрессанты;
- препараты для нормализации тонуса мышц.
Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге.
Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты.
Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки.
Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.
Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.
Логопед работает по следующим методам:
- В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения. Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
- Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
- В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте. Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
- Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.
Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому.
Дополнительно
При сенсомоторной афазии могут применяться дополнительно следующие методы терапии:
- Физиотерапевтический способ для улучшения мозгового кровообращения. Такой метод полезен для активации работы речевой мускулатуры.
- В исключительных случаях может быть назначена операция.
Длительность восстановления у пациента будет зависеть от степени поражения и качества оказания первой медицинской помощи. Острый период может длиться до полугода.
Исключение составляет тотальная афазия. До полного восстановления может пройти более трех лет. Шансы на полное восстановление при сенсомоторной афазии зависят от наличия сопутствующих заболеваний у пациента.
Вернуть речевую функцию будет сложнее, если у пациента случилось повторное кровоизлияние, прогрессирует сахарный диабет.
Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.
Крайне тяжело восстановить речь у пожилых людей. Но и у молодых людей возникают сложности с реабилитацией, если поражения головного мозга очень значительны. Важно начать лечение при появлении первых симптомов патологии и четко соблюдать все показания врачей.
Сенсорная афазия
- 1. Признаки и причины сенсорной афазии
- 2. Формы сенсорной афазии
- 2.1 Семантическая афазия
- 2.2 Акалькулия афазия
- 2.3 Сенсорно-моторная афазия
- 2.4 Тотальная афазия
- 3. Симптомы
- 3.1 Специфические признаки сенсорной афазии у детей
- 4. Диагностика
- 5. Лечение
- 6. Реабилитация
Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.
Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка.
Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота.
Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.
Признаки и причины сенсорной афазии
Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:
- Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
- Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
- Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.
Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:
- Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
- Задняя височная артерия;
- Артерия угловой извилины.
Формы сенсорной афазии
Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:
Семантическая афазия
При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.
Акалькулия-афазия
В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.
Сенсорно-моторная афазия
Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.
Тотальная афазия
При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.
Симптомы
Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:
- Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
- «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
- Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
- Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
- Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
- Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
- Нарушение письменной речи.
Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется.
Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.
Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.
Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего.
Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика.
В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.
Специфические признаки сенсорной афазии у детей
Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е.
не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека.
Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:
- Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
- Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
- Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Диагностика
Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:
- Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
- Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
- Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.
Лечение
Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:
- Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
- Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
- Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
- Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.
На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией.
Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса.
Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.
Реабилитация
Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному.
Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям.
Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.
Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:
Клинический институт мозга
Поделиться статьей в социальных сетях
Программы:
Другие статьи по теме:
- Афазия
- Афферентная и эффертная моторная афазия
- Амнестическая афазия
- Моторная афазия
Сенсомоторная афазия — тяжелое поражение речевых центров
В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного неврологического заболевания или травмы.
В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.
Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи (сенсорная и моторная). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?
Факторы-провокаторы нарушения
Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.
Например, моторная афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).
Сенсорная форма речевого расстройства (отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.
Основные причины появления данного симптома:
Предрасполагающими факторами считаются:
- почтенный возраст;
- неблагоприятный семейный анамнез;
- сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые ишемические атаки, пороки сердца и сосудов.
Клинические проявления
Сенсомоторная афазия — это сочетание симптомов, характерных для обоих видов речевых нарушений. Такая сложная клиническая ситуация вызывает значительные трудности в общении у людей с сохраненным интеллектом и приводит их к инвалидности.
Моторная афазия проявляется в двух формах:
- афферентная форма — больной не способен произнести отдельные звуки по своему желанию или по просьбе кого-либо из-за проблем с артикуляцией, однако возможно самопроизвольное произношение подобных звуков в другое время;
- эфферентная форма — человек может говорить отдельные звуки или слоги, но не может их сложить в слова, у него отсутствует умение переключаться с одного звука на другой, поэтому такой пациент часто повторяет один и тот же слог или застревает сразу при первом произнесении и перестает дальше говорить вообще.
Такие больные могут правильно произносить слова и строить фразы, нередко они быстро и часто говорят, не понимая смысла услышанного. Страдает как спонтанно появляющаяся речь, так и повторение за логопедом, описание предметов и картинок или чтение вслух.
Комбинация симптомов сенсорной и моторной афазии дает в итоге клинику сенсомоторного расстройства, как наиболее тяжелого среди всех речевых нарушений. Больной при этом не понимает других и не может сам нормально говорить.
Степень утраты своей речи и возможность распознавать правильно разговор окружающих людей будет зависеть от индивидуальных особенностей и серьезности имеющихся повреждений.
Этот сложный вид афазии еще называют тотальным из-за нарушения всех аспектов речевых функций человека. Нередко он может сочетаться с другими неврологическими проявлениями (например, с гемипарезом) или общими симптомами (рассеянность, апатия, сонливость).
Лечебная помощь
Для больных с афазией необходима организация двух направлений лечения.
наблюдением невролога или нейрохирурга. Это могут быть консервативные мероприятия (препараты для улучшения мозгового кровообращения, обменных процессов) и хирургические методы (удаление опухоли, абсцесса) с последующим назначением ЛФК, массажа, физиотерапии, механотерапии, методов психологического воздействия.
- Прогноз зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента — его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний и семейной предрасположенности, а также от локализации и размеров очага поражения в коре головного мозга.
- В любом случае восстановление будет более успешным при раннем начале восстановительной работы и выполнении всех рекомендаций врача в полном объеме, а также при активном участии и помощи родных и близких пациента с афазией.
Читайте ещё
Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?
Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.
Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.
Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей.
Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации.
Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.
Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния.
Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения.
Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.
Классификация расстройства
Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут.
Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм.
Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:
Симптомы и лечение сенсомоторной афазии после инсульта. Сенсомоторная афазия — тяжелое поражение речевых центров
Афазия Брока развивается при поражении заднего отдела нижней лобной извилины левого полушария. При частичном повреждении речь возможна, но при этом она искажена и замедлена.
Больной долго подбирает слова и говорит неразборчиво, неправильно строит фразы, активно использует мимику и жесты, сохраняет верную интонацию. Парафазия — нарушение, при котором больной меняет местами слоги в словах или сами слова.
Возможно также повторение отдельных слов, которые записаны на бумаге или запомнились ранее. Моторная афазия имеет разные черты протекания. В зависимости от клинической картины различают несколько видов афазии Брока:
Сенсорная афазия
Если больной перестал понимать обращенную к нему речь, говорят об афазии сенсорной. Человек, страдающий этим расстройством, воспринимает слова и предложения как шум, из-за этого не может контролировать и свою речь. Однако больной не осознает этого. При письме и чтении наблюдается перестановка и замена букв.
Логорея (невозможность остановить поток слов) и персеверация, характеризующаяся постоянным повторением звуков, — основные признаки сенсорной афазии. Сенсорная афазия при инсульте подразумевает обязательные занятия с логопедом, на которых будут использоваться различные способы взаимодействия: не только речь, но и жесты.
Сенсомоторная афазия
При сочетании сенсорной и моторной афазии возникает частичная или полная утрата речи. Такой вариант возможен вследствие травм, опухолей, энцефалита и менингита, после инсульта. Считается наиболее тяжелой формой и с трудом поддается лечению.
Основные симптомы
Нарушены функции нижней лобной извилины и верхней доли височной области. Больной не может воспринимать и произносить слова, при этом слух сохраняется. Из-за таких симптомов заболевание имеет другое название — акустико-гностическая афазия, которая имеет следующие признаки:
Вызвать серьезные осложнения могут и другие заболевания: повторное кровоизлияние, артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.
Методы лечения
Если у больного сенсорная афазия, лечение будет сложным и длительным. Назначаются упражнения для восстановления речевой функции со врачом-логопедом и препараты, стимулирующие мозговое кровообращение. Если присутствует абсцесс или гематома, будет проведена нейрохирургическая операция. К другим методам относятся иглорефлексотерапия и электрофорез.
Основные лекарства, назначаемые при нарушении речи:
Прогноз
Реабилитация продолжается около 6 месяцев. При помощи логопеда восстановление речи происходит через 2−3 года. Прогноз зависит от возраста больного и его особенностей. Успех возможен при раннем начале лечения, помощи квалифицированных специалистов и постоянном участии близких. Родственники могут обеспечить дополнительную мотивацию для пациента.
Лечение
Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.
После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние.
С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии.
При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.
Поэтапная реабилитация
Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.
Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.
На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.
Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.
На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.
При систематическим подходе к реабилитационным занятиям у большинства пациентом удаётся добиться стойкого положительного результата, что позволяет адаптироваться пострадавшему в обычной социальной среде.
Comments
(0 Comments)