Детская неврология, признаки различных заболеваний
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть.
Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные.
Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых.
К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы.
Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро.
Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
- Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
- Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
- Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках.
Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский.
Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Причины возникновения психических заболеваний у детей
Каждый без исключения родитель желает видеть свое чадо счастливым, здоровым, полным жизненных сил и энергии. Взрослые уделяют много времени и внимания его физическому воспитанию, игнорируя эмоциональное развитие. В связи с этим могут проявляться различные психические расстройства у детей. Их коварство состоит в том, что они не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс.
Поэтому наряду с телесным развитием немаловажную роль играет развитие психологических центров. А при обнаружении отклонений родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированному медику. В статье будут рассмотрены самые распространенные психические отклонения у деток, а также особенности их проявления и терапии.
Самые распространенные нарушения психики у детей
Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития.
К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.
Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу.
Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка.
На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.
Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:
- умственную отсталость;
- ранний аутизм у детей;
- ЗПР;
- синдром недостатка внимания.
Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.
Синдром дефицита внимания
Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции.
Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.
Импульсивный тип
Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.
Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно. Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.
Преимущественно невнимательный тип
Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.
Комбинированный тип
Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.
Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:
- легкая возбудимость;
- взбудораженность;
- быстрое отвлечение от дел;
- невозможность концентрации внимания;
- стремление перебить собеседника;
- рассеянность;
- болтливость;
- желание постоянно что-то делать.
Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.
Аутизм
Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения.
Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста.
Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.
Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня).
Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку.
Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.
Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.
Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.
Причины развития
Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.
Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.
Задержка психического развития
В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной. При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии.
Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму.
Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра.
Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.
Олигофрения
Тем не менее, все они формируются по причине недостаточно развития психики. Заболевание имеет обширную классификацию и включает в себя большое количество форм:
- слабо выраженную разновидность (дебильность);
- среднюю форму (имбецильность);
- сильную степень (идиотию).
В настоящее время наиболее часто используется классификационная картина заболевания в соответствии с параметрами IQ.
- легкая степень – 50-70 баллов;
- умеренная олигофрения – 30-50 баллов;
- тяжелая форма – 20-35 б.;
- глубокая разновидность – менее 20 балльных единиц.
Решить эту проблему можно исключительно комплексным способом, избрав тщательный подход к каждой сфере развития личности.
Шизофрения
В процессе прогрессирования этой болезни происходят определенные личностные изменения, которые обычно могут проявляться оскуднением эмоциального фона, снижением энергетического уровня, потерей единства психических опций. Среди наиболее распространенных клинических признаков у лиц дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:
- редкий плач (в грудном возрасте), отсутствие реакции на мокрые пеленки и пробудившийся аппетит;
- необоснованный страх, чередующийся с абсолютным бесстрашием;
- возникновение состояния двигательного угнетения или, наоборот, возбуждения;
- стереотипное поведение.
У школьников, больных этим недугом, часто возникают следующие симптоматические проявления:
- речевые расстройства и частое употребление стереотипных выражений;
Детские неврологические заболевания
Детская неврология – ведущее направление в деятельности НИИ Дети Индиго. Центр Дети Индиго активно внедряет в свою практику самые актуальные достижения детской неврологии в России и за рубежом.
Высокая оснащенность передовыми технологиями и команда опытных врачей, многие из которых имеют ученую степень, выводят НИИ Неврологии и Педиатрии Дети Индиго на самый достойный уровень, в ряд с крупнейшими клиниками. Именно поэтому в челябинское отделение детской неврологии ежегодно обращаются тысячи пациентов из самых удаленных городов нашей страны и из стран зарубежья.
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТСКИХ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПОДДАЮЩИХСЯ ЭФФЕКТИВНОМУ ЛЕЧЕНИЮ В НИИ ДЕТИ ИНДИГО
ВНИМАНИЮ БУДУЩИХ МАМ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ!
Во многом здоровье ребенка обусловлено протеканием беременности и ходом родов. Будущим мамам следует внимательно отнестись к своему самочувствию, наблюдать беременность и своевременно обращаться к профильным специалистам.
О ЧЕМ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ МОЛОДЫЕ РОДИТЕЛИ
Молодых родителей должны насторожить малейшие отклонения в развитии малыша и стать поводом для обращения к специалисту. На прием к лор-врачу также стоит записаться при первых признаках недомогания.
Вовремя начатое лечение повышает шансы на успешное выздоровление.
Рекомендуем обратиться за профессиональной консультацией врачей Центра «Дети Индиго», если у ребенка имеют место какие-либо из следующих симптомов:
- перинатальная патология,
- последствия родовых травм,
- гидроцефалия,
- угроза развития ДЦП,
- головные боли,
- повышенное черепное давление,
- гиперактивность, повышенная возбудимость,
- агрессивность,
- нарушения сна,
- снижение интеллекта, памяти, внимания,
- задержки речевого, моторного, психического развития,
- глухота,
- отставание по школьной программе,
- плохой почерк,
- энурез,
- последствия прививок.
В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Приём ведётся в Магнитогорске и в Челябинске. Запишитесь на консультацию по лечению детских неврологических заболеваний в Челябинске и Магнитогорске.
- Ознакомиться с перечнем методов лечения заболеваний ЦНС, применяемых в НИИ Дети Индиго, можно здесь
- Узнайте подробнее о симптомах и причинах детских неврологический заболеваний, выбрав соответствующий раздел по алфавитному указателю.
Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины
Обновление: Декабрь 2018
Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.
Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет.
Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет.
Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.
Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.
При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).
Почему возникают неврозы?
И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.
Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.
Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.
Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).
Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:
- предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
- психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы
Пусковым механизмом невроза могут служить:
- перенесенные заболевания
- частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
- тяжелые отношения в семье
Протекание заболевания и его выраженность зависит от:
- пола и возраста ребенка
- особенностей воспитания
- тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
- особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)
Психотравмы
Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно.
Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы.
Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).
- Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
- Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.
Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.
Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.
- В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
- Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.
Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.
Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?
Действия взрослых
Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:
- модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
- модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
- авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
- модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
- разные подходы к воспитанию со стороны родителей
- чрезмерная жесткость родителей
- конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.
Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.
Внешние факторы
- изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
- посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
- изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.
Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.
Особенности характера ребенка
Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.
Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события.
Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста.
Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.
Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.
Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.
Общие проявления неврозов
- изменение поведения детей
- появление новых черт характера
- повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
- резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
- тревожность, ранимость.
Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:
- тахикардия и изменения АД
- нарушения дыхания, потливость
- расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
- нарушение концентрации внимания
- снижение памяти
- дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
- плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
Проявления разного вида неврозов у детей
Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:
- среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
Неврология у детей до года: причины, симптомы
Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.
Неврология детей до года — причины
Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов.
Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития.
Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.
Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы.
Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга.
Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.
Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.
Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства.
Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений.
Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.
Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).
Когда идти к врачу
Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы.
Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть).
Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:
- Во время плача ребенок закидывает голову назад.
- Врожденные рефлексы не угасают через полгода после рождения.
- Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
- Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
- Обильно выделяется слюна после кормления.
- Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
- Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
- Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
- Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
- Западает внутрь головки родничок.
- Часто плачет, есть трудности в засыпании.
- Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
- Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
- Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
- Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
- Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.
Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.
Реабилитация
При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.
Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.
Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.
Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.
Детская неврология, неврологические болезни у детей
Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования организма в целом. К сожалению, дети зачастую страдают нервными расстройствами не меньше взрослых.
И если вовремя не обратить внимание на имеющуюся проблему, то она может перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.
Рассмотрим, какие бывают неврологические болезни у детей, по каким причинам они возникают и какими методами лечатся.
Нарушения работы нервной системы у детей могут быть как слабо выраженные, так и сопровождающиеся такими серьёзными диагнозами, как: эпилепсия, ДЦП, нервный тик, синкопе, задержка речи, проблемы с концентрацией внимания, неврологический энурез, заикание и др.
При сложных формах заболевания лечение очень длительное и не всегда результативное. Детские неврологические болезни имеют в своей основе такие причины:
- нездоровый образ жизни мамы, а также всевозможные патологии во время беременности;
- родовые травмы;
- приобретённая межрёберная невралгия может возникать из-за неправильного взятия на руки;
- нарушения позвоночника;
- регулярное ношение малыша в сумке-кенгуру;
- переохлаждение.
Детские неврологические заболевания, симптомы и лечение
Нарушения в работе нервной системы могут проявляться как сразу после рождения, так и спустя какое-то время. Стоит насторожиться, если кроха постоянно плачет.
Дети капризничают в двух случаях: при неправильном уходе и наличии физических или психических расстройств. В любом случае лучше лишний раз показать малыша педиатру.
А он решит – необходим ли в конкретном случае консультация и наблюдение невропатолога или нет.Детская неврология имеет такие симптомы:
- сильные переживания ребёнка по разному поводу;
- чрезмерное погружение в мир фантазий во время игры;
- общение с воображаемыми друзьями;
- постоянные головные боли;
- нервный тик;
- отсутствие аппетита;
- навязчивые стражи, истерики, плаксивость;
- бессонница;
- невротическое недержание мочи;
- в более старшем возрасте быстрая утомляемость, нарушения позвоночника, частые мигрени и т.п;
- в подростковом возрасте фанатическое увлечение каким-либо неординарным занятием (субкультура религия и т.д.).
Детская невропатология чаще всего встречается у робких детей с заниженной самооценкой и находящихся постоянным строгим контролем родителей или, наоборот, предоставленных с раннего детства самим себе.Лечение отклонений, как правило, назначает невролог для детей. К основным методам борьбы с недугом являются:
- медикаментозное лечение;
- физические упражнения;
- соблюдение диеты;
- различные терапии (фито, магнито, мануальная и т.д.);
- физиотерапевтические процедуры;
- лечебный массаж;
- хирургическое вмешательство при сложных случаях (операции на головном и спинном мозге).
Будьте внимательны к своим детям. Для профилактики заболеваний нервной системы ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка дома. Любовь и забота помогут избежать многих эмоциональных расстройств.
Неврологические диагнозы детей раннего возраста и страхи родителей
После рождения малыша у родителей возникает много хлопот, и неопытные мамы и папы переживают по причине появления в карте ребенка различных диагнозов, состоящих из аббревиатур, загадочных и пугающих.
Дети еще совсем крохотные, и любые отклонения в состоянии их здоровья, особенно, если это головной мозг, могут в дальнейшем обернуться серьезными нарушениями развития малыша — физического или психического.
Но так ли опасны диагнозы и страшные буквы в карте?
Переживания родителей: реальные и надуманные
Особенно волнуют родителей диагнозы, касающиеся состояния детского мозга и нервной системы, выставленные практически сразу после родов. Если врач говорит о том, что с нервной системой не все в порядке, родители могут переживать серьезный эмоциональный стресс.
Каким же образом едва родившийся на свет ребенок имеет неврологические диагнозы и проблемы функционирования мозга — виноваты в подобном родители, врачебное ли это упущение или врожденное отклонение? Самым частым диагнозом у детей является ПЭП — расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. Что это за загадочное состояние, родители не знают, но само название «болезни» угрожающе и пугающе звучит. Чем оно может грозить ребенку, как может сказаться на его будущем,может ли отразиться на психическом или физическом развитии малыша? Разберем данную проблему подробнее.
Мозг ребенка: какие диагнозы возможны?
Важно указать тот факт, что вся нервная система ребенка, а также как спинной, так и головной мозг, механизмы работы всех отделов нервной системы и возникновение разного рода неврологических заболеваний, изучено на сегодня в медицине еще недостаточно. В детской неврологии еще много вопросов и далеко не все ответы на них врачи точно знают. Мозг ребенка к его рождению еще функционально незрелый, развитие малыша и его нервной системы активно продолжается в первые годы жизни. О правильной работе нервной системы в нормальных условиях и при патологиях иногда толком не могут сказать большинство из практикующих детских неврологов, а уж участковые педиатры и неонатологи, врачи других профилей и подавно. Зачастую, с целью перестраховки, либо частичного снятия со своей персоны ответственности за дальнейшие заболевания и их возможное развитие, которые могут быть пропущены, врачи ставят избыточные диагнозы. При этом все симптомы и отклонения относят к вариантам вполне нормального развития мозга и становления его функциональности.
Новорожденные дети и «мода» на диагнозы
Сегодня врачи по набору определенных симптомов и проявлений ввели некую «моду» в постановке диагнозов детям, выписываемым из родильного дома и наблюдаемым в дальнейшем на участке.
Таким образом, в историях болезни возникают комбинации из разных букв, которые страшно пугают и волнуют родителей, но, по сути, ни о какой особой опасности не говорят. Очень часто в будущем становится понятно, что подобная практика являлась «перестраховкой».
Дети на фоне подобных «диагнозов» развиваются вполне по срокам и не имеют проблем. Однако, часть диагнозов может со временем и подтвердиться, и таким деткам вовсе не лишним будет соблюдение общих рекомендаций в виде раннего плавания, лечебной физкультуры.
Если патологические симптомы не исчезнут, а напротив, будут дополняться другими — это может послужить поводом для получения мнения другого компетентного специалиста-невролога.
Помимо этого, медицинская наука и техника не стоит на месте, происходит постоянное усовершенствование методик диагностики, в том числе и визуальной. В силу этого врачам становятся доступными такие данные о мозге и нервной системе, которые ранее, еще несколько десятков лет назад, были недоступны.
И отсюда тоже начинает возникать гипердиагностика и разного рода диагнозы, которые у детей требуют еще детальных исследований и наблюдений многие годы, чтобы с точностью сказать — патология ли это или варианты развития малыша, соответствующие вполне здоровым детям.
Подходы к диагнозам в детской неврологии меняются, на смену устаревшим диагнозам по типу ММД (что расшифровывают как минимальная мозговая дисфункция), который на сегодня признан несостоятельным, пришли новые — ПЭП, либо ГТП ЦНС (расшифровывая как гипоксически-травматическое повреждение ЦНС) или же СДВГ (переводится как синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Все эти наборы букв не просто устрашающие звуки, это реальные диагнозы, которые имеют дети в карточках практически в каждом втором (если не первом) случае.
Развитие малыша и аббревиатуры
Подобные «диагнозы» могут комбинироваться между собой, либо встречаются изолированно или в сочетании с другим «букетом» проблем, и могут приводить родителей к мысли — с развитием малыша может быть не все хорошо, и возможно, ему необходимо серьезное лечение. Это и понятно, при наличии нескольких строчек в графе «диагноз», даже без их подробной расшифровки, подобная информация кажется родителям, не имеющим медицинских знаний страшной проблемой. Они думают, что нарушено развитие малыша как физическое, так и психическое, и они будут растить детей-инвалидов, не способных двигаться и нормально жить, лежащих овощами и тяжело умственно отсталых. От такой перспективы кто хочешь, впадет в уныние. Но, стоит сразу предупредить — панику поднимать рано, равно, как и оценивать развитие малыша настолько в негативном ключе.
Ребенок и его проблемы: что не относят к патологии
У ребенка в раннем возрасте, сразу после рождения и в первые месяцы жизни нервная система еще незрелая, это вполне нормальное явление.
В дальнейшем нервная система формируется и созревает еще некоторое время, ребенок рождается с набором минимальных навыков, и постепенно обучает и совершенствует нервную систему, создает условные рефлексы и проходят определенные линии и этапы развития.
Это отражает степень формирования и созревания нервной системы. Мозг ребенка еще очень пластичен и формируется в процессе его послеродового роста и развития.
Именно поэтому особые проявления, которые для более старших детей и взрослых означали бы однозначно патологию, для ребенка периода новорожденности будут вариантом нормального процесса развития, и зачастую врачи об этих особенностях развития забывают.
Обычно самые сложные и серьезные диагнозы ребенок получает после проведения такого современного скринингового метода как нейросонография (УЗИ мозга через большой родничок). При этом происходит визуальный осмотр и измерение основных структур мозга на экране аппарата с вынесением заключений по его строению.
Важно заметить, что само по себе заключение врача УЗИ, которое получено по результатам исследования, поводом для выставления каких-либо диагнозов не является. Это дополнительный метод исследования, исключающий грубые пороки и патологии развития.
Если обнаружено расширение каких-либо из желудочков, боковых рогов мозга или даже межполушарной щели, это совсем не повод для того, чтобы немедленно лечить ребенка, особенно, если никаких жалоб и симптомов нет.
Это всего лишь картинка УЗИ и данные заключения – это не лечат! Также не имеет под собой основания диагноз гиперактивности, это заключение может выдаваться детям не ранее пяти-семи лет, а новорожденные не могут быть гиперактивными. Не относят к патологии нервной системы нечастые и необильные срыгивания после кормлений — это нормальное явление для детей.
Нервные заболевания у детей
Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.
Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.
На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.
Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.
Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.
На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.
Причины и последствия
Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.
- взаимоотношения в семье;
- общение с ровесниками;
- атмосфера в детском саду, школе, кружках;
- экологическая обстановка.
- стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
- генетическая предрасположенность;
- склад характера: чрезмерная эмоциональность;
- болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.
Симптомы
Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя.
Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее.
Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.
Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица.
Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета.
Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.
К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:
Виды заболеваний
Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.
- Инфекционные заболевания нервной системы у детей:
- менингит (воспаление оболочек головного мозга);
- энцефалит (болезнь мозга, вызываемая вирусами);
- полиомиелит (острая инфекция, приводящая к атрофии мышц).
- Паразитарные заболевания нервной системы у детей:
- альвеококкоз, возникающий при использовании детьми в пищу застойной воды и немытых ягод из леса;
- гельминтоз, который появляется из-за червей и их паразитирующих личинок, живущих в организме ребенка;
- некатороз и анкилостомоз провоцируются употреблением фруктов и овощей, которые не мыли.
- Нервно-мышечные заболевания нервной системы у детей:
- дистрофия;
- спинальные мышечные амиотрофии;
- паралич.
- Наследственные заболевания нервной системы у детей:
- множественный врожденный артрогрипоз, характеризуемый ограничением подвижности, деформациями суставов;
- врожденная митония, проявляющаяся в скованности мышц, их гипертрофии;
- родовая травма, проявляющаяся в защемлении нервов, повреждении структур головного мозга.
- Дегенеративные заболевания нервной системы у детей:
- болезнь Паркинсона;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Галлервордена — Шпатца.
Диагностика и лечение
Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.
Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно.
После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур.
При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.
Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии.
Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор.
Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.
Профилактика
“Неврология” у детей поддается профилактике. Чтобы снизить риск нарушений, необходимо соблюдать следующие правила:
Вы можете подобрать детского врача-невролога для консультации или лечения на нашем сайте самостоятельно или же звоните в справочную службу (услуга бесплатная).
Данный материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с доктором. За диагностикой и лечением обращайтесь к квалифицированным врачам!
Comments
(0 Comments)