Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития.

Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

Обратите внимание

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все. Важно

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку.

В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

Совет

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач.

Обратите внимание

Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Методика раннего обучения детей раннего возраста – обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

Безусловно, нет ничего важнее здоровья и развития детей: психологического, физического, умственного. Важно вовремя определить, как обстоят дела с этим развитием у крохи и уделять должное внимание его совершенствованию. Методик раннего развития очень много, однако, не стоит увлекаться и экспериментировать на ребенке, делая из него вундеркинда.

И уже тем более не нужно пугаться, если выбранный способ не приносит ожидаемых результатов — каждому малышу подходит свой метод. Пытаясь «впихнуть» в маленького человечка уйму материала, не следует забывать, что — это, прежде всего ребенок, нуждающийся в любви, внимании и заботе, а не вычислительная машина.

В материалах этой статьи мы расскажем про имеющиеся методики раннего развития.

Три основных типа раннего развития

Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:

  • Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
  • Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
  • Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».
  • Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?

    Суть раннего развития детей

    Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет.

    Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей.

    Важно

    Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом.

    С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

    • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
    • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
    • родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

    Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.

    Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

    Даже самые замечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и читать Шекспира в оригинале.

    Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу займут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Поэтому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные вещи и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное количество информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.

    Каждая из рассмотренных ниже методик современна и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые открыты в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

    Карточки Домана

    Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.

    Ребенку показывают специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Согласно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.

    Карточки Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не только чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду занятиям, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно раздражать родителей.

    Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.

    Философия Монтессори

    Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого интересного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то есть дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими предметами играть (а заодно изучать).

    Здесь главной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, если нужно, помочь. Такая свобода выбора дает малышу ощущение полной независимости. Мебель на занятиях соизмерима с ростом детей и каждая вещь — доступна.

    На занятиях присутствуют и хрупкие изделия, которые учат играть детей аккуратно.

    Обзор методик раннего развития

    Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

    Редактор Мамсила Сравнительно недавно родился новый термин – «интенсивное родительство». По сути, это такое усовершенствованное «материнство 2.0», где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию.

    Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

    Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.

    Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения.

    На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения «родительского перфекционизма» и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.

     

    В этой статье мы не даем никаких рекомендаций. Мы собрали для вас информацию о различных методиках раннего развития, выделив их плюсы и минусы, чтобы вы могли составить свое мнение о каждой из них.

    Методика Марии МонтессориОснова обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

    Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

    Существуют специальные классы Монтессори.

    Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

    • зона реальной (практической) жизни;
    • зона сенсорного развития;
    • зона математики;
    • зона языковая;
    • зона космическая.

    Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

    Возраст ребенка: 

    Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

    • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
    • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга. 


    Плюсы:

    • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
    • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
    • развитие навыков самообслуживания;
    • развитие навыков самодисциплины.


    Минусы:

    • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
    • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
    • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
    • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
    • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
    • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
    • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
    • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме».

    Вальдорфская методика

    Методики раннего развития детей

    Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

    Каждый маленький человечек с самого рождения наделен огромным потенциалом.

    Именно в первые годы жизни формируется большинство его будущих умений и способностей, поэтому раннее начало обучения поможет в будущем избежать проблем с учебой.

    Ученые доказали, что малыша в возрасте 3-4 лет научить намного проще, нежели семилетнего ребенка. В Институте Домана было утверждено, что использование методики развития детей во время роста головного мозга наиболее эффективно.

    Активное обучение, начатое практически в младенческом возрасте, и есть смыслом всех методик раннего развития, разработанных некоторыми выдающимися педагогами.

    Большинство таких работ научно подтверждены, и часто применяются родителями и учителями. Чтобы выбрать метод развития малыша, необходимо вкратце ознакомиться с каждым из них и выбрать оптимальный для своего ребенка. Правильный выбор поможет раскрыть детский потенциал, заложенный в генах, всесторонне развить и подготовить ребенка к дальнейшей жизни.

    Система, изобретенная американским врачом Гленом Доманом, изначально была предназначена для детей с отставанием в развитии. Заметив хороший результат, он решил попробовать позаниматься со здоровыми детьми, что в итоге принесло еще лучшие плоды. Можно применять эту методику развития детей до года, оптимальное начало занятий – с 6 месяцев.

    Система имеет несколько направленностей:

    • интеллектуальное развитие – математика и чтение;
    • восприятие и творческие способности – работа с цветами, оттенками;
    • характер, воспитание;
    • знания об окружающем мире.

    Доман утверждал, что все знания основаны на фактах. Чем больше их заложено в уме человека, тем шире база его знаний. Усвоение реальных фактов малышом приводит к стимуляции его мозговой деятельности и развитию интеллекта. Маленькие дети схватывают новую информацию очень быстро и просто, поэтому ее нужно преподносить правильно, четко, систематизировано.

    Основной материал для обучения – это карточки, на которых с одной стороны размещены изображения, а на другой – точная информация. Занятия проводятся близкими для ребенка людьми – мамой, папой, бабушкой. И малыш, и обучающий, должны быть в хорошем настроении. Все действия выполняются в игровой форме.

    Карточки показываются по одной, в течение 3-5 секунд, таким образом, чтобы ребенок обратил на каждую внимание. Более продолжительное рассматривание карточки может привести к потере заинтересованности.

    Совет

    После каждого «урока» ребенка обязательно нужно похвалить, чтобы мотивировать его к новым познаниям и достижениям. Повторять занятия следует 3 раза в день, они должны быть короткими, чтобы не переутомлять малыша. Материалы надо ежедневно пополнять несколькими новыми картинками. Залог успеха – это регулярность и систематичность занятий.

    Методика Домана помогает всестороннему развитию малыша, положительно влияет на его интеллект и память. Возможность заниматься практически с самого рождения дает отличный старт для мозговой деятельности и закладывает прочный фундамент для успешного обучения ребенка в будущем.

    Известный на весь мир итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала оригинальную и очень эффективную методику раннего развития детей от 0 до 3 лет, и старше. Лучше всего начинать занятия с детками начиная от 8-10 месяцев.

    Основой методики является свобода ребенка.

    Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

    Главный принцип –самостоятельность малыша.

    Педагог или родители должны установить порядок, показать, объяснить и наблюдать, не мешая при этом выполнять задания ребенку самому, в собственном темпе. Методика выделяет в процессе роста и развитии малыша возрастную чувствительность, именуемую сенситивными периодами, в соответствии с которыми и должно вестись обучение.

    Система заключается в создании вокруг ребенка среды, в которой он сможет найти все необходимые предметы для саморазвития и самообучения. Ведь как раз из окружающего его мира малыш впитывает правильные способы поведения, физического взаимодействия и эмоционального реагирования.

    Эта методика развития детей предполагает наличие практических материалов для совершенствования имеющихся навыков и обучению новых.

    Материал включает в себя рамки-вкладыши, наборы для рукоделия, игрушки со шнуровками и застежками, геометрические фигурки, буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.

    Сегодня во многих городах работают детские садики и группы раннего развития, где с детками занимаются по методике Монтессори.

    Если вы планируете отдавать своего малыша в такой садик, то узнайте, относится ли он к Ассоциации Монтессори- педагогов и как проводятся занятия с детками. Здесь создана соответствующая среда, есть все необходимые предметы, материалы и пособия.

    Обратите внимание

    Подход к каждому ребенку индивидуальный. Такое же окружение можно создать и дома, чтобы мама имела возможность заниматься с малышом самостоятельно.

    Система Монтессори помогает малышу стать более внимательным, независимым и уверенным. Развивает его моторику, сенсорику, память, воображение, образное, логическое и творческое мышление. Ребенок раскрывает свой внутренний потенциал, проявляет индивидуальные способности. При этом он становится личностью, с собственным, никем не навязанным мнением и взглядом на жизнь.

    Педагог Николай Зайцев разработал методику развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, которая называется «Кубики Зайцева». По данной системе можно заниматься с детьми младшего возраста, с 1,5-2 лет.

    Метод развития основан на наглядных пособиях. Это различные кубики, таблички, карточки, а также песенки. Кубики между собой различаются по цветам, размерам, и звукам, которые они издают.

    На каждой грани написаны слоги, и больше ничего.

    Складовая теория обучения чтению дает намного лучший результат, чем, если начинать сначала осваивать буквы, потом учиться складывать их в слоги, а затем в слова.

    Звучание кубиков помогает научиться различать гласные и согласные, мягкие и звонкие звуки, благодаря чему малышу будет легче учиться читать. Слоги выучить проще, чем буквы, несмотря на то, что их намного больше. Отсутствие других изображений обусловлено тем, что в обычной азбуке малышей могут отвлекать красочные картинки, вызывающие излишние ассоциации.

    Материал обязательно преподносится в игровой форме. С ребенком необходимо заниматься регулярно, систематизировано, всячески пробуждая у него интерес к занятиям. Когда малыш освоит слоги, можно постепенно переводить навык чтения в письмо.

    Дети, которые обучаются чтению по методике Зайцева, уже к 3-4 годам показывают отличные результаты. Основные преимущества этой системы, кроме обучения чтению, это развитие логического мышления, расширение словарного запаса, отсутствие логопедических дефектов. В будущем ребенок будет грамотно разговаривать и писать.

    Важно

    Кроме вышеописанных, существует еще множество других методик развития детей от года, до года, от 3-х лет, и так далее. Они с определенной направленностью и всесторонне развивающие. Кроме интеллектуального, следует помнить о физическом развитие малыша. Например, водить ребенка в бассейн или на танцы.

    Каждый малыш индивидуален, поэтому родителям следует подбирать систему, наиболее подходящую его характеру и темпераменту.

    Также выбор зависит от того, чему бы вы хотели его научить. Но, запомните, какую бы методику вы ни практиковали, она обязательно даст хороший результат и поможет ребенку в будущем.

    5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы обучения

    Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

    В последнее время очень модно развивать ребенка с пеленок. Желательно это делать по какой-то методике, чтобы все было в едином ключе. В этой статье мы рассмотрим самые популярные педагогические методики раннего развития для детей

    Воспитание – непростая задача для родителей. Нужно учитывать много факторов: наследственность, индивидуальные особенности ребенка. Ведь все дети развиваются в своем темпе и осваивает мир постепенно.

    Методика Монтессори

    Мария Монтессори свою методику разрабатывала для детей с разными физическими и ментальными нарушениями. Каким же было удивление, когда при сдаче экзамена, они показали лучше результаты, чем их здоровые сверстники.

    Суть методики Монтессори базируется на индивидуальном подходе и свободе выбора. Главная задача воспитателя – не мешать ребенку учиться. Для освоения знаний детям оборудуют специальные помещения: они разделены на зоны.

    В каждой зоне малыши могут развивать математические способности, бытовые навыки, например, они режут ножами, сенсорное развитие: вкус, запах, цвет; изучать космос и заниматься гимнастикой. Ребенка не подгоняют в учебе: выучил за полгода – отлично, за год – тоже хорошо.

     
    Минус: дороговизна. Обучение воспитателей, создание среды – требуют больших затрат.

    Методика Глена Домана

    Карточки Глена Домана часто используют молодые мамы в раннем развитии. Они просты и не требуют больших затрат. Врач и педагог Глен Доман их разрабатывал для развития мозга ребенка до 7 лет — это пик освоения информации. В них написаны слова и нарисованы рисунки. Методика требует систематических занятий.

    Развивает ум, память, усидчивость.
    Минусы: родители часто гиперболизировано воспринимают методику и забывают, что помимо карточек, слово «курочка» можно выучить в деревне, непосредственно наблюдая за животными. Плюс не остается времени на творческое развитие малыша.

    Методика Масару Ибуки

    Свою методику обучения сооснователь компании Sony выложил в книге «После трех уже поздно». Он считает, что до 3 лет ребенок, как губка, впитывает любые знания. В это время нужно использовать его мозг максимально активно. Только не переусердствовать. Чрезмерная наука включает у ребенка «автопилот», он перестает запоминать информацию.

    Знания Масару Ибука советует базировать на произведениях мирового искусства: музыке, картинах, скульптуре. Не последнее место относит изучению иностранных языков. Масару Ибуки считает, что ранняя наука уходит в подсознание и «выстреливает» немного позже.
    Минусы: разрешает шлепать ребенка до двух лет.

    Совет

    Мамы буквально воспринимают посыл «впихнуть» в ребенка знания до трех лет и не дают ему свободы развития.

    Вальдорфская педагогика

    Методика была разработана философом Рудольфом Штайнером. Основывается на «семилетках»: с рождения и до 7 лет ребенок имитирует взрослых через игру. В этот период задача воспитателя показать ребенку, что мир – добрый. С семи до 14 лет развивается сфера чувств.

    Ребенок учится посредством рассказов и занятий изобразительным искусством. Учитель должен показать, что мир — прекрасный. После 14 лет ученики должны почувствовать, что мир — правдивый. Также дети не изучают все предметы сразу, как при классическом обучении.

    Например, целый месяц они посвящают истории. Другие предметы дают «мазками» в это время. Следующий – географии, и т.д.
    Минусы: методика оторвана от жизни. В основном она направлена на развитие изобразительного искусства.

    У детей мало знаний по классическим предметам и четкое убеждение, что мир – добрый, прекрасный, хотя это не всегда так. 

    Методика Жан Ледлоф 

    Американская писательница Жан Лендлоф описала свою методику в книге «Как вырастить ребенка счастливым». Свои знания она базирует на наблюдениях за жизнью индейцев племени Екуана. Она отметила, что дети и родители в племени были спокойными. С раннего детства они приучались к работе, которая была в радость.

    Малыши проявляли самостоятельность и участвовали в жизни племени
    Суть методики: самый важный для ребенка – «ручной период». В это время, пока ребенок не научится ползать, мама должна максимально долго носить его на руках. При этом малыша берут с собой на все события племени и кормят по требованию.

    Позже, когда малыш самостоятельно передвигается, функция мамы не опекать и оберегать ребенка, а давать свободу и, в случае форс-мажора, прийти на помощь: утешить, дать совет.
    Минусы: методика оторвана от жизни. Ведь легко не оберегать, когда самая большая опасность – змея или пропасть.

    Современный мир намного больше таит в себе опасностей. 

    Обратите внимание

    Вам также будет интересно узнать 4 вида эмоционального насилия над ребенком. 

    Фото к статье: istockphoto.com

    Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

    Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

    Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми.

    Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом.

    В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах. Отечественные разработки рассмотрены в другой нашей статье: Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

    Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение.

    Методика раннего развития детей Гленна Домана

    Важно

    Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу.

    Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей.

    Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

    В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

    Основные принципы методики:

  • Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  • Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  • Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  • Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  • Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
  • Методика Домана-Маниченко

    Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

    Основные принципы методики:

  • Игровые микроуроки.
  • Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
  • Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
  • Монтессори-методика раннего развития

    Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог.

    Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития.

    Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию.

    Основные принципы методики:

  • «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
  • Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
  • Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
  • Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
  • Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
  • Методика раннего развития Сесиль Лупан

    Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы.

    Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка.

    Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

    Основные принципы методики:

  • Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
  • Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
  • Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
  • Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
  • Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
  • Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
  • Методика развития талантов Синити Сузуки

    Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать.

    Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка».

    Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

    Основные принципы методики:

  • Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
  • Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
  • Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
  • К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
  • Методика Масару Ибука

    Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка.

    Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно».

    Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

    Основные принципы методики:

  • Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
  • Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
  • Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
  • У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
  • Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
  • Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
  • Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
  • Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
  • Вальдорфская методика раннего развития

    Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей.

    Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна.

    Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

    Основные принципы методики:

  • Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
  • Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
  • Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
  • Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
  • Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
  • Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
  • Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
  • Методика раннего развития Макото Шичида

    Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

    Основные принципы методики:

  • Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
  • Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
  • Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
  • Подробнее о методике вы можете почитать в наших статьях Метод Шичиды и Методика Макото Шичида: план занятий, игры и упражнения

    Специально для lovingmama.ru

    Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

    Раннее развитие ребенка от 0 до 3 лет: обзор 12 популярных методик с плюсами и минусами

    Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми.

    Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом.

    В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

    Методика раннего развития детей Гленна Домана

    Важно

    Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу.

    Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей.

    Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

    В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

    Основные принципы методики:

  • Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  • Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  • Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  • Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  • Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
  • Методика Домана-Маниченко

    Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

    Основные принципы методики:

  • Игровые микроуроки.
  • Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
  • Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
  • Монтессори-методика раннего развития

    Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог.

    Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития.

    Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию.

    Основные принципы методики:

  • «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
  • Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
  • Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
  • Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
  • Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
  • Методика раннего развития Сесиль Лупан

    Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы.

    Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка.

    Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

    Основные принципы методики:

  • Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
  • Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
  • Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
  • Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
  • Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
  • Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
  • Методика развития талантов Синити Сузуки

    Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать.

    Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка».

    Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

    Основные принципы методики:

  • Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
  • Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
  • Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
  • К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
  • Методика Масару Ибука

    Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка.

    Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно».

    Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

    Основные принципы методики:

  • Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
  • Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
  • Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
  • У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
  • Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
  • Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
  • Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
  • Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
  • Вальдорфская методика раннего развития

    Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей.

    Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна.

    Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

    Основные принципы методики:

  • Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
  • Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
  • Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
  • Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
  • Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
  • Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
  • Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
  • Методика раннего развития Макото Шичида

    Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

    Основные принципы методики:

  • Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
  • Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
  • Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
  • Comments

    (0 Comments)

    Ваш адрес email не будет опубликован.